Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Общая характеристика восприятия



2015-12-15 943 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Определение понятия. Изучение процесса восприятия в гештальтпсихологии.Свойства восприятия. Исследование развития восприятия у детей.

Определение понятия. Восприятие – есть психический процесс порождения чувственного образа реального мира.

Структура образа восприятия. Образ восприятия включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление реального мира обладают многими и различными свойствами. Однако, как отмечает А.Н. Леонтьев в работе «Психология образа», в картину мира входят и невидимые свойства предметов, которые не лежат на поверхности этих предметов, а представлены в значениях этих предметов. Когда мы бросаем взгляд на ручные часы, мы не имеем образа отдельных признаков этого предмета, их ассоциативного набора. Недостаточно сказать, что у нас возникает образ формы. Мы воспринимаем предмет, который есть часы. Таким образом, восприятие не сводится к сумме ощущений. Знания и процессы мышления неотделимы от формирования чувственного образа, а входят в него.

В психологии проблема восприятия – есть проблема построения в сознании субъекта многомерного образа мира, отмечает А.Н.Леонтьев. Иллюстрируя данный тезис, он приводит спор одного философа с психологом Ж.Пиаже.

- У Вас получается, - говорил этот философ, обращаясь к Пиаже, - что ребенок, строит с помощью системы операций мир. Как же можно стоять на такой точке зрения? Это идеализм.

- Я вовсе не стою на этой точке зрения, - отвечает Пиаже, - в этой проблеме мои взгляды совпадают с марксизмом, и совершенно неправильно считать меня идеалистом.

- Но, как же в таком случае вы утверждаете, что для ребенка мир таков, каким его строит его логика?

Четкого ответа на этот вопрос Пиаже так инее дал. Однако ответ существует, - говорит А.Н. Леонтьев. – Мы действительно строим, но не мир, а Образ, активно «вычерпывая его из объективной реальности.

Главное не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс построения образа мира, а в том, что получается в результате этого процесса. Образ мира слепоглухонемого не другой, чем образ мира зрячеслышащего, а создан из другого строительного материала. Образ объективного мира ребенка и образ мира взрослого не другой, а более или менее адекватный, более полный или менее полный. Иногда даже ложный.

Проблему построения образа можно рассматривать двояко: во-первых, как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные образы; во-вторых, как происходит процесс развития восприятия в онтогенезе человека.

Изучение процесса восприятия в гештальтпсихологии.В те годы,когда вспыхнул «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей образовала новую научную школу под названием гештальтпсихология (нем. Gestalt - форма, структура).В состав группы входили Макс Вертгаймер (1880-1943), Вольфганг Келлер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте на Майне в Психологическом институте, где Вертгаймер искал экспериментальный ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келлер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

Схема опытов Вертгаймера была простой. Через две щели – вертикальную и отклоненную на 20-30 градусов - пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом. При интервале мене 30 миллисекунд раздражители воспринимались одновременно. При интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения.

Вертгаймер назвал это восприятие фи - феноменом. Он ввел этот термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений. Вертгаймер видел смысл своих опытов в том, чтобы доказать, что первичными данными психологии являются целостные структуры – гештальты, не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные законы и характеристики. Свойства частей целого определяются структурой, в которую они входят. В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество свойств (феноменов) восприятия.

Свойства восприятия.К свойствам восприятия относят: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность.

Константность – относительная независимость образа от условий восприятия. Восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия: расстояния от воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия и др.

Предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимодействии фигуры и фона (рисунок «Фигура» и «фон» по Э. Рубину). Фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое. Фон – неограниченное, простирающееся вокруг и позади фигуры поле. Если фигуру и фон поменять местами, то часть, ранее бывшая фигурой, и ставшая фоном, сразу утрачивает свою очерченность и приобретает неопределенный, бесструктурный характер.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: (1) факторы объединения частей в целое и (2) влияние целого на восприятие частей.

К факторам объединения частей в целое (принципам перцептивной организации) относят такие особенности стимула, которые влияют на организацию фигуры

1. Фактор близости. В целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

2. Фактор замкнутости. В единую структуру объединяются элементы в совокупности составляющий замкнутый контур.

3. Фактор хорошей формы. К хорошим формам относят формы, обладающие свойством симметричности, периодичности, ритма о др.

4. Фактор коллективного движения. К объединению тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение.

5. Фактор однородности. Лучше объединяются в структуру элементы по общим модальным или пространственным характеристикам (по цвету, форме и т.д.)

Одной из форм доминирования целостной структуры над ее элементами является то, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному (рисунок «Жена и теща»). Один и тот же элемент, не теряя своих пространственных характеристик, воспринимается в структуре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, а в структуре старой женщины – как крыло носа. Другой элемент, воспринимаемый как часть лица молодой женщины, видится как ухо, а в качестве части лица старой женщины как глаз.

Вторая форма доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношение между ними, то общая структура образа остается неизменной.

Третья форма преобладания целого над частями получает выражение в фактах сохранения структуры при выпадении ее частей.

Обобщенность – отнесенность образа восприятия к некоторому классу объектов, имеющему название.

Осмысленность – основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Исследование развития восприятия у детей. Многие представители гештальтпсихологии уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательство правильности своей теории. Ведущим психическим процессом, который определяет уровень психического развития ребенка, с их точки зрения является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Изучая процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Это относится к константности и осмысленности восприятия в первую очередь.

Исследование развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории К. Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят: голос, лицо, волосы и характерные движения. Поэтому маленький ребенок не может узнать близкого взрослого, если тот поменял прическу, или поменял привычную одежду. К концу первого года смутный образ «дробится», превращаясь в ряд четких образов: лицо, в котором выделяются отдельные гештальты глаза, рот и т.д. Появляются образы голоса, тела.

Также можно рассмотреть дифференциацию восприятия цвета. Вначале ребенок воспринимает предметы как окрашенные или неокрашенные, при этом неокрашенные предметы воспринимаются как фон, а окрашенные как фигура. Постепенно, окрашенное «делится» на «теплое» и «холодное». Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Далее, со временем эти образы дробятся, в теплом выделяются желтый и красный цвета, в холодном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета.

К. Коффка приходит к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона. Он сформулировал один из законов восприятия, который назвал «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.

Исследовал развитие восприятие у детей еще один представитель школы гештальтпсихологии Ханс Фолькельт. Особое внимание он уделял детским рисункам. Он проводил сравнительный анализ тех предметов, которые дети видели и тех, которые ощупывали, например, закрытый платком кактус. В том случае, когда дети ощупывали только кактус, они рисовали только колючки, предавая общее ощущение от предмета, а не его форму. Происходило схватывание целостного образа предмета, а затем дифференциация.

Эти исследования имели большое значение для работ по исследованию зрительного восприятия в отечественной школе Александра Владимировича Запорожца (1905-1981). Они привели исследователей к мысли о том, что существуют определенные образы – сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов. Это звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы родного языка, система форм и цветов видимых предметов и др. В процессе обучения ребёнок усваивает систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая её в синтетических сенсорных опытах. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации.

При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и продуктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно разделять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в единое целое.



2015-12-15 943 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Общая характеристика восприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)