Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Общая характеристика мышления



2015-12-15 1289 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции.Определение мышления. Виды мышления. Формы мышления. Мыслительные операции. Теория развития мышления в детском возрасте Ж.Пиаже.

Определение мышления. Мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, и обобщенное познание объективной реальности.

Опосредованное отражение – установление причинно-следственных зависимостей, не доступных чувственному познанию.

Обобщенное отражение – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений и закономерных связей между ними.

Мышление возникает на основе практической деятельности и чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Связано с речью. Социально обусловлено. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой элементарных процессов, например, ощущений. Важную роль в мышлении играют лобные доли коры головного мозга. Они обеспечивают целенаправленную деятельность человека. Кроме того, в мышлении участвуют речевые центы мозга. Сложность выделения физиологических основ мышления объясняется тем, что мышление присутствует в других психических процессах и обеспечивает процесс познания в целом.

Виды мышления: (1) по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; (2) по типу задач: теоретическое и практическое; (3) по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное; (4) по степени новизны: репродуктивное и творческое.

Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, осуществляемый в практической деятельности с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка в возрасте до 3 лет. Развито у людей, занятых производственной деятельностью.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, осуществляемый при восприятии действительности. Основной единицей является образ. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Является доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Решая те или иные умственные задачи, человек пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Формы мышления.Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, которая отражает общие существенные признаки группы предметов или явлений. Понятия могут быть единичными и общими, конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, раскрывающая многообразие связей предмета или явления с другими предметами или явлениями (раскрывающая содержание понятия). Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение – форма построения нового суждения на основе других суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).

Мыслительные операции.По определению Ж. Пиаже мыслительная операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования или интериоризации внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиям в единую систему. Основным свойством операции является обратимость, т.е., для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом, и установление сходства и различия между объектами.

Анализ – мыслительная операция разделения объекта на составляющие его части и характеристики.

Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в переходе от частей к целому.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная в отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделение в них основного главного признака.

Конкретизация– представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Теория развития мышления в детском возрасте Ж. Пиаже.Швейцарский психолог Ж.Пиаже разработал теорию развития мышления в детском возрасте. Его научный тезис: практическое, деятельностное происхождение интеллектуальных операций. Теория развития мышления Ж.Пиаже получила название «операциональной».

Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования или интериоризации внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиям в единую систему. Основным свойством операции является обратимость, т.е., для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

В развитии операционального интеллекта у детей Пиаже выделил четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (до 2 лет). Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы в их устойчивых связях и признаках.

2. Стадия операционального мышления (от 2 до7 лет). На этой стадии у ребенка развивается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет). Умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет). Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями.

Теория формирования детского интеллекта (П.Я.Гальперин).П.Я.Гальперин, известный отечественный психолог выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие перевод внешнего действия во внутреннее. Основной тезис Гальперина: действие более высокого интеллектуального уровня не может сложиться без опоры на предшествующее.

Процесс формирования умственных действий представляется следующим образом:

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями или образцами, которым оно должно соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заместителями.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заместители. Перенос внешнего действия в план громкой речи.

4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Проговаривание действия «про себя».

5. Выполнение действия в плане внутренней речи с переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Методом срезов, которым пользовался Пиаже, полноценную картину умственного развития ребенка показать невозможно, утверждал Гальперин. Срезы способны только констатировать достигнутый уровень развития, не позволяют судить о его возможностях. Если формировать у детей математическое понятие на полноценной ориентировочной основе, то они показывают более высокий уровень интеллектуального развития в опытах Пиаже.

Индивидуально-психологические особенности мышления.Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

Индивидуальные особенности мышления:быстрота мышления (скорость протекания мыслительных процессов); самостоятельность мышления (умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами); гибкость мышления (способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям);темп развития мыслительных процессов (минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения); экономичность мышления (число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность); широта ума (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);глубина мышления (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия); последовательность мышления (умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса); критичность мышления (осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений); устойчивость мышления (качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности).

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.



2015-12-15 1289 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Общая характеристика мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)