Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления сотрудничества ЕС



2015-12-15 1258 Обсуждений (0)
Основные направления сотрудничества ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна из ключевых целей ЕС - реализация Экономического и валютного союза (ЭВС), создание которого обусловлено прикреплением валют государств-членов друг к другу в рамках фиксированных обменных курсов. Единая европейская валюта евро должна заменить национальные валюты и тем самым завершить создание ЭВС. Первый этап (1990-1993 гг.) предусматривал отмену большинства ограничений на движение капитала, усиление координации экономической политики государств-членов и сотрудничества центральных банков. В начале второго этапа (1994 г.) приступил к работе Европейский валютный институт (ЕВИ), возглавляемый президентом и председателями национальных центральных банков. На третьем этапа (1997-1999 гг.) ЕВИ сменил Европейский центральный банк, который призван управлять денежной массой единой европейской валюты евро.

Экономическая политика проводится в рамках ЭВС в соответствии с принципами открытой рыночной экономики и сюбодной конкуренции и остается в ведении государств-членов. Валютная политика передается в ведение Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), состоящей из центральных банков государств-членов и Европейского центрального банка. Эта политика направлена на:

- обеспечение ценовой стабильности;

- поддержку общей экономической политики;

- разработку и реализацию денежной политики;

- проведение валютных операций в соответствии с Договором;

- поддержку и управление официалыными валютными резервами государств-членов;

- содействие беспрепятственному функционированию платежной системы.

Единая денежная единица ЕС евро создана с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами - членами экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой.К 2004 г. евро находится в обращении в 12 государствах - членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, мы Централы-юамериканской зкономической интеграции и Анд-ской группы) и др/гими государствами.

Другие внешние контакты связаны с международным сотрудничеством в различных областях, международными организациями, Объединенными Нациями, специализированными учреждениями ООН.

Весной 2003 г. в ЕС было принято специальное коммюнике относительно сотрудничества после расширения 2004 г. с новыми соседними государствами, так называемая платформа «Большая Европа». Она направлена на развитие более тесного сотрудничества с Алжиром, Беларусью, Египтом, Израилем, Иор-данией, Ливаном, Ливией, Марокко, Россией, Сирией, Тунисом, Украиной и Палестинской автономией.

Лекция 11.Европейские политические и экономические организации

1. Совет Европы, ЕАСТ, Вышеградская группа и ЦЕФТА.

2. Бенилюкс.

3. ЕБРР /устав, цели, структура.

Цель лекции – раскрыть историю европейских политических и экономических организаций.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

 

1. На Европейском континенте действует самое большое число межгосударственных организаций различного профиля, направленности и компетенции. Некоторые из них имеют многолетнюю историю, большинствоже возникло после Второй мировой войны. В политической сфере особое место занимают ОБСЕ и Совет Европы. По охвату государств и своей роли они принадлежат к числу наиболее влиятельных организаций и на континенте, и на глобальном уровне. Экономическое сотрудничество в Европе определяет Европейский Союз, однако продолжают функционировать Европейская ассоциация свободной торговли и Организация экономического сотрудничества и развития; существенную роль играет Европейский банк реконструкции и развития.

Относительно новым для Европы явлением стало возникновение субрегиональных форматов сотрудничества-Черноморского экономического сотрудничества, Центральноевропейской инициативы, Совета государств Балтийского моря.

Многочисленность и взаимопересекаемость европейских организаций вызывает сложность их изучения. К примеру, вопросами безопасности в этом регионе занимаются НАТО, Западноевропейский союз, ОБСЕ, ЕС, а в политическом смысле - в какой-то степени и Совет Европы. Такую перекрестность одни специалисты квалифицируют как стихийность и слабость международных институтов, другие, напротив, считают, что подобный объективно сложившийся подход отражает оптимальную взаимодопол-няемость, необходимую смежность различных по функциям, влиянию и охвату межгосударственных организаций.

Совет Европы возник 5мая 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 47 государств. Статус наблюдателя при Совете Европы имеют 5 государств (Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония). Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран. Совет Европы следует отличать от Европейского Союза, объединяющего 25 стран, которые до вступления в ЕС уже являлись членами Совета Европы. Штаб-квартира Организации находится в Страсбурге (Франция).

Цель этой организации - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды.

Основные органы:

· Комитет Министров директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств-членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

· Парламентская Ассамблея, объединяющая 630 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами. В настоящее время председателем Ассамблеи является Рене ван дер Линден (Нидерланды, Группа Европейской народной партии).

· Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, состоящий из Палаты местных властей и Палаты регионов. Председателем Конгресса в настоящее время является Джованни ди Стази (Италия, Группа социалистов).

· Секретариат, насчитывающий около 1800 сотрудников, с сентября 2004 года возглавляемый Генеральным секретарем Терри Дэвисом (Соединенное Королевство), бывшим заместителем председателя Парламентской Ассамблеи и председателем Группы социалистов. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодежи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Помимо ЕС в Европе в 1960 г. возникла еще одна организация на основе подписанной в Стокгольме конвенции. ЕАСТ — это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании, как ответ на образование Общего рынка. В момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия в качестве ассоциированного члена. В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. — Португалия, а в 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.

Ассоциация не ставит своей целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза.

Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В его задачи входит разработка рекомендаций и исполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единогласия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира — в Женеве.

Отличия ЕАСТ от ЕС:

1. в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган — консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;

2. режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;

3. за каждой страной — членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами;

4. в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа.

Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В соответствии с достигнутым договором с 1 января 1993 г. страны — члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.

Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС.

В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад. Некоторые эксперты полагают, что это межгосударственное объединение не полностью подпадает под признаки международной организации. У него нет, например, постоянно действующего секретариата. Формально с таким подходом можно согласиться. Однако, сдругой стороны, Вышеградская четверка, как часто называют это объединение, существует более 10 лет и смогла сформулировать для себя новую, перспективную повестку дня, исчерпав к 2004г. основные задачи, поставленные государствами-участниками в начале своего существования (продвижение четырех государств в евроатлантические институты, в первую очередь в ЕС и НАТО).

В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г. Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:

— наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

— членство в ВТО / ГАТТ;

— наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран- участниц Соглашения.

С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.

Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли.

2. Бенилюкс - экономический союз

Договор об образовании экономического союза Бенилюкс подписан в 1958 г. и вступил в силу в 1960 г. Он кодифицировал нормы, разрабатываемые с 1948 г, когда начал функциониро-вать таможенный союз трех государств - Бельгии, Люксембурга, Нидерландов.

За ним последовали другие договоры: в 1960 г. - о свободном передвижении лиц по территориям трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы; в 1969 г. -протокол об унификации таможенной территории Бенилюкс; в 1984 г. - введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса и др.

Цели Бенилюкса: свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг; проведение единой торговой и экономической политики по отношению к третьим странам.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом и проводит несколько заседаний в год. Он следит за соблюдением договора и принимает решения в рамках предоставленных ему полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры, Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана согласно постановлению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и р ешения Комитета министров.

Совет экономического союза координирует деятельность различных комиссий и подчинен Комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы отраслевые комиссии и специальные комитеты (внешнеэкономических связей; валютно-финансовых вопросов; по промышленности и торговле; сельскому хозяйству, продовольствию и рыболовству; таможенным и налоговым вопросам; транспорту; социальным вопросам; свободному передвижению и поселению лиц; вопросам юстиции; координированию статистики; конкурсам и тендерам; здравоохранению; малым и средним предприятиям; туризму; муниципальному планированию; окружающей среде; энергетике; сотрудничеству в административной и юридической сферах; передвижению людей).

Генеральный свкретариат возглавляет коллегия генеральных секретарей, состоящая из собственно генерального секретаря (согласно договору - гражданин Нидерландов) и двух его заместителей. Политическая роль генерального секретариата с течением времени значительно возросла. Так, с 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из 21 депутата бельгийского парламента, 21 -нидерландского и 7-люксембургского, при назначении которых учитывается влиятельность политических фракций в этих странах.

Консультатиеный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия - Центральный экономический совети Национальный совет труда; Люксембург-Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций образована арбитражная коллегия.

В задачу судебной палаты входит содействие единому толкованию совместно принятых правовых норм.

Государства Бенилюкса и Вышеградской четверки (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), ксторые ставили целью развитие сотрудничества и продвижение своих региональных интересов, договорились о кооперации и координации деятельности по вопросам, имеющим общий интерес (семинары, рабочие встречи).

Бельгия, Люксембург и Нидерланды вместе с Германией, Италией, Испанией, Португалией и Францией подписали Шенгенское соглашение (1985 г.), предусматривающее поэтапное упразднение контроля на общих границах (см. с. 228).

Официальные языки Бенилюкса - французский и голландский, а местопребывание рабочих органов - Брюссель.

Европе́йский банк реконстру́кции и разви́тия(ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

Структура банка.Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

 

Лекция 12.Организация Североатлантического договора (НАТО)

1. История НАТО. Военная структура.

2. Программа «Партнерство ради мира».

3. Роль НАТО в современном мире.

Цель лекции – осветить проблемы образования Организации Североатлантического договора (НАТО).

Ключевые слова – партнерство, НАТО, североатлантический блок, альянс, ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация,.



2015-12-15 1258 Обсуждений (0)
Основные направления сотрудничества ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления сотрудничества ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)