Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых



2015-12-15 741 Обсуждений (0)
Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для получения данных по некоторым аспектам личности можно использовать известные методики наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения с испытуемыми.

Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-­психологические особенности испытуемых. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешеннос­ти, подвижности нервных процессов.

О силе возбудительного процесса в центральной нервной систе­ме можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у “сильных” – соответствие закону силы (сильнее стимул – сильнее ответ); у “слабых” при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воз­действиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показа­тели:

1) способность длительное время выполнять неинтересную рабо­ту, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);

2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стрем­ление к трудностям, настойчивость, упорство и достижение цели;

3) повышение упорства и работоспособности в трудных услови­ях, в опасности;

4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых незнакомых ситуациях;

5) способность быстро справиться и мобилизовать себя в слу­чае неудач.

Основанием для отнесения к “слабому” типу являются противо­положные показатели.

О силе тормозящего процесса можно судить по способности к во­левой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозящего компонента. Основанием для отнесения к преимущественно “сильному” типу нервной системы со стороны торможения являются следующие по­казатели:

1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;

2) сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию);

3) сдержанность в общении (умение хранить интересные новости);

4) неторопливость в принятии решений;

5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связан­ных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;

6) неторопливость в движении, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полноценный отдых и т.д.

Основанием для отнесению к “слабому” типу являются противо­положные показатели.

О подвижности нервных процессов, имея в виду прежде всего пе­реход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по сле­дующим показателям:

1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при осво­ении новой работы;

2) быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);

3) легкость и активность в новых знакомствах, стремление к

новым впечатлениям;

4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

5) быстрое засыпание или пробуждение;

6) живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для включения в группы относительно инертных яв­ляются противоположные признаки.

С помощью наблюдения учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли.

Интеллектуальные качества — качества, которые характеризуют внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Волевые качества — качества, которые характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя, когда очень трудно и неинтересно.

Следует научить педа­гога обращать внимание в ходе наблюдения за учащимися на следую­щие характеристики их интеллектуальной сферы:

1) отсутствие системности в изложении какого-либо материала;

2) поверхностный анализ факторов;

3) необоснованные заключения;

4) примитивность заключений и выводов;

5) противоречивость собственным посылкам;

6) категоричность утверждений, ни на чем не основанная;

7) абсурдность заключений, выводов, заявлений;

8) неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц;

9) чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов.

В процессе общения (и накопления психодиагностической инфор­мации) опытный педагог может собрать определенные сведения о на­личии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психопатичес­ких черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом учитель не имеет права делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру.



2015-12-15 741 Обсуждений (0)
Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)