Темы рефератов и докладов. 1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени
1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени. 2. Проблема метода в философии XVII-XVIII веков. 3. Антропологическая философия Б. Паскаля. 4. Ж.-Ж. Руссо о противоречивости общественного прогресса. 5. Социально-политические учения эпохи Просвещения. 6. Концепция «вечного мира» И. Канта и современность. 7. Философия Г. Гегеля: система и метод. 8. Проблема свободы в немецкой классической философии. 9. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления. 10. Материалистическая концепция истории.
Контрольные вопросы и задания 1. Каковы особенности новоевропейской классической философии? В чем заключался культ разума в этот период? Раскройте содержание механицизма как фундаментального принципа мировоззрения Нового времени. 2. Почему Ф. Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука? О каких «идолах», встающих на пути познания, предупреждает Ф. Бэкон? 3. Какие основные правила отыскания истины формулирует Р. Декарт? 4. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть. 5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком? 6. Как философы эпохи Просвещения интерпретировали проблему отчуждения? 7. Каковы особенности и главные заслуги немецкой классической философии? 8. В чем заключается сущность переворота, совершенного в гносеологии И. Кантом? 9. Что такое априорное знание по И. Канту? Существует ли вообще такое знание? 10. «Абсолютная идея» у Г. Гегеля – каково содержание этого понятия-феномена? Правомерно ли его философию называть философией абсолютного идеализма и панлогизма? 11. Школьный учитель заметил на парте Р. Зорге, ставшего в последующем легендарным советским разведчиком, одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую мудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо!» Прокомментируйте ответ Зорге, сопоставив его с концепцией самого Гегеля. 12. Каким образом К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели созерцательный характер предшествующего философского материализма?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»? 2. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания? 3. Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать»? Ответ аргументируйте. 4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства». Возможно ли его реализовать в жизни отдельного человека и общества в целом? 5. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Означает ли это, с точки зрения К. Маркса, что философия больше не нужна? Какую роль, исходя из этого положения, должна играть философия?
Глоссарий Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления. Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов ХVIII века. Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий. «Вещь в себе» – термин гносеологии И. Канта; вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна. Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира. Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей ХVIII века к их числу относили жизнь, свободу и собственность. Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирующееся на материалистической теории исторического развития; ход истории объясняется сменой общественно-экономи-ческих формаций. Критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений. Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основывающееся на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату. Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие в конечном счете определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории. Механицизм – особенность философии Нового Времени, связанная с господством детерминистской, механической ньютоновской картины мира и представлением о возможности усовершенствования отдельных частей мирового механизма. Наукоцентризм –тип философского мировоззрения, сложившийся в ХVII веке и видящий своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, направленный на поиск методов научного познания. Общественно-экономическая формация (в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию. Панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия. Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, а чувственный опыт – единственным источником достоверного знания. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве единственной реальности чувственно воспринимающее Я. Эмпиризм – направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |