Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Понятие о характере



2015-12-15 1038 Обсуждений (0)
Лекция 2. Понятие о характере 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Определение характера. Подходы к исследованию характера. Формирование характера.

Определение характера. В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающие типичные для него способы поведения.

Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются другие поступки.

К характеру, однако, относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, того, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека.

Однако, замечал С.Л. Рубинштейн, для характера показательны только те способы, которые обнаруживают избирательную направленность человека;с чем человек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемыми для себя способами.

Иначе говоря, способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действияили так: характер – это действенное отношение, это избирательное, существенное, устойчивое отношение субъекта к главным условиям своей жизнедеятельности, реализуемое в типичном для него способе действий и поведения.

Структура характера.Характер представляет собой единство чертили свойств человека. Ведущую роль в структуре характера составляют черты, выражающие отношение человека к другим людями проявляющиеся в определенных способах действия. В многообразных межличностных отношениях, составляющих основу человеческой жизни, складываются и проявляются многообразные характерологические черты: доброта, чуткость, справедливость, благородство, общительность, отзывчивость и др.

По отношению человека к другим людям различают характеры замкнутые и общительные. Вместе с тем замкнутый характер может быть следствием как безразличия к другим людям, так и большой и сосредоточенной внутренней жизни. Общительность - может быть широкой и поверхностной, с легко завязывающимися и неглубокими связями, или более глубокая, сугубо избирательная. Это еще раз показывает, что характер нельзя свести лишь к формам поведения или способам действия; характер есть единство отношения и способа его проявления.

С отношением человека к другим людям неразрывно связано и отношение его к вещам,продуктам деятельности. Здесь проявляется другая важная группа характерологических черт: аккуратность – небрежность; практичность – непрактичность; щедрость – скупость и др.

С отношением к самому себесвязана третья группа характерологических свойств человека: самообладание - несдержанность; чувство собственного достоинства - самоуничижение; высокомерие – скромность; обидчивость; тщеславие; хвастливость и др.

Качества характера человека, характеризующие его отношение к деятельности: активность, ответственность, деловитость, инициативность, исполнительность, предприимчивость и др.

В деятельности устанавливаются отношения между характером человека и его способностями. То, как человек умеет использовать, реализовать свои способности, существенно зависит от его характера. Нередко характерологические качества, например трудолюбие, целеустремленность и т.д., относят к способностям человека, хотя с психологической точки зрения их необходимо различать.

Характер связан с волей человека; нередко волю считают стержнем характера. Особенности воли, приобретая устойчивость, действительно становятся чертами характера. Выражения «человек с сильной волей» и «человек с характером» воспринимаются нами как тождественные.

Подходы к исследованию характера. С.Л. Рубинштейн в характере выделял компоненты: направленность и образ действия. Для понимания психологии характера, с точки зрения С.Л. Рубинштейна важны следующие положения:

- психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;

- психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

- процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Направленность личности, ее установки переходят в характер и закрепляются в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей стимулирует интерес к работе. Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность, или, напротив, самомнение и беспечность.

Формирование характера. Основной вопрос психологии характера заключается в том, как побуждения и мотивы, связанные с обстоятельствами, в которых человек оказался, превращаются в устойчивые свойства характера. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, – это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер.

Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку – это и есть индивидуальная черта характера в ее генезисе.Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. Свойство характера – это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях, отмечал С.Л. Рубинштейн.

Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действиях, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера. Психологический механизм формирования характера точно отражается в русской пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу».

В описанном психологическом механизме формирования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношениесубъекта к существенным целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия,стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе.

Как устойчивое целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека,который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека всегда исходит из определенных потребностей и мотивов, включает определенный образ мыслей, чувств и побуждений.

В число существенных, устойчивых свойств человека, черт его характера входят также интеллектуальные (рациональные) и эмоциональные свойства. Они составляют типичные, характерные свойства рационального и эмоционального отношения субъекта к миру, другим людям и к себе, характерные способы осмысления и преобразования действительности. Так, рассудительность, благоразумие, легкомыслие, будучи особенностями мыслительной деятельности, являются в то же время и чертами характера субъекта. Наиболее ярко взаимосвязь характера с другими психологическими образованиями человека проявляется на примере воли.

Волевые качества составляют силу характера, его определенностьитвердость. По словам С.Л. Рубинштейна, в волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой – проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. Действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).

Черты характера могут иметь разную степень выраженности: нормальные, акцентуированные, психопатические. В качестве типологии характеров приводят типологию К. Леонгарда и типологию характеров Е. Личко.

Акцентуации характера – подчеркивание некоторых черт или свойств, что выражается в болезненной чувствительности к одним социальным ситуациям при относительной устойчивости к другим.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию немецким психиатром К. Леонгардом. Основной труд «Акцентуированные личности». По мнению Леонгарда акцентуации личности проявляются в общении с другими людьми.

1.Гипертимный тип. Его характеризует контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики.

Он располагает к себе энергичностью, оптимизмом, инициативностью, но отталкивает легкомыслием, раздражительностью, несерьезным отношением к своим обязанностям. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям, но огорчается, если ему делают замечания по этому поводу. Слабым местом в характере является – трудно переносит условия жесткой дисциплины и монотонной деятельности, вынужденного одиночества.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, преобладающее пессимистическое настроение. Такие люди часто бывают домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят, кто с ними дружит и готовы им подчиняться. Они располагают к себе серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости, но отталкивают пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом.

3. Циклоидный тип.Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего часто меняется манера общения с окружающими. В период повышенного настроения они общительны, а в период подавленного настроения – замкнуты.

4. Возбудимый тип.Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.Они склонны к конфликтам, неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии они часто добросовестны, аккуратны, любят маленьких детей и животных, но в состоянии эмоционального возбуждения – раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип.Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе и к другим. Вместе с тем, он обидчив, подозрителен, мстителен, честолюбив, ревнив,

6. Педантичный тип.Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, являясь пассивной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он охотно уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит близких ему людей чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм и занудливость.

7. Тревожный тип.Ему свойственна низкая контактность,робость, неуверенность в себе. В конфликтах ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность, а отталкивающие – из-за своей беззащитности нередко служат «козлами отпущений».

8. Эмотивный тип.Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных.Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Их положительные черты доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, а отрицательные черты – чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип.Этот тип характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Они привлекают обходительностью, артистичностью, способностью увлечь, неординарностью мышления и поступков, но отталкивают эгоизмом, лицемерием, хвастовством, отлыниванием от работы.

10. Экзальтированный тип.Ему свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны и внимательны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств, но паникеры, подвержены сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип.Отличаются высокой контактностью, у них масса знакомых, они словоохотливы, открыты для любой информации,редко вступают в конфликты с окружающими, играют в них пассивную роль. В общении дома, на работе, часто уступают лидерство другим, предпочитают оставаться в тени. Они привлекают готовность выслушать, исполнительностью, но отталкивают подверженностью влиянию, легкомыслием, страстью к развлечениям, участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип.Его характеризует низкая контактность, замкнутость, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, вступают в конфликты с окружающими при попытке бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Обладают такими привлекательными качествами как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность, но они эмоционально холодны, относительно слабо привязаны к людям.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.

Андрей Евгеньевич Личко — советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации [31].

 



2015-12-15 1038 Обсуждений (0)
Лекция 2. Понятие о характере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Понятие о характере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)