Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Октябрьские события 1993 г



2015-12-15 574 Обсуждений (0)
Октябрьские события 1993 г 0.00 из 5.00 0 оценок




К осени 1993 г. противостояние Президента и Верховного Совета усилилось. Конфликт между исполнительной и законодательной властями входил в свою завершающую стадию. 1 сентября Президент своим Указом освободил от должности одновременно вице-президента А. Руцкого и вице-премьера правительства РФ В. Шумейко. Действия Президента были расценены депутатами Верховного Совета как антиконституционные.

18 сентября участники Всероссийского совещания народных депутатов всех уровней приняли «Обращение к гражданам России» в связи с угрозой конституционному строю. Собравшийся в этот же день Совет Федерации высказался за одновременные досрочные выборы и Президента и парламента. Вечером 21 сентября по телевидению с Обращением к гражданам России выступил Б. Ельцин. Он заявил, что Верховный Совет «утратил способность выполнять главную функцию представительного органа - функцию согласования общественных интересов. Он перестал быть органом народовластия.

Власть в российском Верховном Совете захвачена группой лиц, которые превратили его в штаб непримиримой оппозиции». Поэтому «нынешний законодательный корпус утратил право находиться у важнейших рычагов государственной власти». Обратившись к согражданам за поддержкой, Президент сообщил о принятом решении прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, назначить на 11-12 декабря 1993 г. выборы в Государственную Думу - нижнюю палату создаваемого на основе проекта новой Конституции Федерального Собрания.

До избрания нового парламента в стране фактически вводилось прямое президентское правление. Все органы власти должны были руководствоваться Указами Президента и постановлениями правительства Российской Федерации. В подписанном 21 сентября Указе № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» подчеркивалось, что «безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти».

21 сентября в Белом доме на экстренную 7-ю сессию собрался Верховный Совет с единственным вопросом в повестке дня – «О политической ситуации в Российской Федерации, сложившейся в результате государственного переворота». Конституционный суд признал Указ Президента № 1400 и его Обращение к гражданам России не соответствующими целому ряду статей действовавшей Конституции, из чего сделал вывод о том, что эти документы служат основанием для отрешения Ельцина от должности. Сразу же после оглашения Заключения Конституционного суда Верховный Совет, руководствуясь статьей 121 (п. 6) Конституции, гласившей, что полномочия «Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно». Было принято постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.». Исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который в час ночи 23 сентября принял присягу.

24 сентября Съезд принял Постановление о досрочных выборах депутатов и Президента не позднее марта 1994 года, но при условии, что Президент отменит свой указ № 1400. Правительство взяло под свой контроль здание парламентского центра на Цветном бульваре, здание на Новом Арбате, где располагались несколько организаций Верховного Совета и часть аппарата. Вокруг Белого дома были выставлены милицейские заслоны, контролировались все входы и выходы из здания. В свою очередь, служба охраны Белого дома стала раздавать оружие находившимся в здании добровольцам, пришедшим защищать парламент. Из их числа были созданы отряды самообороны. Сторонники Верховного Совета, оказавшиеся за кольцом блокады, стали переходить к акциям протеста на улицах Москвы.

Многое зависело от регионов, от их реакции на происходящее в Москве. К вечеру 23 сентября в 53 из 87 регионов России прошли заседания представительных органов власти. Большинство Советов осудило действия Президента. На Чрезвычайном Съезде от имени 26 краев и областей выступил А. Тулеев с предложениями: отменить Указ № 1400, восстановить конституционную законность по состоянию на 20 час. 00 мин 21 сентября, назначить на 12 декабря 1993 г. одновременные выборы Президента и Верховного Совета, прекратить цензуру в СМИ, возобновить выпуск закрытых газет и журналов, предоставить слово представителям субъектов Федерации. В противном случае, по словам Тулеева, регионы оставляли за собой право принять решительные меры экономического и политического характера, вплоть до организации общероссийской политической забастовки и блокирования поставок нефти и газа, основных транспортных магистралей.

Решающее значение для исполнительной власти имело сохранение контроля над силовыми структурами государства. Видя, что обращения Верховного Совета и назначенных им новых руководителей силовых министерств к личному составу МВД, Службы безопасности, Вооруженных сил не нашли поддержки, Правительство перешло к решительным действиям. Всем находившимся в Белом доме людям был предъявлен ультиматум: покинуть здание в течение двух дней.

2 октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться сквозь кордоны к Дому Советов. Пролилась кровь. Это стало началом кровавого разрешения конфликта.

На следующий день 3 октября 1993 г. толпа возбужденных сторонников парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Октябрьской площади до Белого дома и разблокировала его. А. Руцкой призвал собравшихся на площади перед Белым домом штурмовать мэрию, располагавшуюся в здании бывшего СЭВ.

Отряды сторонников Верховного Совета захватили мэрию. Р. Хасбулатов, обращаясь к наэлектризованной толпе, призывал взять Кремль. Вечером того же дня на захваченных грузовиках и автобусах большая группа сторонников Верховного Совета двинулась к телерадиокомплексу «Останкино». Здание телецентра в это время охранялось усиленными нарядами ОМОНа и бойцами специального подразделения внутренних войск МВД «Витязь». Сторонники парламента с помощью грузовика разбили стеклянные двери телецентра. Неизвестный выстрелил из гранатомета в окно телецентра. В результате взрыва погиб один из солдат отряда «Витязь». Раздались ответные выстрелы, быстро рассеявшие толпу.

Указом Президента РФ с 16 час. 3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное положение. В 20 час. 00 мин. было передано Обращение Правительства к москвичам и гражданам России, в котором говорилось о том, что Правительство «вынуждено прибегнуть к силе для обуздания распоясавшихся политических авантюристов». 4 октября в 6 час. 45 мин. начался штурм Белого дома. К 8 час. 00 мин. здание было полностью блокировано войсками. В 9 час. 20 мин. подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 час. все было кончено. Руководители обороны Белого дома А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников, В. Ачалов, А. Макашов и другие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово. По официальным данным 3-4 октября 1993 г. погибли 145 чел. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших.

7 октября 1993 г. Указом Президента были распущены Советы в Москве. Спустя два дня Ельцин подписал Указ «О реформе представительных органов власти и органов самоуправления в Российской Федерации», прекращавший деятельность всех районных, городских, поселковых и сельских Советов, полномочия которых передавались главам местных администраций.

22 октября Президент подписал Указ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации». Этим Указом объявлялись выборы в представительные органы власти в регионах в период с декабря 1993 по март 1994 г. и было утверждено «Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». Органам представительной власти разрешалось осуществлять правовое регулирование, по представлению глав администрации рассматривать и утверждать бюджет, осуществлять контроль за исполнением принятых нормативных актов, бюджета. Администрация получила право накладывать вето на решения представительной власти, которое, однако, могло быть преодолено большинством в 2/3 голосов. Специально было оговорено право глав администрации формировать администрацию. 24 октября 1993 г. был подписан президентский Указ о выборах в Думы Москвы и Московской области, этим же Указом были одобрены положения об организации власти и проведении выборов в столичном регионе, а также временное положение о местном государственном управлении и местном самоуправлении в Московской области, предложенное в качестве образца другим областям России.

26 октября 1993 г. Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации. Выборы же новых органов местного самоуправления предполагалось провести с декабря 1993 по июнь 1994 г. Во многих регионах представительные органы власти продолжали существовать, взаимодействуя с администрацией.

 

Таким образом, в результате целого ряда указов, молниеносно последовавших за подавлением сопротивления Верховного Совета, Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием новой Конституции и проведением выборов в новый парламент России.

12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом по принятию новой Конституции проходили выборы в Государственную Думу. За места в парламенте боролись партии и блоки, которые либо не участвовали в октябрьских событиях, либо возникли позже.

Сторонники продолжения радикального курса в октябре 1993 г. создали блок «Выбор России», в который вошли такие политические организации, как Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий, Демократическая Россия, профсоюзное объединение «Соцпроф» и др. Основным девизом блока стал «Свобода, собственность, законность». Лидером блока был избран вице-премьер правительства Е. Гайдар. Блок поддержал указ № 1400 как предоставивший «уникальный шанс для спокойного перехода к полноценной демократии». В октябре 1993 г. была создана Партия Российского Единства и Согласия (ПРЕС), провозгласившая себя партией государственности, единой России, партией управленцев-профессионалов. Возглавил партию другой вице-премьер правительства С. Шахрай. Крепкие позиции в предвыборной борьбе занимала созданная в феврале 1993 г. Аграрная партия России. Она представляла производителей сельскохозяйственной продукции, занятых в колхозах и совхозах. Партия выступала за равноправие всех форм собственности, против свободной купли продажи земли, критиковала методы «шоковой терапии». Лидером партии стал М. Лапшин. Близкой по духу к Аграрной партии была Коммунистическая Партия Российской Федерации (КПРФ), восстановленная в феврале 1993 г. Партия не участвовала в активной борьбе во время октябрьских событий, но осудила действия Президента. Партия была организационно хорошо оформленной, выступала за многоукладную экономику, за повышение роли государства, но против возврата к сверхцентрализованной системе. Лидером партии стал один из руководителей КП РСФСР Г. Зюганов. Вопреки предсказаниям официозных политологов одним из лидеров предвыборной кампании стала Либерально-Демократическая Партия России во главе с ее лидером В. Жириновским. ЛДПР была создана в марте 1990 г. Своей целью доставила возрождение российского государства в границах Советского Союза, с президентской формой правления. Выступала за социально-ориентированную рыночную экономику, единую армию. В августе 1991 г. поддержала ГКЧП, в октябре 1993-го осудили действия Президента, поддержала новую Конституцию, предусматривавшую президентскую форму правления. В. Жириновский, в прошлом юрист, получил широкую известность еще во время выдвижения на пост главы государства на президентских выборах 1991 г.

В целом итоги голосования в Государственную Думу по общефедеральным спискам распределились следующим образом. Из 225 мест, предусмотренных законом для избранных по партийным спискам, 59 мест получила ЛДПР, 40 – «Выбор России», 32 - КПРФ, 21 - Аграрная партия, 21 – «Женщины России», 20 — Яблоко (по имени трех его лидеров: Г. Явлинского, Ю. Болдырева и В. Лукина), 18 - ПРЕС, 14 мест -ДПР. Вместе с избранными в одномандатных округах и вошедшими позднее в соответствующие фракции в Думе, из 450 депутатских мандатов у «Выбора России» оказалось 96, у ЛДПР - 70, КПРФ - 65, у Аграрной партии - 47. Верховная палата Федерального Собрания - Совет Федерации пополнился за счет представителей национальных и региональных элит, он приобрел больший вес и создал предпосылки для будущего перемещения политического влияния из центра на места.

 

Одновременно с выборами в Государственную Думу прошел всенародный референдум по новой Конституции. По официальным данным за проект Конституции проголосовало 32, млн. чел. (58,4 % от числа принявших участие в референдуме и 32,3 % от общего числа избирателей страны). Новая Конституция закрепила ликвидацию советской системы в России. В основу политического устройства страны был положен принцип разделения властей. Президент объявлен главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Исполнительную власть осуществляет правительство, обеспечивающее проведение финансовой, кредитной и денежной политики. Оно управляет государственной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществляет внешнюю политику и т.д.

Представительную власть осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Дума принимает законы, которые передаются на рассмотрение в Совет Федерации, а после его одобрения -Президенту для подписания. Президент может наложить вето на законопроект. Для его преодоления требуется большинство в 2/3 голосов депутатов нижней палаты.

Судебная власть реализуется через Конституционный суд, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента и правительства, а также субъектов Федерации и др. Высшим судебным органом по уголовным, гражданским и административным делам является Верховный суд РФ. Высший Арбитражный суд РФ разрешает экономические споры. Конституция закрепила политические и гражданские права и свободы человека. Впервые было закреплено право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью. Ельцин, оценивая факт принятия Конституции, подчеркнул: «подведена окончательная черта под советским коммунистическим режимом».

 

Начало 1996 г. в политической жизни страны было наполнено ожиданием. Это был год новых президентских выборов, от исхода которых зависело, по какому пути пойдет страна навстречу третьему тысячелетию. Значение выборов определялось местом президентской власти в конституционной системе России. Полнотой власти в стране, согласно действующей Конституции, обладает Президент, поэтому политические партии готовились к решающему сражению. Большинство населения было недовольно политикой, проводившейся исполнительной властью в последние годы, и готовилось проголосовать против существующих порядков. Согласно опросам, 55 % жителей страны хотели бы вернуться в доперестроечные времена, более половины желали установления жесткой диктатуры, необходимой для наведения порядка, до 68 % потенциальных избирателей считали, что власть ведет страну в тупик. Начиная избирательную кампанию, Ельцин имел рейтинг 6-8%, но у него было серьезное преимущество перед другими кандидатами, поскольку в российском общественном сознании пост главы государства во многом формирует и образ Президента.

В феврале-марте Ельцин выступил с рядом инициатив, направленных на то, чтобы привлечь избирателей на свою сторону: обещал ликвидировать задолженность по социальным платежам, повысить минимальный размер пенсии, содействовать интеграции в СНГ, предложил план урегулирования конфликта в Чечне. Кроме того, были списаны долги по товарным кредитам для аграрно-промышленного комплекса, обещаны льготы ВПК, обнародована программа поддержки малого бизнеса. В результате этих мер реальные доходы населения в период избирательной кампании выросли на 4 % в феврале и на 5 % в марте.

Недовольство политикой правительства в значительной степени отошло на второй план перед альтернативой возвращения к власти коммунистов. Отторжение от прошлого оказалось сильнее недовольства сегодняшним днем. Важной вехой стало принятие по инициативе оппозиции Государственной Думой 15 марта постановления о денонсации Беловежских соглашений. Это решение подтолкнуло колебавшиеся политические организации и избирателей к Ельцину. Сказалось и то, что значительная часть граждан России стала приспосабливаться к изменившимся условиям и уже не хотела резких перемен. Все это способствовало тому, что Ельцину удалось стать центром объединения сил, не желавших победы коммунистов, привлечь на свою сторону большинство избирателей так называемой «партии власти», Демократического выбора России, других организаций демократического толка.

В свою очередь, главный конкурент Б. Ельцина, лидер коммунистов Г. Зюганов, сумел добиться коалиции с левыми партиями, в том числе и с теми, кто критиковал его за оппортунизм. Предвыборную коалицию с КПРФ составили такие организации, как «Трудовая Россия» (лидер В. Анпилов), «Держава» (А. Руцкой), Аграрная партия (В. Лапшин), «Российский общенародный союз» (С. Бабурин).

Первый тур президентских выборов состоялся 16 июня. За Б. Ельцина проголосовали 35,3 % принявших участие в выборах избирателей, за Г. Зюганова - 32, за А. Лебедя - 14,5, за В. Жириновского - 5,7, за Г. Явлинского - 7,3, за С. Федорова -0,9, за М. Горбачева— 0,5, за М. Шаккума - 0,4, за Ю. Власова - 0,2 и В. Брынцалова - 0,2 %. Одиннадцатый кандидат А. Тулеев незадолго до выборов снял свою кандидатуру в пользу Г. Зюганова. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов.

Второй тур выборов состоялся 3 июля 1996 г. За Б. Ельцина проголосовали 55 %, за Зюганова - 40,7 %, против обоих кандидатов - 4,9 % избирателей. Победа Ельцина во многом была обеспечена созданием блока с А. Лебедем. Политические союзники Б. Ельцина вскоре были отстранены от политических рычагов власти. Победа Б. Ельцина означала неизменность прежнего курса России.

 

В августе 1999 г. правительство возглавил В. В. Путин. Особую популярность Путину в широких кругах населения снискали его энергичные действия, направленные к защите и укреплению федерального государства. Первым шагом стала организация отпора чеченским боевикам, вторгнувшимся в Республику Дагестан. Не ограничившись ликвидацией этих банд-формирований, Путин принял решение о проведении широкомасштабной операции, в ходе которой был восстановлен контроль над территорией всей этой республики. Такие действия не привели к прекращению сопротивления боевиков, но они положили конец крайним формам сепаратизма на всей территории России.

Накануне 2000 г. Б. Н. Ельциным было принято решение о добровольном сложении с себя полномочий Президента России. Следуя Конституции, он передал полномочия Председателю правительства РФ В. В. Путину. В установленный Конституцией срок состоялось избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации март (2000 г.).

 

В 2000-2003 гг. группой кремлевских чиновников – А. Волошиным, Д. Медведевым, В. Сурковым, Д. Козаком, Л. Абрамовым и др. была разработана реформа федеративного устройства. Цель политической реформы состояла в создании трехуровневой системы распределения власти между центром и регионами:

· создание новых административно-территориальных образований – федеральных округов, деятельность которых курировали поставленные президентом полномочные представители

· изменение статуса губернаторов и глав местного самоуправления

· изменение принципа формирования верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации

· создание Государственного Совета.

89 регионов страны были объединены в семь округов, границы которых почти полностью совпадали с семью военными округами: Центральный (17 субъектов), Северо-западный (11), Северо-Кавказский, переименованный в Южны (13), Приволжский (15), Уральский (6), Сибирский (16), Дальневосточный (10). Полпреды и их заместители указом президента были отнесены к федеральным государственным служащим, входящим в состав Администрации Президента РФ и были подконтрольны не только президенту, но и руководителю его администрации. В 2000 г. полпреды были введены в состав Совета безопасности РФ и тем самым были поставлены на один уровень с руководителем Администрации Президента.

Реформа вызвала еще один конфликт интересов: независимые губернаторы оказались понижены в ранге, и теперь должны были апеллировать не лично к президенту, а к своему полпреду, который контролировал их деятельность. Функции полпредов состояли не столько в конкретных контрольных действиях, но в том, чтобы стать опорой президента там, где того потребует ситуация. Кроме того, они выполняли «особые поручения», как, например, мобилизация административного ресурса на региональных выборах, подбор кандидатов на высший пост исполнительной власти в регионе и др.

Постепенно полпреды набирали все больший вес. В каждом федеральном округе были созданы координационные советы по безопасности, куда вошли представители всех силовых и правоохранительных органов регионов, что привело к консолидации федеральных структур. Из0под контроля губернаторов вышла их главная опора – УВД. Бывшие начальники региональных отделений ФСБ, МФБ, ФСНП стали подчиняться только полпредам. В результате произошло укрепление президентской власти: президент РФ – администрация президента – полпреды – федеральные инспекторы. В значительной мере эта «вертикаль» состоит из людей в погонах.

Несмотря на негативную реакцию определенной части политической элиты, реформа усилила центральную федеральную власть и создала группу чиновников, лично преданных президенту. Позиции губернаторов, которые в период правления Ельцина стали силой, угрожавшей стабильности центра, были сильно поколеблены. Специальным законом от 19 июня 2000 г. всенародно избранные губернаторы могли быть уволены президентом, а региональные парламенты распущены в случае нарушения охраняемых Конституцией и законами прав граждан и юридических лиц.

 

Следующим шагом реформы стало преобразование Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания РФ, что также серьезно ущемило статус региональных лидеров. Законом от 5 августа 2000 г. отменялся порядок формирования СФ РФ «по должности», т.е. губернаторы и скиперы региональных парламентов уже не могли быть «сенаторами». Теперь в верхнюю палату Российского парламента вошли по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от парламента (представительного органа) и исполнительного органа государственной власти. Это изменение повлияло на расстановку сил в политическом концерте. Губернаторы потеряли возможность регулярно собираться вместе для обсуждения актуальных проблем, выработки согласованных решений и способов давления на центр.

Параллельно этим новациям администрация президента осуществила планы по формированию единой информационной политики. Все центральные каналы телевидения были поставлены под контроль: с августа 2000 г. – ОРТ, апрель-май 2001 г. – НТВ, в 2002 г. ликвидирован ТВ-6, в 2004 г. закрываются программы «Свобода слова», «Личный вклад» и др. в мае-июне 2003 г. были внесены поправки в Закон о СМИ, ограничивающие свободу слова.

Следующим шагом стало создание Государственного Совета РФ - новой совещательного органа при президенте. Потеряв позиции в Совете Федерации, губернаторы вновь получили возможность лично встречаться с президентом, хотя и на совещательной основе. Желая заручиться поддержкой региональных элит, президент вводит в политическую систему еще один консультативный орган – Совет законодателей, объединяющий руководителей всех региональных парламентов.

Создание Госсовета и Совета законодателей продемонстрировало намерение В. Путина расширить круг проводимых консультаций и разного рода «нулевых чтений» со всем значимыми группами российской элиты для того, чтобы минимизировать сопротивление проводимым реформам, и, в то же время достичь консенсуса по важнейшим вопросам государственной политики. Этот этап привел к тому, что была устранена главная причина слабости государства, которая крылась в разрушении управленческой вертикали. Если весь период правления Ельцина власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то в первый же год правления В. Путина власть вновь стала возвращаться в центр. Неуправляемость территорий была преодолена.

 

Президентские выборы 2000 г. показали слабость политических партий и отсутствие их значимой поддержки со стороны населения. В апреле-мае 2001 г. партии правого фланга реорганизовались: малочисленные распустились, другие в мае 2002 г. создали Союз правых сил (СПС). В этом же году движение «Яблоко» было преобразовано в партию.

Готовясь к выборам 2003 г., администрация президента решала задачу нейтрализации оппозиции и лишения Думы статуса «второго центра власти» в государстве. Чтобы восстановить контроль над политическим процессом, необходимо было существенно сократить многопартийную систему, изгнав мелкие партии и ограничив возможности создания новых партий. Закон усилил контрольные функции государства на выборах, что косвенно способствовало усилению позиций партии власти на всех последующих выборах.

Выборы 2003 г. дали ожидаемые результаты: «Единая Россия» получила 305 мест в парламенте, в результате чего Дума утратила политическую самостоятельность и стала полностью подконтрольной президенту. Впервые в Думу не смогла пройти ни одна оппозиционная либеральная партия. Чуть больше 12 % голосов получили коммунисты. Политическая оппозиция оказалась в состоянии глубокого кризиса.

После серии терактов в августе-сентябре 2004 г. Президент заявил о необходимости противостояния террору, для чего были предложены новые изменения в государственной власти:

· избрание губернаторов не на основе волеизъявления населения всех избирателей, как было раньше, а путем голосования законодательных собраний территорий по кандидатуре, предложенной президентом,

· введение пропорциональной системы выборов в ГД по партийным спискам вместо прежней смешанной системы,

· к каждому губернатору в качестве первого заместителя приставлен офицер внутренних войск с полномочиями: привлекать силы и средства всех ведомств данной территории, необходимые для быстрого реагирования на все акты терроризма.

Таким образом, реформы внесли упорядоченность в функционирование государственных органов власти, но при этом значительно ограничили демократию.



2015-12-15 574 Обсуждений (0)
Октябрьские события 1993 г 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Октябрьские события 1993 г

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)