Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обследование предметов с детьми в разных возрастных группах



2015-12-15 9159 Обсуждений (0)
Обследование предметов с детьми в разных возрастных группах 0.00 из 5.00 0 оценок




Дети раннего и младшего возрастаизображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передаю обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эта­лону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. Т.к. на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).

При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчи­ка по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением («Пальчик бежит, нигде не оста­навливается и карандашик (кисточка) побежит, также нигде не остановится»). В младшей группе чаще, чем в других, при обсле­довании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщениюпредметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рису­ются, лепятся одним и тем же способом).

В средней группепри обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе (необходимость обследующего жеста, зрительного контроля, предварительное обследование предметов до занятия, установление связи обследующего жеста и формообразующего движения).

Дети средней группы в силу большого сенсорного опы­та могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Внешнее практическое действие и громкая речь необходимы. Позднее про­цесс обследования будет более «свернут» и ребенок «про себя» бу­дет называть то, что видит. Со средней группы у детей возникает и больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.

 

Детей старшего возрастав свя­зи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высо­те. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.). Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движе­ния. Однако дошкольники испытывают трудности при изображе­нии прямоугольных и округлых форм разной величины и пропор­ций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (ха­рактерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

При обследовании предметов с детьми старшего возраста часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных спо­собов изображения. Естественно, что старшие дети более самостоятельны и активны при обследовании. К 7 годам дошколь­ники должен усвоить порядок обследования: с чего начинать наблюде­ние и почему; что потом надо рассмотреть. Они хорошо понима­ют, для чего надо рассматривать. Сам процесс обследования мо­жет быть более свернутым, неполным (движение руки по предмету применяется в отдельных случаях, так как дети изображают зна­комые предметы и знают особенности внешнего вида и пример­ные способы изображения). Следует обратить внимание только на своеобразие в предмете. Это возможно, если велась систе­матическая работа по сенсорному воспитанию и обследование часто применялось как метод обучения изобразительной деятельности.

Особенно важно (в процессе обсле­дования) обращать внимание на разнообразие предметов одного типа и учить детей видеть их выразительность, своеобразие каж­дого. Именно на этом делается акцент при обследовании, это по­могает детям создавать более выразительные и разнообразные образы, помогает «разрушить» шаблонные изображения, видоиз­менить, варьировать их. Шаблоны нужны, они экономят силы ребенка, «запас» графических структур позволяет быстро созда­вать изображение, но надо бояться рисования наизусть, «закостенения» штампов. Поэтому грамотное, живое, осмыслен­ное обследование крайне важно практиковать в обучении самых старших детей.

 

Любое действие в изобразительной деятельности, в том числе обследование, важно сформировать до уровня самодеятельного его применения ребенком, тогда дошкольник относительно сво­боден и самостоятелен в познании и изображении. Для этого недостаточно применения обследования на занятии. Необходимо выносить его за рамки занятия, в повседневную жизнь.

Полезно использовать приемы, помогающие детям осознать обследование как необходимый способ самостоятельного позна­ния, облегчающего и нахождение способа изображения. Для этого нужно пояснять детям смысл обследования.

Анализируя детские рисунки, поделки, обязательно нужно устанавливать связь между качеством изображения и качеством обследования. Целесообразно поощрять детей, всячески поддерживать инициативу в наблюдении; не спешить помогать ребенку советом, показом при поиске способа изображения: продумывать вместе с дошкольниками рациональные способы обследования («Дети, давайте еще раз рассмотрим березы, липы. дубы. Как вы думаете, в чем разница между ними, на что особенно обратить внимание?»). Очень полезно на прогулке рассматривать насеко­мых, мелкие детали растений и т.п. (без ущерба для них).

В работе с самыми старшими дошкольниками методика обсле­дования зависит от многих факторов: от общего сенсорного раз­вития детей и умения обследовать предметы с целью изображе­ния; от задач изображения (рисуют и лепят с натуры или по пред­ставлению); от уровня изобразительных умений и других факто­ров. Педагогу важно, чтобы процесс восприятия не был формаль­ным. Нужно помнить, что обследование должно помочь ребенку в изображении. Это первое обстоятельство, которое определяет методику обследования. Второе обстоятельство дети должны научиться смотреть и видеть.

Б.М.Теплов, занимавшийся исследованием художественных способностей, писал, что художественная деятельность в любых ее формах требует большой сенсорной культуры и развития таких сложных способностей в сфере восприятия, как, например, на­блюдательность. Поэтому художественное воспитание всегда включает и воспитание способностей восприятия.

Полагаем, что идеальным уровнем развития ребенка в этом плане можно считать возникновение у него, пусть на начальном уровне, потребности наблюдать, рассматривать предметы, если это необходимо для изображения, для создания задуманного образа. Формировать такое желание нелегко, но стремиться к этому нужно.



2015-12-15 9159 Обсуждений (0)
Обследование предметов с детьми в разных возрастных группах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обследование предметов с детьми в разных возрастных группах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)