Применение метода наблюдения в инженерно-психологических исследованиях
На основании наблюдения за ходом рабочего процесса можно составить характеристику каналов движения информации и временную характеристику работы, оценить особенности поступающей к специалисту информации, а также степень загрузки и особенности функционирования отдельных систем организма. Наблюдение за поведением специалиста как высокой, так и низкой квалификации в период рабочей деятельности дает возможность судить о степени сложности и напряженности трудового процесса. Во время наблюдения за ходом рабочего процесса нужно получить ответы на следующие вопросы: 1. Характеристика каналов движения информации: 1) число информационных каналов; 2) динамика движения информации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещенная). 2. Временная характеристика работы: 1) непрерывная (в условиях дефицита времени, в режиме ожидания); 2) дискретная (в условиях дефицита времени, в режиме ожидания). 3. Характеристика информации (сведения и команды), поступающей к специалисту: 1) команды: а) содержание основных команд, поступающих к специалисту при выполнении различных рабочих операций; б) путь и характер поступающих команд (от кого поступают и как передаются: непосредственно голосом, через переговорную трубку, по трансляции, с помощью световой сигнализации); в) примерная классификация информации (команд): — информация, при получении которой должны непосредственно следовать ответные действия; — информация, которую необходимо запомнить за определенный промежуток времени и затем подвергнуть переработке; — информация, которую следует передать дальше; г) физическая сила команд (громкость в точке рецепции); д) количественная характеристика команд по основным этапам рабочего процесса (суммарное количество за единицу времени); 2) характеристика звуковой информации: а) краткое описание каналов поступления информации (откуда подается, есть ли передаточные звенья); б) характеристика информации (физическая сила, частота поступления по данному каналу, длительность отдельных сигналов и пауз между ними, одновременность их поступления); в) характеристика различных каналов поступления звуковой информации (относительная загрузка каналов, возможность и частота одновременного поступления информации по двум и более каналам); г) помехи в передаче информации по данному каналу (шумы — их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене; разборчивость речи — техническая и индивидуальная); 3) характеристика световой (зрительной) информации: а) краткое описание каналов поступления информации; б) количественная и качественная характеристика информации (сила и цвет световых сигналов, контрастность по отношению к фону, длительность сигналов и пауз между ними, частота поступления информации); в) характеристика различных каналов поступления световой информации (относительная загрузка каналов, возможность и частота одновременного поступления информации по двум и более каналам); г) помехи в передаче информации по данному каналу; возможные ошибки. 4. Некоторые данные о функции анализаторов: 1) какой анализатор (анализаторы) является ведущим (наиболее загруженным или важным для обеспечения рабочего процесса); 2) некоторые особенности условий функционирования анализаторов: а) характеристика сигналов по силе (максимально возможные границы силы, средние значения абсолютной силы); б) характеристика дифференциальных порогов (какая минимальная разница в интенсивностях звука или света должна восприниматься); в) помехоустойчивость (есть ли трудности при восприятии сигналов или команд на фоне «шумов», каких именно; при какой интенсивности полезного сигнала и «шума» они воспринимаются); г) характеристика необходимой подвижности (лабильности) данного анализатора (количество сигналов (максимальное и минимальное) поступающих в единицу времени; одновременность поступления сигналов); 3) характеристика динамики включения различных анализаторов в работу, степень их напряжения в отдельные периоды времени и на всем протяжении рабочего процесса: а) продолжительность времени непрерывного наблюдения за приборами и восприятия сигналов; б) режим работы анализаторов при периодическом наблюдении; 4) характеристика взаимодействия комплекса анализаторов (частота переключения с одного анализатора на другой; одновременная, однонаправленная иразнонаправ-ленная работа анализаторов). 5. Данные о функции опорно-двигательного аппарата: 1) поза при работе и во время активного покоя; 2) характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при определенном виде деятельности; 3) характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия); 4) положение головы, характер ее движения; 5) данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушении координации движений; 6) энергетическая загрузка в период рабочей деятельности (ее интенсивность). 6. Данные о функции центральной нервной системы: 1) характеристика оперативной и долговременной памяти: а) количество сведений (информации), которое необходимо запомнить на короткие и длительные промежутки времени в процессе выполнения рабочих операций; б) форма запоминания сведений (в уме, запись на бумаге, отметка на приборе и т. п.); в) характер материала для запоминания (цифровой, образный, словесно-логический и т. п.); 2) характеристика процессов, обеспечивающих анализ информации и принятие решений: а) приемы и устройства, применяемые для анализа и синтеза поступающей информации и принятия решений (таблицы, схемы, формулы, счетно-решающие устройства, умозаключающие операции и т. п.); б) характеристика преимущественных способов переработки информации (принятие решений): — автоматизированные реакции выбора, слежение и т. п.; — мыслительные операции: логические, вычислительные, творческие; 3) характеристика параметров скорости, точности, надежности выполнения рабочих операций: а) преимущественный вид установки в деятельности (на скорость, точность, надежность или различные сочетания этих параметров); б) значение данных параметров для обеспечения эффективной деятельности специалистов; в) допустимые количественные колебания указанных параметров; г) характеристика указанных параметров при выполнении основных операций: — время, которое протекает с момента поступления сигнала до ответной реакции; — продолжительность выполнения отдельных элементов операции по подготовке решения (при наиболее часто встречающихся и наиболее сложных ситуациях); д) характеристика ошибок. 7. Волевая и эмоциональная напряженность: 1) возникают ли (а если возникают, то как часто) ситуации, требующие больших волевых усилий (выполнение работ в неблагоприятных условиях внешней среды, при отвлекающих воздействиях в условиях опасности и т. п.); 2) причины и степень эмоциональной напряженности (ситуации опасности, аварийности, большой ответственности, дефицита или «избыточности» времени или информации, возрастающего потока информации и т. п.). Наблюдение за рабочим процессом целесообразно проводить по граф-схеме алгоритма выполнения наиболее важных операций. Наблюдение за поведением специалиста в процессе трудовой деятельности позволяет получить информацию, с одной стороны, о специфической и неспецифической напряженности деятельности, а с другой — об уровне профессионального мастерства и о личностных качествах конкретных лиц. Наблюдение желательно дополнять инструментальными методиками оценки сдвигов в физиологических системах и в психическом состоянии.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1013)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |