Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы категорий и оценочные шкалы



2015-12-15 1859 Обсуждений (0)
Системы категорий и оценочные шкалы 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным средством уточнения и облегчения наблюде­ния являются системы категорий и оценочные шкалы. Они выполняют роль вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения, позволяют научно обработать наблюдаемые факты и сделать со­ответствующие выводы.

Система категорий состоит из нескольких классов, которые позволяют классифицировать различные типы наблюдаемых явлений. Она может иметь два класса, например, «проявление дисциплинирован­ности уча­щихся — проявление недисциплинированности». Одна­ко возможно и большее число классов. Это требует точного определения признаков, по которым наблю­даемое явление по возможности однозначно вклю­чается в тот или иной класс. Формирование катего­рий — сложная задача, ей должно быть уделено осо­бое внимание. Нередко приходится проводить предва­рительное исследование.

Систему категорий для наблюдения разработал А. С. Залужный в кни­ге «Детский коллектив и методы его изучения» (1931). Предметом исследования было отношение ученика к коллективу. Автор составил схему наблюдения, ко­торую мы приводим ниже:

Различаются разные типы категориальных систем:

I. В соответствии с критерием полноценности и неполноценности мы различаем полную категориальную систему и неполную. При полной категориальной системе любое проявление поведения включается в список кате­горий (см. таблицу А.С. Залужного). При неполной не все проявления могут быть включены в список. Но эти проявления учитывают путем создания категории «не относится к системе». И хотя эта категория не определяется более подробно, часто бывает необходи­мо знать удельный вес наблюдаемых явлений, кото­рые к ней отнесены.

II. Система категорий может быть континуальной или дисконтинуальной. В континуальной системе качественные показатели располагаются в непрерывном ряду. В системе категорий «внимательный – невнимательный ученик» мы классифицируем явления его поведения по следующей непрерывной системе: всегда очень внимательный, в большинстве случаев внима­тельный, иногда внимательный, невнимательный. Дисконтинуальная система категорий не представляет собой континуум – непрерывный ряд. Примером этой системы может служить исследование ситуации реше­ния проблемной задачи. Система категорий здесь сформулирована так, чтобы она помогала следить за процессом решения задач группой учащихся:

1) осознание учеником цели решения проблемы, понимание сущности проблемы;

2) обеспечение необходимой информацией учите­лем или самими учащимися;

3) дискуссия (обсуждение и обмен мнениями меж­ду учащимися), общее обсуждение проблемы, возмож­ность высказывания собственного мнения);

4) предложение вариантов решения;

5) аргументация (доказательство своей точки зре­ния, отстаивание ее);

6) возражение (отрицание точки зрения другого на основе собственного мнения);

7) явления, не касающиеся интеллектуальной дея­тельности.

III. Системы категорий могут отличаться по числу изучаемых параметров. Чаще всего прослеживается какое-либо одно измерение исследуемой действительности (например, дисциплинированность). Иногда си­стема категорий охватывает большее число парамет­ров наблюдаемой действительности. Например, на­блюдение группы учащихся, решающих проблемную задачу, может охватывать как интеллектуальные, так и эмоциональные стороны поведения. Однако такая система представляет серьезные трудности для наблю­дения, так как одно проявление поведения можно классифицировать разными способами.

IV. Системы категорий могут различаться по характеру требований к уровню научного наблюдения. В некоторых случаях наблюдатель просто регистриру­ет явления так, как их видит (например, поднимает ученик руку или пет). Чаще, однако, от наблюдате­лей требуется серьезное размышление, т. е. высокий уровень интеллектуального усилия. Он должен хоро­шо знать нормативы процесса исследования, его ло­гику и быть практически подготовлен к наблюдению.

Система категорий составляет основу оценочной шкалы. Здесь вопросами шкал мы занимаемся только с точки зрения их роли в технике исследования при использовании метода наблюдения. Некоторые дальнейшие вопросы их применения будут рассмотрены в связи с изложением метода вопросников и бесед.

Оценочная шкала представляет систему, которая является средством квантификации наблюдаемых качеств. В шкале в каждой колон­ке дается определенная степень свойств, позволяющая приписывать численные значения. Общим признаком шкалы является то, что суждение о степени какого-либо признака можно обозначить числом, что позво­ляет различать интенсивности наблюдаемых явле­ний — от самой низшей до самой высшей.

За этапом наблюдения следует этап обработки полученных данных и устранения некоторых недостатков, которые возникли при регистрации данных. Затем исследователь приступает к оценке материала. Он упорядочивает полученные данные, включает их в систему категорий, анализирует и готовит для дальнейшего качественного и количественного анализа.



2015-12-15 1859 Обсуждений (0)
Системы категорий и оценочные шкалы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы категорий и оценочные шкалы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)