Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Метод экономической теории




Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической теории.

Что изучает экономическая теория?

§ Предмет экономической теории в том виде, в котором он существует в настоящее время, определился далеко не сразу.

В любом обществе в центре внимания была, есть и будет экономическая проблема, суть которой - конфликт между и неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.

-> Любое общество ежедневно должно решать три основные задачи:

§ Что, какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве?

§ Как, каким образом эти товары и услуги должны быть произведены?

§ Для кого должны быть произведены эти товары и услуги?

Экономические отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Какие исторические этапы прошла экономика как наука прежде, чем она сформировалась в современном виде?

n Первобытные люди владели зачатками экономических знаний о том, как в общине складываются отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Но эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний.

Первый этап развития экономической мысли – связан с появлением в античном обществе науки экономия.

§ В IV веке до н.э. Ксенофонт (древнегреческий философ) назвал «Экономикой» науку об искусстве ведения домашнего (натурального) хозяйства.

§ Экономия происходит от двух греческих слов: ойкос – дом, домохозяйство, и номос – закон.

§ Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» - хозяйство ради самообеспечения и «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения.

n В период феодализма экономическая мысль рассматривала широкий круг проблем: обоснование законности владения феодальной землей, торговлю, товарно-денежные отношения и др.

n По мере становления капитализма интерес к экономике возрастает.

 

Второй этап - возникновение политической экономии как науки о капиталистическом (буржуазном) богатстве.

§ Антуан де Монкретьен (Трактат политической экономии, 1615 г.) впервые употребил понятие «политическая экономия» как науки о государственном хозяйстве.

§ Последующие почти 150 лет (до А. Смита) политическая экономия рассматривалась как наука о государственном хозяйствовании.

§ Главная заслуга Монкретьена - он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук.

§ А. Монкретьен - представитель меркантилизма.

Первоначально в центре внимания политической экономии находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем интересов купечества стала первая школа, возникшая в политической экономии - меркантилизм ( XVI – XVIII вв.).

 

Меркантилизм -это первая научная школа политической экономии, которая отражала интересы купечества.

§ Меркантилизм происходит от итальянского "мерканте" - торговец, купец.

§ Суть меркантилизма - познание закономерностей торговли

§ По теории меркантилизм:

ü Богатство общества выражается в накоплении денег в результате торговли;

ü Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, т.к. он способствовал накоплению богатства

§ Поздние меркантилисты ( Уильям Петти (1623 – 1687гг.), Англия; Пьер Буагильбер (1646-1714гг.), Франция) - призывали государственную власть активно поощрять развитие промышленного производства.

 

Классическая школа политической экономии.

Французская классическая школа: Франсуа Кенэ (1694 – 1774гг.), А. Тюрго (физиократы) - источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы

§ Ф. Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала , создав первую макроэкономическую модель (основа модели - движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма.

Английская классическая школа: (А. Смит, Д. Рикардо и др.).

§ Предметом исследования являлось богатство. Но источником богатства они считали не сферу обращения, а сферу производства, труд;

§ Основа классической школы - трудовой теории стоимости (А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.)

 

Марксизм

§ К. Маркс - впервые применил метод материалистической диалектики(И. Кант, и. Фихте, Г. Гегель) к анализу социально-экономических явлений.

Это позволило раскрыть законы движения (развития) капиталистической системы.

§ В «Капитале» (1867г.) К. Маркса - дается анализ современного капитализма XIX века.

§ В качестве предмета политической экономии К. Маркс рассматривал экономические (производственные) отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения обмена и потребления благ.

§ Внес вклад в создание научной системы политической экономии на основе трудовой теории стоимости.

§ Вывод Маркса о неизбежной гибели капитализма, смены его другой экономической системой история не подтвердила.

 

§ Третий этап - возникновение экономикс (так представители неоклассической школы стали называть экономическую теорию) .

§ Экономикс - аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

§ Один из основоположников этого направления - английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.).

§ Первоначально в рамках экономикс анализировались экономические явления и процессы преимущественно на микроуровне:

§ экономическое поведение потребителей и фирм,

§ процессы и явления, связанные с производством отдельных благ,

§ конкретные рынки и отрасли.

§ Центральная проблема микроэкономического анализа(Микроэкономики) -механизм ценообразования и определение объемов производства отдельных товаров и услуг на основе эффективного распределения ресурсов.

§ После Великой депрессии (1929 -1933гг.) большое внимание стали уделять и изучению общих проблем эффективности использования ресурсов в экономике в целом. Этот раздел назвали макроэкономика.

§ Джон Кейнс (1883 – 1946гг.) - основоположник макроэкономического анализа.

§ Центральная задача макроэкономики – выяснение условий достижения полной занятости и безинфляционного роста производства.

 

Метод экономической теории.

 

Задача экономической теории как науки - выявить повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

n Повторяющиеся, устойчивые связи, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг получили названиеэкономических законов.

n Экономические законы:

Ø носят объективный характер: действуют независимо от сознания и воли людей;

Ø имеют исторически преходящий характер.

 

§ Для изучения экономических отношений применяются те же самые методы, что и в других областях науки – физике, химии и пр.

§ Но специфика объекта предполагает свои, специальные инструменты при использовании того или иного метода.

1) Методы и приемы формальной логики:

§ эмпирические и теоретические исследования (Эмпирические исследования опираются на данные социологических опросов, статистических наблюдений, направлены на изучение определенного объекта; теоретические исследования связаны с изучением причинно-следственных связей, их устойчивости, закономерности;

§ анализ и синтез;

§ научная абстракция (отвлечение);

§ дедукция и индукция (дедукция – переход от общего к частному, от общих посылок к их следствиям, индукция – от частного (эмпирических данных) к общему;

§ сравнение и т.д.

2) Диалектический метод:

§ Разработан немецкими философами (Кант, Гегель);

§ Суть: все явления и действия находятся в постоянном развитии, которое идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

 

3) Математические методы, математическое моделирование(с начала XX века).

Экономическая модель –это формализованное описание экономического процесса или явления.

n Используются как на уровне фирмы, так и н.х. в целом.

n Позволяют решить задачи оптимизации, сбалансированности развития, степень влияния различных факторов, что важно при выработке социально-экономической политики и пр.

n Василий Леонтьев (Нобелевская премия по экономике, 1973г., за разработку модели «затраты - выпуск»). Данная модель легла в основу межотраслевых балансов экономики.

n Канторович Л.В. - советский математик и экономист. Нобелевская премия по экономике, 1975г. за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Один из создателей линейного программирования.

 

4) Метод сравнительной статики:

§ сравниваются не абсолютные, а относительные показатели. Например, ВВП на душу населения

§ доля (%)(например, доля расходов ВВП на образование);

§ относительные цены: например, цена товара (услуги) А по сравнению с ценой товара (услуги) Б равна отношению А\Б;

Пример: в 1960г. цена древесины дуба продавалась по 34,5$ куб. метр, а сосны - по 29,0 $ куб. метр. В 1984г. цены поднялись до 139,4 $ и 84,3$. Все цены выросли, но с точки зрения производителя мебели важно, , что цена дуба выросла больше, чем цена сосны, и стала относительно более дорогой. Относительная цена дуба в 1960г. составила 1,19, а в 1984г. – 1,65.

§ реальные цены: используются для того, чтобы выяснить, росла ли цена быстрее общего уровня цен или нет;

Пример:

P1960г. (дуба) = 34,5$

P1984г. (дуба) = 139,4$

ИПЦ 1960г. = 88,7

ИПЦ 1984г. = 311,1 - вырос в 3,51 раза

Рреальная 1984г. = 139,4$ : 3,51 = 39,72$ -> опережает рост среднего уровня цен.

 

§ процентные изменения: при анализе динамики, чтобы сравнение имело смысл, необходимо устранить различия в масштабах экономики на начало каждого периода;

 

Процентное изменение реального ВВП = (ВВП1960 – ВВП1950)/ ВВП1950 х 100% =38,3%

 

§ темпы прироста: процентное изменение, но за определенный период времени.

Например, мы хотим узнать, когда ВНП рос быстрее в США: за период между 1983 и 84 гг. или между 1982 и 83 гг.

Темп прироста ВНП =( ВВП1983 – ВВП1982)/ ВВП1982 х 100% =3,6%

Темп прироста ВНП =( ВВП1984 – ВВП1983 )/ ВВП1983 х 100% =6,4%

 

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)