ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава 2 ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Существует множество подходов к выделению элементов и характеристик организационной культуры, позволяющих наиболее полно идентифицировать и описать какой-либо ее вид. Так, СП. Робинепредлагает рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик, наиболее ценящихся в организации': • личная инициатива — степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации; • степень риска— готовность работника пойти на риск; • направленность действий — организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения; • согласованность действий — подразделения и люди внутри организации взаимодействуют координированно; • управленческая поддержка — обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; • контроль — перечень правил и инструкций, применяемых I для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; • идентичность — степень отождествления каждого сотрудника с организацией; • система вознаграждения — степень учета исполнения ра- I бот, организация системы поощрений; • конфликтность — готовность сотрудника открыто выражать I свое мнение и пойти на конфликт; ' См.: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 186. • модели взаимодействия — степень взаимодействия внутри организации, при которой оно выражено в формальной иерархии и подчиненности. \.Ф. Харриси Р. Моранпредлагают другие 10 характеристик1: I) осознание себя и своего места в организации (одни куль- i II ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, ipyiHC поощряют их внешнее проявление, в одних случаях не- н имость и творчество проявляются через сотрудничество, а >vi их — через индивидуализм); ') коммуникационная система и язык общения (использова-устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефон- ... о права» и открытости коммуникации различаются в разных ipynnax и организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции ируются в зависимости от отраслевой, функциональной и тер- фиальной принадлежности организаций); I) внешний вид, одежда (разнообразие униформ и спецодежды, ц юных стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтвер- i i ног наличие множества микрокультур); ■I) привычки и традиции в области питания (организация пи-i in и я работников, дотация на питание, периодичность и про-юлжительность и т.д.); J) осознание времени, отношение к нему и его использова-iiill- (степень точности и относительности времени у работников, i ■ичмодение временноуго распорядка и поощрение за это, моно-роническое или полихроническое использование времени); 6) взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу i ну и т.п.), степень формализации отношений, получаемой юржки; 7) ценности и нормы (как набор ориентиров в том, что такое К) пера во что-то или расположение к чему-то (вера в руко- ... пво, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и i п., отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и на-i Илию, агрессии и т.п., влияние религии и морали); ')) процесс развития работника и научение (бездумное или осо-н II и мое выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; Процедуры информирования работников; признание или отказ 01 примата логики в рассуждениях и действиях); См.: Мескон М., Альберти М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, МНЮ,- С. 135. 10) трудовая этика и мотивирование (отношение к работе иответственность за нее, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки, оценка работы и вознаграждение, отношение «человек - машина», индивидуальная или групповая работа, продвижение по работе). Несколько иной подход к рассмотрению структуры культуры предлагает В.А. Спивак1.Справедливо полагая, что распространенный в настоящее время подход к культуре корпораций, базирующийся на моделях стран с развитым рынком, не является вполне адекватным российской реальности в связи с различием изучаемых объектов как систем, он предлагает вернуться к нашему собственному опыту. В 1990 г. А.А. Погорадзерассматривал культуру производства как сложное явление, включающее человека, культуру, науку, технику, производство2. Структура культуры производства включала такие элементы, как: • культура условий труда — совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда; • культура средств труда и трудового процесса — ее характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечение дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направлений повышения культуры средств труда и трудовых процессов является совершенствование организации труда и производства: передовая техника требует передовой организации; • культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе, которую определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками цен- 1 См.: Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — 2 См.: Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. — ностей и убеждений компании. Кроме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура внешних коммуникаций также является элементом корпоративной культуры, важным фактором имиджа и эффективности; • культура управления, которую определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, методы стимулирования, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д.; • культура работника, которую правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Внешняя составляющая нравственной культуры — поведение человека, знание им этикета, правил поведения, хороших манер; внутренняя составляющая — нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из уровня образования и квалификации работника, его отношения к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительности, творчества на рабочем месте. Во исех рассмотренных классификациях указаны в основном одни | 1с- же элементы культуры. Отличие заключается в акцентах, группировке факторов и степени их значимости. Основные элементы Dpi культуры современной компании представлены на рис. 2.1.1. < Удержание культуры определяется не простой суммой ее эле- |' шок, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как фор- 1ируют определенные образцы поведения (рис. 2.1.2). Отличительной чертой оргкультуры является порядок распо- н ия формирующих ее базовых элементов, указывающий на Го какая политика и какие принципы должны превалировать в I |учае возникновения конфликта между структурными состав- щющими. Так, две компании в равной мере могут заявлять, что Одна из их ценностей — развитие кооперации и внутренняя кон- i \ ренция. Однако в одной компании кооперация будет относиться • процессу принятия решений, а внутренняя конкуренция — к п 1,жированию карьеры; в другой компании акценты могут быть гавлены в противоположном порядке. Поэтому влияние на |рактер оргкультуры и взаимосвязь ее элементов оказывают две Группы факторов — факторы внешней среды и факторы внут- /'(иней среды.
Представление о значении внешнего окружения и необходимости его учета при построении оргкультуры компании — одно из важнейших требований системности и эффективности функционирования организации. Организация как открытая система в очень сильной степени зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов энергии, набора персонала, удовлетворения потребителей своей продукции. И, как любая живая система, чтобы выжить, она должна адаптироваться к изменениям внешнего окружения. Ряд ученых, в том числе М. Мескон и Ф. Хедоури1, различают факторы прямого и косвенного внешнего воздействия (рис. 2.1.3). 1 Мескон М., Альберти М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 117.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Естественно, что в первую очередь в оргкультуре находят отражение факторы прямого воздействия как наиболее определенные и воздействующие сильнее, чем косвенные. Факторы косвенного воздействия могут оказывать не прямое, а опосредованное воздействие на операции. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики в целом, развитие научно-технического прогресса (НТП), социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах. Чем сложнее и подвижнее внешняя среда, т.е. чем больше факторов, на которые организация обязана реагировать, и чем выше скорость их изменений, тем сложнее организационная структура, ситуативный подход к решению проблем и значительно выше требования к гибкости и адаптивности оргкультуры. Результатом учета обобщенного влияния этих факторов прямого и косвенного воздействия являются разработка миссии организации как видения ею своего предназначения в обществе и формулирование философии компании, ее ценностей и делового кредо. Для успешного отражения в миссии и философии фирмы факторов внешнего воздействия следует включить вних положения, i ;п ирующие, что предмет деятельности фирмы и ее собствен-И1 и потребности носят социально-перспективный и общественно-шмый характер; фирма не приемлет любых видов деятель-п, связанных с нарушением законов, в том числе и в области i рудового законодательства; соблюдает фундаментальные Нормы общественной морали, не прибегая к коррупции и моим пничеству; защищает интересы инвесторов и потребителей ■ иосй продукции; устанавливает с поставщиками взаимоотноше-НИМ социального партнерства и взаимной выгоды; осуществля-i i омкуренцию честными методами, стимулируя нововведения, фяя новую продукцию и технологии; признает свою соци-i иную ответственность перед обществом во всех отношениях: Воздействие на качество жизни, помощь незащищенным слоям общества, охрана окружающей среды и т.п. * ледует отметить, что элементы оргкультуры, ориентированные па внешние факторы, создают имидж организации. Другой группой факторов, определяющих характер оргкультуры Компании, являются факторы внутренней среды компании (рис. 2.1.4). И ходе формирования внутренней среды организации, обес-Печения внутренней интеграции следует проанализировать вли-|иие специфики деятельности организации, ее целей, клиентуры и других параметров на особенности персонала, правила и Нормы его поведения как внутри, так и вне организации. Диализ технологии деятельности должен дать ответы на вопросы, какой тип совместной деятельности заложен в технологии Dpi ;шизации, чем эта технология отличается от технологий других Dpi шизаций. Для организационной культуры весьма важно найти in по подходы к реализации своей деятельности, которые могут Выть привлекательны для клиентов. Для кадрового менеджмента очень важен вопрос о персонале элементе корпоративной культуры. Именно с сотрудниками организации сталкивается клиент и, общаясь с ними, делает им под, какие цели и способы поведения характерны для данной организации. Образ сотрудника может быть конкретизирован по ряду параметров: возраст, пол, образование, характер, стиль одеж-пи, культура речи и т.д. Конечно, желаемый образ сотрудника должен соответствовать | иецифике деятельности конкретных функциональных структур п подструктур. Образ идеального менеджера по продажам или иде-.1 п.ного программиста можно представить, перечислив качества, определяющие эффективность конкретной деятельности, одна-К0 пажно создать и общий портрет, отличающий сотрудников данной организации.
< ущественным аспектом описания сотрудников является вы-tiне способов их идентификации, традиционных приемов ...... юктования штатов и испытаний при приеме на работу. Правила поведения в организации могут предусматривать: • осознание себя и своего места в организации, понимание ГОГО, что свойственно структуре организации — индивидуализм или всемерная кооперация; • осознание ценностей (критерии оценки — что считается правил ьным, а что неправильным) и норм (правила поведения в различных ситуациях, особенно важны принципы принятия решений в критических ситуациях); • перу во что-то и отношения или расположения к чему-то (веру в руководство, во взаимопомощь); • систему коммуникации и язык общения — как организовано прохождение информации, кто имеет к ней доступ, как она распространяется (устно или письменно), особые термины, традиционные фразы; • критерии и правила распределения статуса и власти (типо-иые обязанности и полномочия сотрудников разного уровня, перечень функций разных подразделений); • правила «неформальных отношений» внутри организации (негласный кодекс, объединяющий всех); • внешний вид, стиль одежды и умение подать себя на работе; • привычки и традиции в области питания (принято ли принимать пищу в служебном помещении, организовано ли регулярное питание, принятоли доплачиватьзапитание ит.д.); • использование рабочего времени (существует ли строгий временной регламент, поощряется или наказывается внеурочная работа и т.д.); • взаимоотношения между людьми (приняты ли равноправные отношения, каковы характер отношений и принципы формирования референтных групп, значимых и близких друг другу); • процесс развития работников и обучение (считает ли организация важным развитие персонала или ориентирована на привлечение профессионалов извне, регламентируется ли процесс обучения и развития нормами и правилами или делегируется самому сотруднику ит.д.); • трудовую этику и мотивирование (какое отношение к работе ожидается, каковы причины наказаний и поощрений, какая система оценки и стимулирования принята, а какая реально реализуется). 77 При решении задач внутренней интеграции используются два направления: 1) движение вширь, т.е. создание и разрастание локальных «островков» — носителей данной культуры; 2) движение вглубь — воздействие на изменение поведения сотрудников посредством переживания успехов организации, гордости за свою фирму, комбинирования директивных и косвенных способов формирования оргкультуры. Модель включения работника в организационную культуру компании представлена на рис. 2.1.5. При описании и позиционировании своей культуры компании в разной степени уделяют внимание факторам внешней адап-! тации и внутренней интеграции. Для культур клановых, ориен-1 тированных на добрые взаимоотношения внутри компании, наиболее важны вопросы внутренней интеграции. Для рыночных культур больший интерес представляют, безусловно, факторы внешней адаптации. На практике и те, и другие вопросы находят отражение в оргкультуре компаний. Одна из российских нефтяных компаний, объединяющая 26 основ-1 ных предприятий, расположенных по всей стране, на которых работают более 100 тыс. человек, взаимодействует с различными нацио-1 нальными культурами. Поэтому одной из важнейших задач является ! i и пение предприятий не только организационно, но и на уровне - целей, ценностей, традиций и представлений, i \пределение миссии организации: улучшение спектра предоставления и удовлетворение потребительского рынка. Определение основных базовых ценностей: главная ценность компа- клиенты. Взаимоотношения, взаимодействия внутри компании, шльная активность— все подчинено главному интересу— интересу та, независимо от объема его заказа. Единые стандарты общения: существуют внешние и внутренние кли- Каждый коллега — внутренний клиент, и общение с ним требу- меньшей корректности, заинтересованности и вдумчивости, чем пие с внешним клиентом. Только единые стандарты коммуникаций .... шсдения гарантируют стабильное положение на рынке и положи- цый имидж нашей компании. Равенство возможностей: любой сотрудник, пришедший в компанию ">йую должность, имеет возможность пройти все ступени карьер-роста вплоть до самых высот. Все определяется индивидуальными |)бностями и вкладом в общее дело, умением работать в команде, i иение работать в команде и ориентированность на общий результат: 'I команда может стать лидером. Поэтому успешным членом компа-• м1и может стать только тот, для кого первостепенное значение имеют |ультат и имидж, а уже затем — свой личный результат. И приведенном описании оргкультуры присутствуют как факто-гиентации во внешней среде, так и факторы внутренней адап-| mi ни. Однако предпочтение отдается факторам внешней адаптации. Интересны подходы к формированию оргкультуры в ЗАО «Атом-■ ■ |>• >itжспорт» (рис. 2.1.б)1. Концепция фирмы представляет собой пинию философии, лица (корпоративного стиля) фирмы и ее куль-i Философия фирмы (идеальная цель) и ее лицо обусловливают ствование и развитие оргкультуры фирмы. И понятие «философия фирмы»входят логический подход к и I". и с ходящему, поведение, образ действий, потенциальные воз-ности, иными словами, это система идей фирмы, ее взгля-мм окружающую среду и на свое место в ней с преобладани-«м факторов внешней адаптации. Помимо разницы в акцентах на внешних или внутренних за-i п.1\, культуры компаний могут различаться мерой готовности i риску, поощрением адаптивности либо индивидуализма, сте-Ц( пью предпочтения групповых или индивидуальных форм при-" имя решений, выраженностью сотрудничества или соперни-II i rim, степенью подчиненности планам, степенью простоты или I- июсти организационных процедур, степенью информирован- < м.: Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы разим ши (на примере ЗАО «Атомстройэкспорт»), — М.: РЭА, 2001. — С. 126. ности членов организации и мерой их лояльности. Изучение культуры предполагает глубокое проникновение и рассмотрение всех элементов, так называемую дешифровку культуры, которой многие фирмы избегают. Начинается изучение культуры обычно с тех элементов, которые открыто провозглашаются. Нормы и правила,которые обязательно соблюдаются и служат основным ориентиром для людей в области их поведения и взаимодействия друг с другом, языка и терминологии, отношения к руководству, к работе, составляют основу поведенческого блока орг-культуры. Это своего рода административные установки, закрепленные в письменной форме в виде приказов и распоряжений либо передающиеся посредством восприятия, научения от одного к другому. ао I<>минирующие ценностиопределяют, что следует считать важ- к чему стремиться, что хорошо и ценно для организации, ■ i и пжателъно, и для ее членов. Типичными примерами доми- Иирующих ценностей могут быть добросовестный труд, крепкая оная дисциплина, высокое качество продукции, демократи- ий стиль поведения и т.п. К системе внутренних ценностей относятся основные фило- "|н кие положения и идеи, принятые в компании. Американские социологи Т. Питере и Р. Уотерман на основании тианий компаний IBM, Boeing, McDonald's, Behtel и др. пришли » т.i иоду, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией нности1. Отличительная черта крупных западных компаний в том, ltd они не только не стесняются того, что когда-то были небольшими Фирмами, а всячески стараются подчеркнуть этот факт. Будучи транс- .... юнальной компанией, ИКЕА до сих пор старается вести себя как фирма, которая когда-то открыла свой первый магазин в забытом Ботике посреди шведских лесов. Этих же принципов— «верности ним» — придерживается и Wal-Mart. Можно сказать, что ценности служат также навигатором в биз- Н качестве иллюстрации приведем пример, вошедший в историю аме-i hi шского бизнеса как «тайленоловый кризис». Когда таблетки тайлено-1| mi тали ряд смертельных случаев среди американцев, Д. Берк, предсе-> " п. совета директоров компании «Джонсон и Джонсон», заявил, что в сотни со строгими принципами, которые исповедует его компания, • и i без малейшего колебания изымет из торговли и со складов все таблет-| И i айленола. Эта акция принесла корпорации миллионы долларов убыт-шако выгода, которую она при этом получила, была бесценна. Ценности должны отвечать потребностям людей, желающим По |учать подтверждение того, что дело, которым они занимают-i п меет значение, выходящее за рамки конкретного бизнеса, кон-иетной должности и конкретного оклада. Система ценностей находит отражение в формулировке важ-"' П1ПИХ целей организации, ее философии и политике, реали-й/емых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании. Обобщенно это может быть сформулировано в виде де-кмммо кредоорганизации, которое включает цель ее деятельности, ■ и ионные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персона =iv, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы эти принципы и обязатель- ( м.: Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М., 1991. 81 ства позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых ясно определенных целей и ценностей. Вот обобщенный пример некоторых из таких обязательств: 1. Всегда выполнять свои обязанности на высочайшем уровне компетентности. 2. Брать на себя инициативу и идти на риск. 3. Быстро приспосабливаться к переменам. 4. Принимать верные решения. 5. Успешно работать в команде. 6. Быть «открытым» для информации, знаний или новостей о гряв дущих или актуальных проблемах. 7. Доверять и быть достойным доверия. 8. Уважать других (клиентов, поставщиков и коллег), а также самого себя. 9. Отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность. 10. Судить и подвергаться суду окружающих, вознаграждать и быть воз Более конкретные цели и принципы деятельности разрабаты-1 ваются организацией исходя из специфики своего производства, ' особенностей поставщиков и конкретных потребностей заказчиков.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |