Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами
Курс сравнительной типологии родного и изучаемого языков строится с учетом и на основе всех теоретических курсов по языку, которые входят в учебный план факультета или отделения английского языка педагогического института. 2* Курс истории языка подготавливает студентов к пониманию тех сложных и многообразных процессов в развитии всей структуры языка и отдельных его подсистем и микросистем, которые послужили основой его современного состояния. Так, знание и отчетливое понимание тех изменений, которые происходили в английском языке в средний период (например, отпадение конечного слабого [э] в XV в.). обусловили коренное изменение его типологии, столь значительно отличной от типологии русского языка, с которым он когда-то имел столько общих типологических черт. Знание особенностей грамматического строя современного английского языка, получаемое из курсов нормативной и теоретической грамматики, дает студенту представление о существующей в языке системе, которая представляет собой обобщение частного и единичного. Типология языка строит свои выводы на основе тех общих признаков, которые и составляют типологические черты языка. Так, например, категория числа в английском языке имеет различное морфологическое оформление: с помощью морфемы -(e)s, морфемы -en и чередования гласного корня. Но в типологии подлежит учету только морфема -(e)s, как имеющая общий характер, отражающий тип оформления категории числа в английском языке. Многочисленные предложения и словосочетания, составляющие основу речи на данном языке, сводятся к определенным типам, которые в своей совокупности характеризуют синтаксический строй данного языка — его синтаксическую типологию. Аналогичные обобщенные данные дают в распоряжение типологии и другие теоретические курсы: курс теоретической фонетики, из которого студенты узнают о фонологической структуре языка, о суперсегментных средствах и т. д., курс лексикологии, который дает большой фактический материал о словообразовательной системе языка, о продуктивных средствах словопроизводства, составляющих в своих микросистемах типологические характеристики языка. Из сказанного следует, что типология как особый раздел языкознания строит свою теорию, опираясь на обобщенные данные наук, изучающих историческое развитие и современное состояние языка как системы систем. Глава 2 КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Разнообразие структур различных языков, с которыми столкнулись европейцы в XVI—XVIII вв. в связи с развитием мореплавания и торговли, не могло не обратить на себя внимания ученых. Этот интерес особенно возрос после того, как в конце XVIII — начале XIX в. европейцы познакомились с языком древней Индии санскритом, языком священных книг древних индийцев. В противоположность многим современным европейским языкам с их относительно простой морфологией, с отсутствием системы падежей и т. д., санскрит обладал богато развитой флективной системой, делением существительных по основам, сложной фонологической системой. Немецкий ученый Фридрих Шлегель (1772—1829), живо интересовавшийся культурой древней Индии и ее языком, автор труда «О языке и мудрости индийцев», вышедшего в 1808 г., впервые обратил внимание на различия в структуре языков и выделил две группы: языки с аффиксами и аффиксирующие языки, куда он отнес языки тюркские, полинезийские, а также и китайский. Эти языки, как он полагал, выражают отношение между словами чисто механическим путем. Ко второй группе он отнес языки флективные, куда включил семитские, грузинский и французский языки. Его брат Август Шлегель (1767—1845) переработал эту классификационную схему и выделил три класса языков: языки без грамматической структуры, языки аффиксирующие и языки флективные. Отталкиваясь от структуры флективных языков, он пришел к выводу, что китайский и языки Индокитая необходимо выделить в особую группу, так как в этих языках флексия отсутствует, а грамматические отношения выражаются с помощью порядка слов. А. Шле-гелю принадлежит также деление языков на более ранние — синтетические — и более поздние — аналитические. Глава 4
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |