Национальные правила (стандарты) аудита
Качественное и успешное проведение аудиторских проверок, а также оказание других аудиторских услуг становятся возможными при условиях применения в аудиторской практике единых стандартов (правил) аудита. Стандарты (правила) аудита – это свод руководящих норм и правил, необходимых аудиторам для выполнения своих обязанностей по проведению качественных проверок, регламентирующих основные принципы и особенности аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты формируют основополагающие требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при условии их соблюдения. Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. Стандарты аудиторской деятельности выполняют следующие функции: · обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; · содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; · помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; · устраняют необходимость контроля со стороны государства; · помогают аудиторам вести переговоры с клиентом; · обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса; · обязывают аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию; · обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций; · рационализируют и облегчают аудиторскую работу и т. д. Вместе с тем стандарты аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности и были подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в различных странах мира. С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (JAPS). Аудиторские стандарты, подготовленные вышеназванным комитетом, базируются на следующих основополагающих принципах: · аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы; · во всех вопросах работы аудитора соблюдается объективность и независимость его суждений; · аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки; · аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом; · в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и другие, накапливает исчерпывающие сведения для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности; · в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено. Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В ряде стран (Австралия, Бразилия, Индия, Россия, Беларусь и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных. Международные стандарты проведения аудита и стандарты по оказанию сопутствующих услуг, изданные Международным комитетом по аудиторской практике, приводятся в табл. 8.
Таблица 8. Международные стандарты аудита и стандарты
Окончание табл. 8
Все стандарты подразделяются на три основные группы: общие стандарты, стандарты проведения аудиторской проверки и стандарты составления отчета. Общие стандарты представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы и др. Общие стандарты аудита предусматривают следующие основные положения. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности. Так, в соответствии с международными стандартами аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции. Аудитор должен использовать новейшие достижения в теории и практической деятельности организации. Независимо от характера проведенной проверки, она должна осуществляться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности поставленных задач. Аудитор должен иметь высокую профессиональную подготовку и опыт практической работы, поэтому для назначения на должность аудитора установлен максимальный образовательный ценз. Аудитор должен постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Высокопрофессиональный аудитор знает теорию и практику аудита, имеет определенный уровень подготовки, опыт и квалификацию, необходимые независимому аудитору; он может распознать нарушения установленных норм и должен быть информирован о последних исследованиях, касающихся выявления этих нарушений. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой. Для достоверности результатов аудиторской проверки необходим соответствующий уровень независимости от законодательной и исполнительной власти. Аудитор может в соответствии с действующим законодательством предоставлять членам законодательного органа информацию по фактам проверок с использованием документов, однако он должен быть огражден от политического влияния и давления. Никакие политические мотивы не должны оказывать воздействия на итоги работы аудитора, аудит должен проводиться беспристрастно и непредвзято. Для независимости аудитора в выполнении своих полномочий важно, чтобы исполнительные органы не могли оказывать давление на них. Никто не может связать аудитора обязательством провести, видоизменить или воздержаться от проведения проверки либо изменить ее результаты. Свои отношения с проверяемой организацией аудитор должен строить так, чтобы он мог свободно получать правдивую информацию и проводить ее обсуждение в атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения. В то же время отношения аудитора и проверяемой организации не должны быть настолько тесными, чтобы влиять на объективность выводов заключения. Он не должен участвовать в управлении и деятельности аудируемой организацией. В теории и практике аудита независимость – это прежде всего объективность и честность суждений. Аудиторы должны беспристрастно и без предубеждений изучать проверяемые финансовые отчеты и другую информацию, беспристрастно относиться к заказчикам, должностным лицам, которые представляют финансовую информацию, а также к ее пользователям. Они не должны позволять вмешиваться в свою работу руководителям проверяемой организации, которые пытаются ограничивать, направлять или изменять аудиторские процедуры. Иногда руководители организации пытаются ограничить посещение аудиторами подразделений или число аудиторов, которым разрешено работать в организации. Аудиторы должны иметь свободный доступ к книгам, учетным записям, деловой корреспонденции и другой информации. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля в организации. Если внутренний контроль недостаточен, в организациях зачастую имеют место факты неправильного ведения документации, ошибки и даже подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном и неэффективном расходовании средств. Если в качестве консультантов аудитор приглашает внешних экспертов, он должен быть уверен в их компетентности. Но, тем не менее, вся ответственность за сделанные выводы по результатам проверки лежит на аудиторе. Стандарты проведения аудиторской проверки рассматривают проблемы планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения достаточных доказательств и т. д. Стандарты практической работы по аудитувключают следующие положения. Данный стандарт требует, чтобы работа аудитора была хорошо спланирована, поэтому, прежде всего, должен быть составлен план проведения проверки. При разработке плана уделяется внимание определению величины аудиторского риска. С этой целью проводится предварительный анализ результатов производственной деятельности организации. Такой предварительный анализ способствует выработке верного направления аудита. Чтобы определить объем работы аудита, необходимо изучить и проанализировать внутренний контроль, установить, насколько можно доверять его выводам. Удовлетворительная структура внутреннего контроля уменьшает вероятность ошибок и нарушений. Внутренний контроль – это система предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки информации. Поэтому аудиторы должны достаточно хорошо знать структуру внутреннего контроля клиента. Хорошая система внутреннего контроля уменьшает риск его неэффективности, а аудитор может сократить число аудиторских процедур; и наоборот, недостаточный контроль ведет к росту риска неэффективности, и аудитору следует увеличивать число процедур. Чтобы получить убедительные основания для составления заключения, необходимо получить достаточно доказательные материалы. Для этого используют обследования, проверки, наблюдения, инспекции, опросы, а также другие способы и приемы документального и фактического контроля. В международном нормативе аудита подчеркивается, что аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства благодаря выполнению независимых процедур, позволяющих ему составить обоснованные заключения, на которых будет основано его мнение о финансовой информации. Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить твердое мнение о проверяемой информации и обосновать допущенные и скрытые клиентом обман или ошибки (включая умышленные). Проверяемые сведения, на которых основывается заключение аудитора, должны быть надежными и достоверными. Стандарты составления отчетапредусматривают указания на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, что она должна содержать в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указания причин, по которым заключение не может быть составлено. В заключении необходимо указать, какие именно финансовые отчеты проверялись и были ли они составлены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Для соблюдения требований этого стандарта аудитор должен тщательно проанализировать финансовые отчеты и выяснить, подготовлены ли они в соответствии с бухгалтерскими требованиями; в полной ли мере эти документы отражают деятельность проверяемого предприятия; достаточно ли полно раскрыты различные стороны финансовых отчетов; надлежащим ли образом оценены, проверены и представлены различные элементы финансовых отчетов. В отчете необходимо указать, постоянно соблюдались ли установленные положения и правила ведения бухгалтерского учета в течение текущего аудируемого периода по отношению к предшествующему периоду. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются до-статочными и правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное. В соответствии с международными стандартами выводы аудитора, включаемые в отчет, должны быть доказательными и строиться на применении соответствующих способов и приемов проверки документов и записей в учетных регистрах. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с финансовыми отчетами, аудиторский отчет должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудиторской проверки. Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и администрации проверяемого предприятия возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете. Международные стандарты не рассчитаны на конкретную нормативную базу, поэтому в Республике Беларусь Министерством финансов начата разработка национальных стандартов на основе действующего в республике законодательства. Они учитывают существующие экономические условия, а также предстоящее их использование. Национальным аудиторским стандартам Министерством финансов Республики Беларусь было дано наименование «Правила аудиторской деятельности». Согласно законодательству Республики Беларусь правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг, а также к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской деятельности подразделяются на следующие группы: · республиканские правила аудиторской деятельности; · внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов; · правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя. Основным назначением правил аудиторской деятельности является: · обеспечение правовой основы аудиторской деятельности; · законодательное разграничение ответственности между аудиторами и проверяемыми субъектами предпринимательской деятельности; · применение аналогичных принципов при осуществлении проверки с целью получения аудиторских доказательств и сопоставимости результатов; · урегулирование процесса согласования вопросов с клиентам и т. д. Республиканские правила аудиторской деятельности являются документами, конкретизирующими и разъясняющими нормы, установленные Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Требования этих правил являются обязательными при проведении аудиторских проверок, предусматривающих подготовку аудиторского заключения, а при проведении аудита, не предусматривающего выдачу такого заключения, и при оказании сопутствующих аудиту услуг носят рекомендательный характер. Объединение аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено его уставом, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности. Аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь вправе устанавливать правила аудиторской деятельности этой аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются. Решение задачи по созданию правил аудиторской деятельности конкретной аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя является серьезной проблемой даже для очень крупных аудиторских организаций в Республике Беларусь. В них создаются целые структуры, занимающиеся разработкой методологических подходов, принципов организации и проведения проверок, практических методик отдельных направлений аудита. Небольшие же аудиторские организации, которым сложно содержать подобные структуры, могут решить эти задачи следующим образом: · готовые правила аудиторской деятельности конкретной аудиторской организации можно приобрести у разработчиков (при этом следует учесть, что, скорее всего, приобретенные правила потребуют определенной доработки, связанной с собственным видением процесса аудиторской проверки, не всегда укладывающимся в предложенные схемы, со спецификой бизнеса клиента, которую нельзя учесть при разработке стандартной системы, с избыточностью или недостаточностью приобретаемых методических разработок и т. п.); · проанализировать и осмыслить разработки других аудиторов, периодически публикуемые в открытой печати или имеющиеся в информационных системах, доработать их содержание в соответствии с собственным видением процесса аудиторской проверки; · разработать собственными силами те стандарты и методики, которые, по мнению руководства конкретной аудиторской организации, представляются наиболее значимыми, продумав при этом схему формального соблюдения остальных требований национальных стандартов таким образом, чтобы формальный подход не вредил качеству аудиторской деятельности. Стандартизация деятельности аудиторов, как показывает практика, вызывает неприятие со стороны специалистов аудиторских организаций, связанное с тем, что в ряде моментов им необходимо приспосабливаться к прогрессивным, непривычным методам работы. Как это ни сложно, руководители аудиторских организаций обязаны преодолеть данное психологическое отторжение, понимая при этом, что стандартизация аудита способствует повышению его качества. Внедрение правил аудиторской деятельности аудиторских организаций (внутрифирменных стандартов) дает руководителям возможность на каждом этапе работы оперативно контролировать качество аудиторской проверки, принимать необходимые управленческие решения и, в конечном счете, быть уверенными в перспективе имиджа аудиторской организации. Министерством финансов Республики Беларусь утверждено 38 правил аудиторской деятельности, в числе которых (перечислены по мере утверждения) следующие: · Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Дано описание цели аудита, его основных принципов, объема и этапов; раскрыто понятие «аудиторская гарантия»; определена ответственность аудитора за выраженное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. · Порядок заключения договоров, оказания аудиторских услуг. Определены условия и порядок подготовки договора между исполнителем и заказчиком; права, обязанности, ответственность исполнителя и заказчика при заключении договора на оказание аудиторских услуг. · Подтверждающая информация из внешних источников. Устанавливает единые требования к использованию аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями подтверждающей информации из внешних источников в ходе проведения аудита. Приведен порядок определения оснований для использования внешних подтверждений при получении аудиторских доказательств; использования внешних подтверждений при получении аудиторских доказательств в отношении предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности; подготовки запросов на внешние подтверждения; проведения процедур внешнего подтверждения и оценки их результатов при получении аудиторских доказательств. · Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя. Определены общие принципы разработки правил деятельности аудиторской организации; приведены общие принципы построения правил аудиторской организации; описан порядок осуществления внутреннего контроля за выполнением требований правил аудиторской деятельности. · Рабочая документация аудитора. Дано понятие «рабочая документация аудитора»; определены формы и содержание рабочих документов аудитора; регламентированы сроки и порядок хранения и изъятия рабочих документов аудитора и право собственности на них. · Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях. Устанавливают единые требования к порядку получения аудиторских доказательств аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем в отношении отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и в некоторых случаях раскрытия информации. · Общение с руководством юридического лица или индивидуального предпринимателя. Изложены основные требования к общению аудиторской организации с руководством аудируемого лица; рассмотрены особенности общения с руководством аудируемого лица на различных этапах проведения аудита; приведены особенности общения с руководством аудируемого лица по вопросам систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. · Планирование аудита. Определены сущность, назначение и принципы планирования аудита; детально описана структура общего плана и программы аудита; определен порядок внесения изменений в общий план и программу аудита. · Понимание деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Обоснована необходимость понимания деятельности аудируемого лица; приведены факторы, влияющие на его деятельность, методы и источники получения знаний о деятельности аудируемого лица; обосновано использование полученных знаний о деятельности аудируемого лица на всех этапах проведения аудита. · Существенность в аудите. Определена суть понятия «существенность в аудите», установлена взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, подходы к порядку определения существенности и аудиторского риска при оценке аудиторских доказательств; приведен подход к оценке последствий искажений. · Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Приведены описания систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля и основных требований, предъявляемых к изучению и оценке надежности системы внутреннего контроля; рассмотрено определение порядка оценки системы внутреннего контроля в ходе аудита; акцентировано внимание на особенности изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у субъектов малого предпринимательства. · Аудит в условиях компьютерной обработки данных. Изложены особенности проведения аудита в условиях компьютерной обработки данных; приведены основные требования к специалистам, выполняющим аудит в условиях компьютерной обработки данных; особенности планирования и документирования аудита в условиях компьютерной обработки данных. · Аудиторские доказательства. Установлена суть аудиторских доказательств; дано определение достаточных надлежащих аудиторских доказательств; приведены методы получения аудиторских доказательств. · Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. Приведены основные требования, предъявляемые к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности; определен порядок проведения первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. · Аналитическая процедура. Приведено определение термина «аналитическая процедура»; определены сущность и цели проведения аналитических процедур; дана характеристика видов аналитических процедур; описаны порядок и методы выполнения аналитических процедур, особенности аналитических процедур на заключительном этапе. · Аудиторская выборка. Приведены определение термина «аудиторская выборка», методы выборочной проверки, порядок построения выборки и оценка ее результатов. · Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете. Приведены виды оценочных значений, к которым относятся в бухгалтерском учете резервы и фонды; рассмотрены аудиторские процедуры проверки оценочных значений в бухгалтерском учете; определены действия аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей по анализу результатов проверки оценочных значений. · Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита. Приведены основные требования к раскрытию операций со связанными сторонами; установлены порядок действий аудиторской организации по выявлению операций со связанными сторонами и методика проверки операций со связанными сторонами; определены подходы по оценке результатов проверки операций со связанными сторонами и последующие действия аудиторской организации. · Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты. Даны определения отчетной даты, даты подписания аудиторского заключения, а также событий, произошедших после отчетной даты; приведены порядок действий и ответственность аудиторской организации при оценке событий, произошедших после отчетной даты, но до даты подписания аудиторского заключения, а также порядок действий аудиторской организации по выявлению и оценке событий после даты подписания аудиторского заключения. · Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица. Определены основные требования к аудиторским процедурам, позволяющим установить способность аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно; приведены особенности содержания аудиторского заключения при наличии существенного сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. · Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Приведен порядок обращения аудиторской организации за получением разъяснений от руководства аудируемого лица, использования разъяснений руководства аудируемого лица для получения аудиторских доказательств; изложен порядок документального оформления р
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |