Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Теоретические подходы к изучению мышления и направления его эмпирического исследования



2015-12-15 2453 Обсуждений (0)
Лекция 2. Теоретические подходы к изучению мышления и направления его эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Теоретические подходы к изучению мышления. Теория мышления в психологии сознания. Мышление как научение в бихевиоризме. Мышление как процесс переработки информации.Мышление как процесс решения задач. Экспериментальное исследование мышления. Классические и современные исследования мышления в зарубежной и отечественной психологии.

Теоретические подходы к изучению мышления. Механистический подходозначает перенос общих механизмов,созданных для описания и объяснения психических процессов вообще на высшие психические процессы. В этом случае вопрос о специфике мышления в рамках механистического подхода не возникает.

Психологические теории мышления в рамках данного подхода строились по образцу естественных наук. Механистический подход представлен тремя теориями: 1) теорией ассоцианизма (структурной психологией сознания); 2) классической теорией поведения; 3) информационной теорией мышления (в ее первых вариантах). В этих теориях мышление определяется соответственно как сочетание чувственных представлений (в психологии сознания), как научение (в бихевиоризме), как процесс переработки информации (в когнитивной психологии).

Теория мышления в психологии сознания. Исходными элементами сознательного опыта человека являются чувственные представления. Между отдельными элементами чувственных представлений устанавливаются связи или ассоциации (по сходству, контрасту, совпадению в пространстве и времени). Законы ассоциаций были основным языком описания и объяснения высших психических процессов. Мышление выступало как ассоциации чувственных представлений. Исследований, направленных на выявление природы мышления не проводилось. Задача психологов сводилась к интерпретации основных форм мышления на языке теории ассоциаций.

Как при сочетании чувственных представлений образуется понятие (основная форма мышления)? Одной из теорий стала теория диффузных репродукций Г. Мюллера, согласно которой сочетание двух или более чувственных представлений происходит следующим образом. Каждое из чувственных представлений вызывает у субъекта подобно кругам на воде, поток ассоциаций с другими представлениям, которые также в свою очередь могут вызывать новые ассоциации. При встрече этих потоков или их наложении (репродукции) происходит выделение признак общего для сходных представлений и существенного для образуемого понятия.

Мышление как научение в бихевиоризме.Исходный элемент анализа в психологии поведения – установление связей между стимулом и реакцией. Мышление рассматривается как научение, образование навыка решения задачи. Ключевой вопрос – как из набора двигательных реакций посредством их обусловливания образуются навыки интеллектуального поведения. Ответом на этот вопрос является теория проб и ошибок или теория подкрепления Э. Торндайка, предложенная на материале интеллектуального поведения животных. Опыты проводились с кошками. Животное находилось в клетке, приманка вне ее. Взять приманку можно, выйдя из клетки через дверь, которая открывается нажатием на рычаг, расположенный на полу клетки, визуально никак не выделенный. Поведенческие реакции животного хаотичны до тех пор, пока случайно животное не нажмет на рычаг, дверь откроется, животное выйдет из клетки и возьмет приманку. Однако, обусловливание связи рычаг-дверь (приманка) происходит не сразу. В последующих опытах поведение животного продолжает быть хаотичным, хотя количество проб сокращается, и животное научается решать задачу.

Мышление как процесс переработки информации.Исходными элементами описания психических процессов в данном подходе являются операции с условными символами (знаками) – опознание, сличение, называемые информационными процессами. Мышление рассматривается как процесс переработки информации. Во всех названных нами подходах и теориях общим является отсутствие понимания специфика мышления.

Мышление как процесс решения задач. Впервые мышление становится объектом научного изучения в Вюрцбургской психологической школе. Объектом эмпирического исследования является процесс решения субъектом мыслительных задач. 1 цель – исследование внутренних закономерностей процесса решения задач. 2 цель – диагностика способностей субъекта к решению задач. 3 цель – управление процессом решения задач.

В соответствии с этими целями выделяют экспериментальное, диагностическое и прикладное направления исследования мышления.

Экспериментальное исследование мышления.Классическое направление экспериментального исследования мышления в зарубежной психологии – это гештальтпсихология. Она представлена именами Вертгаймера, Келлера, Карла Дункера. В гештальтпсихологии осуществляется структурный подход к анализу процесса мышления (структура задачи, структура ее решения). Мышление – это процесс переструктурирования проблемной ситуации, который происходит внезапно и сопровождается «ага-перживанием», субъективным переживанием нового, переживанием открытия. Мыслительный процесс как определенный акт – инсайт.

Классическое направление в отечественной психологии – это исследование мышления С.Л. Рубинштейна.Исследовательская задача – развернуть мыслительный акт в определенную последовательность, непрерывный процесс. В качестве единицы анализа мыслительного процесса выделяют: выделение двух взаимосвязанных мыслительных процессов (абстракция, обобщение); нахождение элементарных форм (анализ синтез); выделение основного мыслительного процесса, где объединяются анализ и синтез в единое целое (анализ через синтез).

Современный этап исследования мышления в когнитивной психологии – построение моделей искусственного интеллекта.Интеллектуальный процесс стали рассматривать как воспроизводимый в специальной модели.

Современный этап исследования мышления в отечественной психологии - смысловая теория мышления О.К. Тихомирова. Возникла в рамках сопоставления информационной и психологической теорий мышления. Суть - учет в анализе мыслительного процесса эмоциональных и мотивационных факторов.



2015-12-15 2453 Обсуждений (0)
Лекция 2. Теоретические подходы к изучению мышления и направления его эмпирического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Теоретические подходы к изучению мышления и направления его эмпирического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)