Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы рефератов и докладов. 1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени



2015-12-15 717 Обсуждений (0)
Темы рефератов и докладов. 1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени.

2. Проблема метода в философии XVII-XVIII веков.

3. Антропологическая философия Б. Паскаля.

4. Ж.-Ж. Руссо о противоречивости общественного прогресса.

5. Социально-политические учения эпохи Просвещения.

6. Концепция «вечного мира» И. Канта и современность.

7. Философия Г. Гегеля: система и метод.

8. Проблема свободы в немецкой классической философии.

9. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

10. Материалистическая концепция истории.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы особенности новоевропейской классической философии? В чем заключался культ разума в этот период? Раскройте содержание механицизма как фундаментального принципа мировоззрения Нового времени.

2. Почему Ф. Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука? О каких «идолах», встающих на пути познания, предупреждает Ф. Бэкон?

3. Какие основные правила отыскания истины формулирует Р. Декарт?

4. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть.

5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком?

6. Как философы эпохи Просвещения интерпретировали проблему отчуждения?

7. Каковы особенности и главные заслуги немецкой классической философии?

8. В чем заключается сущность переворота, совершенного в гносеологии И. Кантом?

9. Что такое априорное знание по И. Канту? Существует ли вообще такое знание?

10. «Абсолютная идея» у Г. Гегеля – каково содержание этого понятия-феномена? Правомерно ли его философию называть философией абсолютного идеализма и панлогизма?

11. Школьный учитель заметил на парте Р. Зорге, ставшего в последующем легендарным советским разведчиком, одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую мудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо!» Прокомментируйте ответ Зорге, сопоставив его с концепцией самого Гегеля.

12. Каким образом К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели созерцательный характер предшествующего философского материализма?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

 

1. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»?

2. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания?

3. Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать»? Ответ аргументируйте.

4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства». Возможно ли его реализовать в жизни отдельного человека и общества в целом?

5. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Означает ли это, с точки зрения К. Маркса, что философия больше не нужна? Какую роль, исходя из этого положения, должна играть философия?

 

Глоссарий

Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.

Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов ХVIII века.

Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий.

«Вещь в себе» – термин гносеологии И. Канта; вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна.

Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира.

Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей ХVIII века к их числу относили жизнь, свободу и собственность.

Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирующееся на материалистической теории исторического развития; ход истории объясняется сменой общественно-экономи-ческих формаций.

Критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений.

Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основывающееся на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату.

Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие в конечном счете определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.

Механицизм – особенность философии Нового Времени, связанная с господством детерминистской, механической ньютоновской картины мира и представлением о возможности усовершенствования отдельных частей мирового механизма.

Наукоцентризм –тип философского мировоззрения, сложившийся в ХVII веке и видящий своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, направленный на поиск методов научного познания.

Общественно-экономическая формация (в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.

Панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия.

Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, а чувственный опыт – единственным источником достоверного знания.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве единственной реальности чувственно воспринимающее Я.

Эмпиризм – направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент).

 



2015-12-15 717 Обсуждений (0)
Темы рефератов и докладов. 1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы рефератов и докладов. 1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)