Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дефицит бюджета и пути его сокращения




Когда объем расходов бюджета превышает доходы, образуется дефицит бюджета.В мировой практике ряда стран это явление имеет постоянный характер: государ­ства вынуждены увеличивать объем расходов для удовлет­ворения возрастающих общегосударственных потребностей.

Экономисты развитых стран различают две формы бюджетного дефицита. Активный дефицит возникает в случае увеличения расходов на развитие экономики, ее модернизацию и в конечном счете — на подъем нацио­нальной экономики. Пассивный дефицит — результат увеличения расходов в связи с финансированием меро­приятий, не отражающихся на росте ВВП (оборона страны, управленческие расходы и др.).

Как правило, дефицит бюджета отрицательно сказыва­ется на стабильности денежной и финансовой систем, по­вышает уровень инфляции и тем самым ухудшает благо­состояние населения. Правительства разных стран вы­нуждены устанавливать максимальную границу величины бюджетного дефицита в процентах к ВВП или к расходной части соответствующего бюджета. Финансирование бюджетного дефицита республики осуществляется из следующих источников:

• внутренних — в виде привлеченных средств от бан­ков, юридических и физических лиц;

• внешних — кредитов международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других
иностранных кредиторов;

• реализации государственного имущества.

Сокращение бюджетного дефицита достигается глав­ным образом за счет увеличения объема доходов и умень­шения уровня расходов. Эти мероприятия тесно связаны с совершенствованием общеэкономических процессов — расширением производства и повышением его эффективности, что позволяет нарастить объем денежных поступ­лений от физических и юридических лиц без усиления налоговой нагрузки на их доходы. Сокращению объема расходов способствует более рациональное и экономное ис­пользование бюджетных средств, а также привлечение других источников финансирования общегосударственных программ. Важное значение в оптимизации бюджетного дефицита играет и уровень управления всем бюджетным процессом.

 

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс— это регламентированная зако­нодательными актами деятельность государственных орга­нов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверж­дении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа. Последова­тельное решение задач, выполняемых на каждом из эта­пов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего це­лям утвержденной социально-экономической программы развития. В общем виде содержание бюджетного процесса представлено в табл. 1.2

 

Таблица 1.2 – Этапы и содержание бюджетного процесса

 

Этапы Название Краткое содержание
I Составление про­екта бюджета Обосновываются объем и структура до­ходов и расходов бюджета
II Рассмотрение и утверждение бюджета Рассматривается Парламентом Рес­публики Беларусь, утверждается Пре­зидентом Республики Беларусь
III Исполнение бюд­жета Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распоря­дительные органы обеспечивают испол­нение соответствующих бюджетов

1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов. При разработке проекта бюджета учитываются:

• направления бюджетно-финансовой политики;

• параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и регио­нальных программ;

• оценка исполнения бюджетов за предыдущий (пофакту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы;

• нормативы отчислений от республиканских налогов
и других обязательных платежей в соответствующие мест­ные бюджеты.

На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение.

Разработка проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распо­рядительных органов, однако его непосредственным со­ставлением занимаются Министерство финансов и местные финансовые (исполнительные и распорядительные) орга­ны. При обосновании отдельных позиций бюджета всегда используются данные Национального статистического ко­митета Республики Беларусь, характеризующие важней­шие показатели социально-экономического развития стра­ны, а также информация Национального банка Республи­ки Беларусь по вопросам денежно-кредитной политики.

II этап. В соответствии с Законом «О бюджетной сис­теме Республики Беларусь и государственных внебюджет­ных фондах» от 31 декабря 2005 г. № 80-3 проект бюджета должен выноситься на рассмотрение Правительства Рес­публики Беларусьдля детального обсуждения его содер­жащий и структура, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и рас­ходов. Рассмотренные и одобренные Правительством Рес­публики Беларусь проекты республиканского и консоли­дированного бюджетов на очередной финансовый (бюд­жетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

Как правило, за три месяца до начала нового бюджет­ного года руководитель государства передает в Парламент проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очеред­ной финансовый год со следующими приложениями:

• пояснительной запиской к проекту бюджета;

• основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;

• проектом консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;

• основными показателями взаимоотношений респуб­ликанского и местных бюджетов;

• оценкой ожидаемого исполнения республиканского
и консолидированного бюджетов за год, предшествующий
планируемому финансовому (бюджетному) году;

• прогнозными расчетами по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюд­жетный) год.

Утвержденный проект бюджета имеет силу закона, который устанавливает объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией друге основные параметры.

При утверждении ассигнований по разделам и подраз­делам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматрива­ющие сокращение расходов, а затем — поправки, преду­сматривающие их увеличение.

III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и произ­водится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению. Таким образом, основные задачи исполнения бюджета можно объединить в две группы:

1) по доходной части:

• обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов всех видов бюджетов;

• контроль за соблюдением налогового законодатель­ства и взысканием других сборов и платежей;

• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов;

• учет всех источников поступлений в бюджет и состав­ление отчетности по видам доходов;

2) по расходной части:

• своевременное и полное финансирование намечен­ных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюд­жетной классификации;

• первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния;

• контроль за рациональным и целевым использовани­ем бюджетных ресурсов.

Ответственность за исполнение соответствующих бюд­жетов возложена на Правительство Республики Бела­русь, местные исполнительные и распорядительные органы власти.

В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения ни основании Законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Иеларусь, решений местных Советов депутатов — в преде­лах утвержденного бюджета и предоставляемых им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или (по его поручению) Президентом Республики Беларусь; местных бюджетов — соответствующими местными Советами депутатов. В процессе испол­нения бюджетов Министерство финансов Республики Бе­ларусь и местные финансовые органы вправе вносить из­менения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных го­довых ассигнований по разделам и подразделам функцио­нальной бюджетной и ведомственной классификаций рас­ходов бюджета. Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы, казначейство и кредит­ные учреждения.

Министерство финансов Республики Беларусь, его тер­риториальные органы и местные финансовые органы со­ставляют бюджетную роспись, в которой конкретизиру­ются доходы бюджетов и их распределение в течение теку­щих года и квартала. Она является основным документом, определяющим объем всех предусмотренных поступлений и их направления по установленным объектам и меро­приятиям.

Активное участие в обеспечении своевременной и пол­ной мобилизации доходов бюджета принимают налоговые органы, которые занимаются сбором налоговых платежей, контролем за правильностью их исчисления и своевремен­ностью уплаты. Они ведут учет плательщиков и поступле­ний конкретных видов налогов, применяют администра­тивные и финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

На кредитные учреждения и казначейскую систему воз­ложены функции кассового исполнения бюджета. В Рес­публике Беларусь применяется смешанная система ис­полнения бюджета. В данном случае банковская система занимается приемом денежных поступлений и их распре­делением по отдельным видам бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджета по расходам (т.е. финан­сирует предусмотренные бюджетом мероприятия), регули­рует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, реализует управление и обслу­живание государственного долга.

Средства из республиканского бюджета перечисляют­ся с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов тер­риториальных органов государственного казначейства в уч­реждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»

согласно платежным поручениям, предъявленным распо­рядителями средств, на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет средств бюд­жета, как правило, минуя текущие счета распорядителей бюджетных средств.

В исполнении бюджета непосредственно участвуют все плательщики налогов, сборов и других видов платежей, а также распорядители кредитов, получающие и использующие бюджетные ассигнования. Результаты исполнения бюджета отражаются в отчете, характеризующем фак­тические поступления доходов и использование бюджетных ассигнований. Министерство финансов Республики Беларусь составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый(бюджетный) год, основываясь на отчетах об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска) и представляет его Правительству Республики Бела­русь на рассмотрение и утверждение.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)