Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Общее представление о памяти



2015-12-15 557 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общее представление о памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Определение понятия. Развитие представлений о памяти. Экспериментальное изучение памяти. Поправки к результатам опытов Г. Эббингауза. Экспериментальные исследования Ф. Бартлетта. Теория вытеснения З.Фрейда. Явления, связанные с работой памяти.

Как известно, ощущение и восприятие обеспечивают чувственный уровень познания действительности, а мышление – рациональный. Результаты такого познавания действительности станут опытом человека благодаря памяти.

Определение понятия. Памятьэто способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в деятельности и поведении.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. У животных есть два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Механическая память выступает в форме способности к научению, приобретению жизненного опыта. Возможности для такого запоминания у животных ограничены их биологическим устройством. Они могут помнить и воспроизводить лишь то, что приобретено способом условно-рефлекторного или викарного научения (через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту).

У человека есть речь – мощное средство для запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. У человека есть произвольная, логическая и опосредствованная память.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем, предвидит будущее. С.Л. Рубинштейн писал, что без памяти люди были бы существами мгновения. Прошлое было бы мертво для будущего, настоящее по мере его протекания безвозвратно бы исчезало в прошлом.

Развитие представлений о памяти.Первые представления о памяти связаны с древнегреческой мифологией. У древних греков была богиня памяти – Мнемозина, покровительница 9 муз – видов искусств. Эти подчеркивалось значение памяти для творческой деятельности человека. От этого названия затем произошли слова мнемоника – набор искусственных приемов для лучшего запоминания. Мнемоника основывается на установлении связей или ассоциаций.

Первую классификацию ассоциаций дал Аристотель. Он выделил ассоциации: по сходству, по смежности, по контрасту. В 17-18 вв. сложилось целое направление в психологии – ассоциативная школа, представителем которой был Томас Браун, который предложил более детальную классификацию ассоциаций. Позже стал применяться ассоциативный эксперимент в клинической практике.

Ассоциативные процессы играют большую роль в психике человека, и наша память в значительной степени опирается на ассоциации. Однако, существую и другие закономерности памяти и поэтому было бы неправильно сводить память только к ассоциациям.

Экспериментальное изучение памяти. В конце 19 века психология становится самостоятельной экспериментальной наукой. Немецкий психолог В. Вундт впервые ввел эксперимент для изучения таких психических функций, как ощущения, восприятие.

Вслед за ним немецкий психолог Г. Эббингауз применил эксперимент для изучения памяти. Эббингауз поставил задачу: определить закономерности закрепления и забывания информации и полученные результаты зафиксировал на графике «кривая забывания». Единственным испытуемым был сам Эббингауз. Для запоминания он выбрал слова «тор», «каф», «фак» и др. Тем самым он пытался изучать «чистую память». Эббингауз заучивал наизусть бессмысленные слова, затем, через некоторое время пытался их воспроизвести, но какие-то слова забывал. Затем он снова повторял до тех пор, пока все слова были заучены. Время заучивания он отмечал. В результате получил кривую забывания. Вначале забывание идет быстро, затем этот процесс замедляется, и остается нечто, что запоминается навсегда – к такому выводу пришел Эббингауз.

Поправки к результатам опытов Эббингауза:

1. Кривая характеризует забывание неосмысленного материала. Если же материал осмыслен, кривая не дает такого крутого падения.

2. Возможно предотвращение забывания тем, что попытаться передвинуть момент первого повторения максимально к моменту восприятия.

Экспериментальные исследования Ф. Бартлетта. Поправки к результатам Эббингауза были внесены после проведения экспериментальных исследований английского психолога Ф.Бартлетта. Бартлетт попытался раскрыть закономерности памяти в процессе деятельности и общения.

Эксперимент проводился в большой аудитории. Бартлетт вешал картину с несложным сюжетом. Испытуемые заходили по одному, изучали картину, затем передавали содержание картины другим испытуемым, которые картины не видели; вторые – третьим и.т.д. В конце концов, от картины оставалось очень мало – исчезали все второстепенные подробности. Из рассказа в 15-20 строк оставалось 3-4. При этом важно подчеркнуть закономерность: происходит не буквальное сохранение информации, а ее переработка. Исчезает все, что не связано со смыслом. Отсюда вывод: забывание – есть необходимая сторона запоминания. Человек должен забыть все второстепенное, чтобы запомнить главное. Такое забывание следует отличать от патологического забывания, когда человек забывает все – явление амнезии. Если причины амнезии в нарушении деятельности нервных клеток, говорят об органических нарушениях памяти. Но когда повреждения нервных клеток мозга нет, а потеря памяти имеет место, подобные амнезии психогенного характера могут быть вызваны сильными переживаниями. В отличие от органических амнезий психогенные амнезии имеют избирательный характер, человек забывает то, что связано с переживанием.

Теория вытеснения З.Фрейда. На этом факте построил свою теорию З.Фрейд. По теории Фрейда из сознания «вытесняются» все обстоятельства, связанные с психотравмирующими событиями. Теория Фрейда получила название теории вытеснения. По Фрейду обстоятельства совсем не исчезают, они остаются в сфере бессознательного и вырываются наружу в различных проявлениях: оговорках, описках, сновидениях, забывании имен и др.

Явления, связанные с работой памяти.Кроме случаев патологического запоминания встречаются явления, связанные с работой памяти. Явления «уже видел», «никогда не видел» были описаны в 19 веке. Человек находится в комнате, где никогда не был, вдруг возникает чувство, что он уже здесь был. Это состояние вызывает испуг, страх. Возникает расхождение между рациональным знанием и чувством. Другой случай – когда человек видел другого человека раньше, но он его не узнает. То же состояние страха, испуга.

Задания для самостоятельной работы

1. Исследование памяти в когнитивной психологии. Выполнить конспект, отразить содержание в схеме или таблице, используя материал следующих источников: Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. / Под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. М., 2011. С. 156-166; 312-321; Солсо Р. Когнитивная психология. – 6 изд. - СПб: Питер, 2011. С. 25-250.



2015-12-15 557 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общее представление о памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Общее представление о памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)