Метод экономической теории
Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Что изучает экономическая теория? § Предмет экономической теории в том виде, в котором он существует в настоящее время, определился далеко не сразу. В любом обществе в центре внимания была, есть и будет экономическая проблема, суть которой - конфликт между и неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. -> Любое общество ежедневно должно решать три основные задачи: § Что, какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? § Как, каким образом эти товары и услуги должны быть произведены? § Для кого должны быть произведены эти товары и услуги? Экономические отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Какие исторические этапы прошла экономика как наука прежде, чем она сформировалась в современном виде? n Первобытные люди владели зачатками экономических знаний о том, как в общине складываются отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Но эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний. Первый этап развития экономической мысли – связан с появлением в античном обществе науки экономия. § В IV веке до н.э. Ксенофонт (древнегреческий философ) назвал «Экономикой» науку об искусстве ведения домашнего (натурального) хозяйства. § Экономия происходит от двух греческих слов: ойкос – дом, домохозяйство, и номос – закон. § Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» - хозяйство ради самообеспечения и «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения. n В период феодализма экономическая мысль рассматривала широкий круг проблем: обоснование законности владения феодальной землей, торговлю, товарно-денежные отношения и др. n По мере становления капитализма интерес к экономике возрастает.
Второй этап - возникновение политической экономии как науки о капиталистическом (буржуазном) богатстве. § Антуан де Монкретьен (Трактат политической экономии, 1615 г.) впервые употребил понятие «политическая экономия» как науки о государственном хозяйстве. § Последующие почти 150 лет (до А. Смита) политическая экономия рассматривалась как наука о государственном хозяйствовании. § Главная заслуга Монкретьена - он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук. § А. Монкретьен - представитель меркантилизма. Первоначально в центре внимания политической экономии находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем интересов купечества стала первая школа, возникшая в политической экономии - меркантилизм ( XVI – XVIII вв.).
Меркантилизм -это первая научная школа политической экономии, которая отражала интересы купечества. § Меркантилизм происходит от итальянского "мерканте" - торговец, купец. § Суть меркантилизма - познание закономерностей торговли § По теории меркантилизм: ü Богатство общества выражается в накоплении денег в результате торговли; ü Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, т.к. он способствовал накоплению богатства § Поздние меркантилисты ( Уильям Петти (1623 – 1687гг.), Англия; Пьер Буагильбер (1646-1714гг.), Франция) - призывали государственную власть активно поощрять развитие промышленного производства.
Классическая школа политической экономии. Французская классическая школа: Франсуа Кенэ (1694 – 1774гг.), А. Тюрго (физиократы) - источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы § Ф. Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала , создав первую макроэкономическую модель (основа модели - движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием). Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма. Английская классическая школа: (А. Смит, Д. Рикардо и др.). § Предметом исследования являлось богатство. Но источником богатства они считали не сферу обращения, а сферу производства, труд; § Основа классической школы - трудовой теории стоимости (А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.)
Марксизм § К. Маркс - впервые применил метод материалистической диалектики(И. Кант, и. Фихте, Г. Гегель) к анализу социально-экономических явлений. Это позволило раскрыть законы движения (развития) капиталистической системы. § В «Капитале» (1867г.) К. Маркса - дается анализ современного капитализма XIX века. § В качестве предмета политической экономии К. Маркс рассматривал экономические (производственные) отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения обмена и потребления благ. § Внес вклад в создание научной системы политической экономии на основе трудовой теории стоимости. § Вывод Маркса о неизбежной гибели капитализма, смены его другой экономической системой история не подтвердила.
§ Третий этап - возникновение экономикс (так представители неоклассической школы стали называть экономическую теорию) . § Экономикс - аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. § Один из основоположников этого направления - английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.). § Первоначально в рамках экономикс анализировались экономические явления и процессы преимущественно на микроуровне: § экономическое поведение потребителей и фирм, § процессы и явления, связанные с производством отдельных благ, § конкретные рынки и отрасли. § Центральная проблема микроэкономического анализа(Микроэкономики) -механизм ценообразования и определение объемов производства отдельных товаров и услуг на основе эффективного распределения ресурсов. § После Великой депрессии (1929 -1933гг.) большое внимание стали уделять и изучению общих проблем эффективности использования ресурсов в экономике в целом. Этот раздел назвали макроэкономика. § Джон Кейнс (1883 – 1946гг.) - основоположник макроэкономического анализа. § Центральная задача макроэкономики – выяснение условий достижения полной занятости и безинфляционного роста производства.
Метод экономической теории.
Задача экономической теории как науки - выявить повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями. n Повторяющиеся, устойчивые связи, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг получили названиеэкономических законов. n Экономические законы: Ø носят объективный характер: действуют независимо от сознания и воли людей; Ø имеют исторически преходящий характер.
§ Для изучения экономических отношений применяются те же самые методы, что и в других областях науки – физике, химии и пр. § Но специфика объекта предполагает свои, специальные инструменты при использовании того или иного метода. 1) Методы и приемы формальной логики: § эмпирические и теоретические исследования (Эмпирические исследования опираются на данные социологических опросов, статистических наблюдений, направлены на изучение определенного объекта; теоретические исследования связаны с изучением причинно-следственных связей, их устойчивости, закономерности; § анализ и синтез; § научная абстракция (отвлечение); § дедукция и индукция (дедукция – переход от общего к частному, от общих посылок к их следствиям, индукция – от частного (эмпирических данных) к общему; § сравнение и т.д. 2) Диалектический метод: § Разработан немецкими философами (Кант, Гегель); § Суть: все явления и действия находятся в постоянном развитии, которое идет от простого к сложному, от низшего к высшему.
3) Математические методы, математическое моделирование(с начала XX века). Экономическая модель –это формализованное описание экономического процесса или явления. n Используются как на уровне фирмы, так и н.х. в целом. n Позволяют решить задачи оптимизации, сбалансированности развития, степень влияния различных факторов, что важно при выработке социально-экономической политики и пр. n Василий Леонтьев (Нобелевская премия по экономике, 1973г., за разработку модели «затраты - выпуск»). Данная модель легла в основу межотраслевых балансов экономики. n Канторович Л.В. - советский математик и экономист. Нобелевская премия по экономике, 1975г. за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Один из создателей линейного программирования.
4) Метод сравнительной статики: § сравниваются не абсолютные, а относительные показатели. Например, ВВП на душу населения § доля (%)(например, доля расходов ВВП на образование); § относительные цены: например, цена товара (услуги) А по сравнению с ценой товара (услуги) Б равна отношению А\Б; Пример: в 1960г. цена древесины дуба продавалась по 34,5$ куб. метр, а сосны - по 29,0 $ куб. метр. В 1984г. цены поднялись до 139,4 $ и 84,3$. Все цены выросли, но с точки зрения производителя мебели важно, , что цена дуба выросла больше, чем цена сосны, и стала относительно более дорогой. Относительная цена дуба в 1960г. составила 1,19, а в 1984г. – 1,65. § реальные цены: используются для того, чтобы выяснить, росла ли цена быстрее общего уровня цен или нет; Пример: P1960г. (дуба) = 34,5$ P1984г. (дуба) = 139,4$ ИПЦ 1960г. = 88,7 ИПЦ 1984г. = 311,1 - вырос в 3,51 раза Рреальная 1984г. = 139,4$ : 3,51 = 39,72$ -> опережает рост среднего уровня цен.
§ процентные изменения: при анализе динамики, чтобы сравнение имело смысл, необходимо устранить различия в масштабах экономики на начало каждого периода;
Процентное изменение реального ВВП = (ВВП1960 – ВВП1950)/ ВВП1950 х 100% =38,3%
§ темпы прироста: процентное изменение, но за определенный период времени. Например, мы хотим узнать, когда ВНП рос быстрее в США: за период между 1983 и 84 гг. или между 1982 и 83 гг. Темп прироста ВНП =( ВВП1983 – ВВП1982)/ ВВП1982 х 100% =3,6% Темп прироста ВНП =( ВВП1984 – ВВП1983 )/ ВВП1983 х 100% =6,4%
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |