Место теории менеджмента в учебном процессе
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ
С.В. БОЙКО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Для студентов заочного обучения направления 380302 «Менеджмент»
Череповец, 2015
Бойко С.В. Учебно-методическое пособие по теории менеджмента. Для студентов заочного обучения направления 380302 «Менеджмент» / С.В. Бойко – Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2015.
Пособие предназначено для подготовки студентов заочной формы обучения направления 380302 «Менеджмент» к занятиям по теории менеджмента.
Рецензенты: Ю.Н. Юрлов, канд. психол. наук, доц., проф. каф. ЭУна ПТиГХ Филиала ФГБОУ ВПО СПбГЭУ в г. Череповце. А.П. Погорелый, канд. филос. наук, доц., зав. каф. ГСЭД ЧВВИУРЭ (г. Череповец, Вологодской обл.)
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры менеджмента Протокол № __ от_____________ 2015 года.
Утверждено решением Совета Филиала СПбГЭУ в г. Череповце. Протокол № __ от___________ 2015 года.
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА.. 4 1.1. Место теории менеджмента в учебном процессе. 4 1.2. Цели и задачи дисциплины.. 6 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 6 1.4. Изучение дисциплины «Теория менеджмент» способствует формированию следующих компетенций: 7 1.5. Основные виды учебных занятий. 8 2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 11 2.1. Основная литература. 11 2.2. Дополнительная литература. 12 2.3. Методические разработки филиала в г. Череповце. 13 2.4. Компьютерные программы.. 13 3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ... 15 4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 16 5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 21 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 32 8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТУ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 37 8.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (первый семестр обучения) 37 8.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ (второй семестр обучения) 39 8.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (третий семестр обучения) 40 8.4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (четвертый семестр обучения) 43 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА Место теории менеджмента в учебном процессе. Объектом изучения дисциплины является предприятия (организации, учреждения), осуществляющие производственную деятельность и/или оказание услуг. Предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая органами управления и направленная на достижение поставленных целей. Теория менеджмента является дисциплиной, показывающей состав и взаимосвязи элементов предприятия, как большой экономической системы, а также принципы, условия и содержание эффективного управления: постановки целей, мотивации и принятия решений, задач по развитию организации и др. Цель преподавания дисциплины «Теория менеджмента» – дать будущему бакалавру знания для принятия эффективных управленческих решений на предприятии. Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины, понадобятся при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Необходимо видеть тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов. «Теория менеджмента» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров связана с дисциплинами учебного плана: • в теоретико-методологическом направлении – с дисциплинами «Философия», «Социология», «Экономическая теория». • в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений, – с дисциплинами «Методы и модели в экономике», «Эконометрика», «Информационные технологии в экономике» «Статистика»; • в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с дисциплинами «Экономика организации», «Организация производства», «Маркетинг», «Планирование производства», «Принятие решений в менеджменте», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент»; • в направлении, обеспечивающем связь с отраслевым менеджментом – с дисциплинами «Финансовый менеджмент», «Муниципальный менеджмент», «Градостроительный менеджмент», «Финансовый менеджмент в инвестиционных фондах», «Информационный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент спортивных организаций» и др. Учебная программа по курсу «Теория менеджмента» структурно состоит из четывех разделов: 1. История и методологические основы менеджмента. 2. Система функций менеджмента. 3. Технология и методы менеджмента. 4. Социально-психологические основы менеджмента. В первом разделе «История и методологические основы менеджмента» раскрываются предмет и структура менеджмента как науки и учебной дисциплины, определяются основные исторические этапы его развития, содержание организации ее структуры и основных характеристик. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить: - уяснению критериев научности менеджмента, его предметной области, роли в экономической жизни и в практике работы экономиста; - пониманию предмета менеджмента, его структуры, видов, законов, категорий, методов, основных функций и способов оценки эффективности; - осмыслению и пониманию характера основных периодов развития мирового и отечественного менеджмента; - определению характерных черт развития современного менеджментаза рубежом; -пониманиюнационального разнообразия моделей менеджмента; -уяснениюсостояния и развития современного менеджмента в США, Японии, западной Европе; - выяснениюхарактерных черт менеджмента и перспектив развития современного менеджмента в России; - определению организации как основной категории менеджмента и главного субъекта хозяйственных отношений в рыночной экономике; - выяснению оснований классификации организаций и видов организационных структур; - формированию навыков анализа внутренних переменных организации и ее внешнего окружения. Второй раздел «Система функций менеджмента» посвящен рассмотрению проблем стратегии и формирование целей в организации, а также планирование, организация, мотивация и контроля как главных функций менеджмента. При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить: - на осмысление понятия и категорий стратегического управления, содержания миссии и целей организации; - на углубление знаний задач и основных принципов планирования в рамках системы менеджмента, классификации и содержания планов; - на понимание содержания функции «организация» и видов организационных структур управления, делегирования, ответственности и полномочий в организации; - на исследование механизма и основных теорий мотивации, ее значения в практике работы менеджера; - на совершенствование навыков в организации контроля и регулирования в системе менеджмента. В третьем разделе «Технология и методы менеджмента» рассматриваются управленческие решения в системе менеджмента, методы и инструменты принятия решений, коммуникации в менеджменте; управление человеческими ресурсами, групповая динамика. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить: - уяснению основных этапов процесса принятия решений и критериев оценки их вариантов в менеджменте; - пониманию факторов, обуславливающих необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений; - осмыслению связи количественных и качественных методов и инструментов подготовки и обоснования решений; - выяснению особенностей основных моделей принятия решений в менеджменте; - формированию навыков прогнозирования в менеджменте; - рассмотрению структуры общения и элементов коммуникации; - выработке навыков и умений проведения деловых совещаний и переговоров; - определению роли руководства и кадровой службы в управлении персоналом предприятия; - менеджменту формирования и развития кадров предприятия; - понятию и классификации социальных групп; - определению групповой динамики: типов, видов, характера взаимодействия в группе - диагностике стадий развития группы в организации Четвертый раздел «Социально-психологические основы менеджмента» раскрывает проблемы практики работы менеджера с персоналом, положения менеджера и содержания руководства в организации, действий менеджера в конфликтной ситуации, организационной культуры, эффективности его управленческого труда, организационного развития. При изучении данного раздела следует показать: - положение менеджера в организации и профессиональные требования к нему; - знание методов менеджмента при подготовке и обоснованию решений и выборе альтернатив, воздействия на исполнителей с целью реализации решений, подготовки и анализа информации для управления; - содержание руководства, власти, влияния, их форм; - на исследование природы конфликта в организации, их типов и стадий протекания и последствий; - методы действий менеджера в конфликтной ситуации; - необходимость навыков в организации самоменеджмента и повышения эффективности управленческого труда; - понятие организационного развития; - основные стадии программ организационного развития; - основные тенденции развития организаций в будущем
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |