1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты.
2. Задача на выбор. Раскрыть один из видов наблюдения.
3. Придумайте эквивалентные соответствия в трех основных репрезентативных системах. При выполнении задания используйте следующий алгоритм:
- Возьмите какое-нибудь предложение, которое вы хотите сказать (П – полимодальная репрезентация задуманного сообщения).
- Постройте эквивалентное предложение с использованием аудиальных (А) предикатов.
- Постройте эквивалентное предложение с использованием визуальных (В) предикатов.
- То же самое проделайте с использованием кинестетических (К) предикатов.
Например:
П. Я понимаю вас.
А. Я слышу, что вы говорите.
В. Я понимаю, что вы имеете в виду.
К. Я предвижу то, что вы хотите сообщить мне.
4. Найдите ошибки в предложениях:
а. Карточка наблюдения — методический документ, предназначенный для фиксации результатов наблюдения, как в формализованном, так и в неформализованном виде. В дневнике наблюдатель фиксирует сведения не только об объекте, но и о своих действиях в ходе наблюдения, дает оценку инструментария и процедур.
б. Протокол наблюдения — методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и закодированном виде.
в. Дневник наблюдения — методический документ, предназначенный для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах.
5. В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Необходимо дать соответствующее (правильное) определение понятиям:
6. Постройте классификацию видов наблюдения:
а)
б)
в)
г)
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ
1. Пример выполнения упражнений тренинга на умение № 1
Задание
Николай стильно одет, увлекается всем новым, модным. Он в курсе всех новостей и охотно делится ими с друзьями. Его речь громкая, выразительная. Движения быстрые, энергичные. Благодаря чувству юмора и чрезвычайной общительности он мгновенно входит в любой коллектив. Однако часто Николай в поступках проявляет неуравновешенность, импульсивность.
Определите тип темперамента Николая и дайте рекомендации по организации его трудовой деятельности.
Решение:
Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации:
Решите самостоятельно следующие ситуации:
Ситуация 1.1.
Петр работает медленно. В начале рабочего дня и после перерывов ему трудно включиться в работу, поэтому он не любит, когда его отвлекают во время работы. До конца трудового дня Петр сохраняет высокую работоспособность. Если заказ трудный и что-то не ладится, Петр терпеливо и упорно продолжает работу.
Определите тип темперамента Петра и дайте рекомендации по организации его трудовой деятельности.
Ситуация 1.2.
Наталья энергична, активна. Она уравновешена, неконфликтна, весела, общительна и стремится к лидерству. Наталья не любит однообразной работы, вникать в тонкости дела ей кажется скучным. Она быстро “схватывает” суть задачи и ей хочется заниматься чем-то новым.
Определите тип темперамента Натальи и дайте рекомендации по организации ее трудовой деятельности.
Ситуация 1.3.
Галина очень тактична в общении со своими коллегами, отзывчива, легко идет на уступки. Голос у Галины тихий, клиенты часто переспрашивают ее. После выходных Галина приходит на работу отдохнувшая. К концу недели она сильно устает. Любую неудачу Галина долго переживает.
Определите тип темперамента Галины и дайте рекомендации по организации ее трудовой деятельности.
ГЛОССАРИЙ
Новое понятие
| Содержание
|
Наблюдение
| метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования
|
Основное назначение наблюдения
| требование к методу наблюдения, цель которого – обеспечить получение объективной информации, доступной восприятию наблюдателя и регистрируемой в виде признаков (категорий), определить их повторяемость, типичность
|
Область применения наблюдения
| область разработки и проблемы, состоящие в уточнении предмета и объекта наблюдения, выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследовательской работы
|
Наблюдаемые ситуации
| ситуации, подлежащие наблюдению в соответствии с программой исследования
|
Условия наблюдения
| требования к ситуации, при которых объект подлежит или не подлежит наблюдению
|
Объект наблюдения
| психическое явление, свойственное индивиду или группе
|
Предмет наблюдения
| признаки, состояния, свойства, закономерности деятельности и поведения объекта
|
Единицы наблюдения
| доступные, простые или сложные акты действий объекта наблюдения
|
Основные требования к научному наблюдению
| требования, обеспечивающие однозначность замысла, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента
|
Требования к подготовке наблюдения
| требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблюдения; однозначность толкования регистрируемых признаков всеми наблюдателями; точность и своевременность регистрации признаков
|
Ограничения в применении наблюдения
| ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период проведения исследования
|
Категории наблюдения
| регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта
|
Описательные категории наблюдения
| конкретные фактические проявления свойств объекта
|
Оценочные категории наблюдения
| оценка наблюдателем состояния проявляемых свойств
|
Ведущая задача программы наблюдения
| задача, состоящая в классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию
|
Простое (обычное) наблюдение
| вид наблюдения, когда события регистрируются исследователем со стороны
|
Соучаствующее (включенное) наблюдение
| вид наблюдения, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри"
|
Непосредственное наблюдение
| вид наблюдения, проводимого самим исследователем
|
Опосредствованное наблюдение
| вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры, – секундомера, фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые сигналы поступают с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др.
|
Метод обобщения независимых характеристик
| вид наблюдения, который состоит в сопоставлении и обобщении характеристик, составленных независимо друг от друга различными людьми, хорошо знающими исследуемого человека
|
Самонаблюдение
| вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта
|
Феноменологическая установка
| естественная установка, предполагающая свободное и непредвзятое описание переживаний целого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю
|
Коэффициент согласия наблюдателей
| показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями
|
Коэффициент устойчивости наблюдений
| показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в разное время
|
Коэффициент надежности наблюдения
| показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время
|
Дневник наблюдения
| методический документ, предназначенный для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде
|
Карточка наблюдения
| методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и закодированном виде
|
Протокол наблюдения
| методический документ, предназначенный для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах
|
Общая теоретическая подготовка наблюдателя
| знание методологических и теоретических проблем общей психологии, методики применения наблюдения в психологии, исследованиях
|
Специальные знания об объекте наблюдения
| осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта; знание его структуры, основных проблем
|
Аналитичность мышления
| способность анализировать в процессе наблюдения объекта отдельные признаки
|
Умение распределить внимание
| способность одновременно реагировать на несколько сигналов и возникающие изменения ситуации
|
Помехоустойчивость
| способность сохранять самообладание в условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации
|
Пунктуальность
| точное следование поставленым задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов
|
Самоконтроль
| способность к оценке своих действий, их коррекции, перестройке в соответствии с задачей (целью)
|
Стереотипность поведения
| способность демонстрировать типичные для наблюдаемого контингента людей образцы поведения и тем самым быть незаметными в среде наблюдения
|
Общительность
| умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение, вызывать интерес к себе со стороны наблюдаемых
|
Цель группового наблюдения
| целенаправленность наблюдения на выявление групповой динамики поведения
|
Интеллектуальные качества
| качества, которые характеризуют внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность
|
Волевые качества
| качества, которые характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя работать, когда очень трудно и неинтересно
|
Объективность психологического наблюдения
| требования к наблюдению, которое выражается в валидности результатов, наблюдения
|
Предмет
индивидуального
наблюдения
| закономерности практических действий, поступков и поведения испытуемых
|
Предмет группового наблюдения
| критерии внутригруппового взаимодействия, межличностные контакты, их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие
|