Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты наблюдения за группой



2015-12-15 848 Обсуждений (0)
Результаты наблюдения за группой 0.00 из 5.00 0 оценок




Последовательность проблем

Как правило, группа переходит от одной фазы обсуждения к другой, соблюдая следующий порядок:

- решение проблем информации;

- решение проблем оценки;

- решение проблем контроля и принятия решения.

Однако такая последовательность не всегда соблюдается, и эмоциональные проблемы (напряжение – уменьшение напряжения, спло­ченность – разброд) могут возникать на любой фазе.

Примеры:

1. В фазе оценки может возникнуть конфликт мнений. Группа никак не может выйти из этой фазы. Она топчется на месте. Решение проблемы находится только в конце собрания. Напряжение может дос­тичь очень высокой степени.

2. Два соперничающих лидера могут создать напряженную обста­новку на этапе решения проблем контроля и принятия решения.

Следует подчеркнуть, что эффективность группы в зоне решения задачи находится под постоянной угрозой возникновения внутригруп­пового напряжения.

Успех, достигнутый группой в решении задачи, влечет за собой выражение удовлетворения (кат. 2) и сплоченности (кат. 1).

Последовательность категорий

- Существует явная тенденция к следованию действий В (отве­ты) после действия С (вопросы).

- После действий В (ответы) не следуют

А (положительные реакции)

С (вопросы)

D (отрицательные реакции)

- После действий A (положительные реакции) и D (отрицатель­ные реакции) следуют В (ответы), а не С (вопросы).

- Действия А и D исключают друг друга.

Пропорциональное соотношение категорий на уровне группы

А 2 25% взаимодействий

В 5 57% (из них 7% – ответы на вопросы)

С 8 6%

D 11 12%

Эти нормы установлены чисто статистически.

Вполне вероятно, что в других популяциях они окажутся иными, чем в исследованиях Бейлса.

Результаты наблюдения за отдельными членами группы

Индивидуальный профиль показывает число (и процент) выступ­лений каждого из участников по каждой категории (1-12), каждой группы категорий (А, В, С, D) и в целом (см. рис. 1).

 

Рис. 1.

Ввиду того, что эти профили отражают только количество выс­туплений участников, они не дают полного представления о той ро­ли, которую они играли в ходе собрания. В самом деле, эта роль определяется не только количеством собственных выступлений, но и количеством воспринятых выступлений других участников (точнее – количеством и характером сделанных и воспринятых выступлений).

Роль участников в группе

Хороший критерий оценки роли каждого участника собрания мо­жет быть найден путем анализа количественного и качественного распределения его выступлений (в сравнении с выступлениями других участников), а также выступлений, адресованных ему.

Чтобы определить “велико” или “мало” частное или общее коли­чество выступлений, пользуются статистическим показателем “значи­мого отклонения от средней величины”.

Значимость индивидуального статуса в группе

Бейлз пользуется тремя показателями значимости в группе:

- первый их них основан на том, что большое количество воп­росов задается какому-то одному из членов.

Этот показатель небезупречен, ибо можно задать много вопро­сов постоянно молчащему человеку, чтобы заставить его высказать свое мнение:

(сi / c) ´ 100,

где: c – количество всего заданных вопросов, ci – количество воп­росов, заданных конкретному участнику.

- второй показатель связан с тем, что один из членов задает мало вопросов, но получает много ответов. Таким образом, группа часто к нему обращается:

(bi / bi + ci) ´ (bi / B) ´ 100,

где: bi – количество ответов, полученных конкретным участником, В – количество выступлений типа 5, 6, 4 (см. выше).

Выступления, относящиеся к 5-й, 6-й и особенно к 4-й катего­рии, не вызывают явно выраженного несогласия:

(bi / B) ´ (ai / ai + di) ´ 100,

где: ai – количество выступлений типа 6, 7 (см. выше) конкретного участника, di – количество выступлений конкретного участника типа 3, 10 (см. выше).

К этим трем показателям Бейлз прибавляет еще один, общий, представляющий собой сумму трех, деленную на 3.

Солидарность членов

Бейлз установил межличностный показатель солидарности:

(Aij / (Ai + Dij)) ´ 100,

где: Aij – общее число выступлений в зоне A (положительные аффек­тивные реакции) участника i, адресующегося к участнику j.

Dij – общее число выступлений в зоне D (отрицательные аффек­тивные реакции) участника i, адресующегося к участнику j.

Результаты всей группы могут быть представлены в таблице следующего образца:

Таблица 3

Метод наблюдения Бейлза обладает следующими тремя достоинст­вами:

- он приближается к контролируемому эксперименту. Это – эф­фективный инструмент описания поведения участников собрания.

- он в высшей степени аналитичен. Каждое выступление делится на простейшие элементы. Наблюдатель не должен заниматься синте­зом. Синтез достигается математическим путем на основе детального изучения данных. То, что часто выдается за непосредственное наблюдение (например: конфликт между лидерами, авторитарный климат; один из членов с отклоняющимся поведением), у Бейлза является лишь результатом тщательного анализа и довольно сложных расчетов.

- он объективен. Количественные данные сведены к максимуму и представлены в операциональных терминах. Более того, наблюдение за выступлениями ведется с точки зрения “генерализованного друго­го”. Наконец, он характеризуется широким применением математики и статистики. Однако применение этого метода требует длительного времени.



2015-12-15 848 Обсуждений (0)
Результаты наблюдения за группой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты наблюдения за группой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)