Использование наблюдения для выявления психологических особенностей испытуемых
Для получения данных по некоторым аспектам личности можно использовать известные методики наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения с испытуемыми. Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности испытуемых. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов. О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у “сильных” – соответствие закону силы (сильнее стимул – сильнее ответ); у “слабых” при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях. Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели: 1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности); 2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство и достижение цели; 3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; 4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых незнакомых ситуациях; 5) способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач. Основанием для отнесения к “слабому” типу являются противоположные показатели. О силе тормозящего процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозящего компонента. Основанием для отнесения к преимущественно “сильному” типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели: 1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле; 2) сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию); 3) сдержанность в общении (умение хранить интересные новости); 4) неторопливость в принятии решений; 5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой; 6) неторопливость в движении, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полноценный отдых и т.д. Основанием для отнесению к “слабому” типу являются противоположные показатели. О подвижности нервных процессов, имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по следующим показателям: 1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы; 2) быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений); 3) легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям; 4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке; 5) быстрое засыпание или пробуждение; 6) живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки. С помощью наблюдения учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Интеллектуальные качества — качества, которые характеризуют внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность. Волевые качества — качества, которые характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя, когда очень трудно и неинтересно. Следует научить педагога обращать внимание в ходе наблюдения за учащимися на следующие характеристики их интеллектуальной сферы: 1) отсутствие системности в изложении какого-либо материала; 2) поверхностный анализ факторов; 3) необоснованные заключения; 4) примитивность заключений и выводов; 5) противоречивость собственным посылкам; 6) категоричность утверждений, ни на чем не основанная; 7) абсурдность заключений, выводов, заявлений; 8) неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц; 9) чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов. В процессе общения (и накопления психодиагностической информации) опытный педагог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом учитель не имеет права делать окончательное заключение, а должен обратиться за консультацией к психиатру.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |