Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Субьективная школа михайловского. Николай Константинович Михайловский (1842—1904) — выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист




Наиболее крупные работы и статьи Михайловского — “Что такое прогресс?” (1869),

Социология для Михайловского представлялась наукой, исследующей желательное в общественной жизни и то, насколько оно возможно, т.е. исследующая общественные отношения с позиции сознательно выбранного общественного идеала.

Индивидуальностью Михайловский обозначает любое онтологическое целое, «вступающее в отношения внешнему миру, как обособленная единица» на любых фазах эволюции материи, но особенно интересуется «живой» и общественной формами движения материи. Он считал, что здесь особенно ярко проявляются две тенденции: первая усложнение организмов и систем их деятельности, рост различия, дифференциации и взаимной борьбы за существование, и вторая увеличение относительной самостоятельности индивидуальностей от других, более комплексных, сложных организаций, эволюционной и функциональной частью которых они являются, процессы «борьбы за индивидуальность» и, в итоге, рост их однородности и солидарности.

Главная форма «общественной индивидуальности» (ещё раз хочется подчеркнуть, что это не означает индивидуальность как идейное единство общества, а только один из типов индивидуальности, присущих обществу), по Михайловскому, является личность (более мелких «социальных атомов» уже нет в обществе). Наряду с неделимой «человеческой индивидуальностью» в социуме есть и более сложные, делимые «общественные индивидуальности» различные социальные группы. Все виды «общественной индивидуальности» борются между собой. За долгую историю человечества сложилось два чётких состояния этой борьбы («простая» и «сложная кооперация»). При «сложной кооперации» есть одна общая закономерность возрастание неудовлетворения потребностей, когда люди начинают испытывать враждебность общества. В этой ситуации существует два вида протестующего поведения «вольница» - активная форма протеста, и «подвижники» - люди, которые стремятся уйти от общества, заняться переоценкой, заглушить свои потребности. Оба вида протеста часто переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм подражания, как особого состояния группового сознания. При подавлении человеческой индивидуальности практически до нуля в этих условиях неизбежно появление героя, увлекающего обезличенную массу любым актом. Герой шаблонизирует поведение толпы. Толпа характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится к подражанию яркой индивидуальности героя.

Наконец, надо сказать, о том, как старался Михайловский дать такое определение общественному прогрессу, чтобы эта (или эти) формула (или формулы в совокупности) могла служить своеобразным философским камнем для построения «золотого века». «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Прогресс это «борьба за индивидуальность». Прогресс «последовательная смена форм кооперации», или смена трёх этапов «борьбы за индивидуальность» в человеческой истории объективно-антропоцентрического (исходная «простая кооперация»), эксцентрического («сложная кооперация») и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность «простой кооперации»). К сожалению, та доля утопизма, которая прослеживается в работах Михайловского, пока подтверждается на практике справедливое «золотое» общество свободных и равных бывает либо в прошлом, либо в будущем.

24 Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Существуют следующиевиды миграции по:

характеру — трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

территории — внутренняя и международная:

статусу — легальная и нелегальная.

26 Ч.Ч.Валиханов – первый замечательный казахский учёный и выдающийся просветитель – демократ. Он дал массу блестящих работ по географии и этнографии, истории и фольклористике, религиоведению и востоковедению, философии и социологии и т.д.

Считая невежество одной из главных причин политической пассивности народа, а также важнейшей причиной его бедственного положения, Валиханов полагал, что не революция, к которой народ не подготовлен, а просвещение, истинные знания могут служить тем оружием, широкое распространение которого неизбежно должно повлечь за собой освобождение народа.

Ч.Валиханов дал достаточно глубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права, концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до неё и появившихся после неё. Согласно Ч.Валиханову политика – это ВЛАСТЬ и способы её устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику.

Не менее остро ставил Ч.Валиханов и проблему предметной области права. По логике его рассуждений, право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общения с другими людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретно сложившейся ситуации. Он был противником распространения юридических кодексов одних народов на кодексы других без учёта особенностей их жизненных обстоятельств. Он безукоризненно знал передовые политические и правовые теории стран Запада и России и сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизованном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.

Духовенство, проникающее в Казахстан, отмечал просветитель, сознательно сеет и поддерживает невежество народа в своих корыстных целях, зная очень хорошо, что невежественный и суеверный народ легче поддаётся ограблению, чем народ просвящённый. Крайнее возмущение Ч.Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучи само совершенно невежественным, сосредотачивало в своих руках всё дело народного образования.

27.понятие культуры и ее основные элементы. В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.

Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.

Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.

Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.

 

 

Наука.Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.

Искусство.Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

28.современная стратификация общества. Социологи выделяют несколько основных и дополнительных слоев в современных обществах. Остановимся на варианте изтрех основных страт. Он определяет разделение общества на высший, средний, и низший классы. Рассмотрим каждый из них подробнее.Высший класс представляет социальная элита — относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества. Демократия предполагает контроль над деятельностью элит со стороны остальной части общества (через свободные выборы, референдумы, опросы населения, СМИ и т.д.) Особенно ценно, когда элита больше заботится о процветании общества, а не о собственном благополучии, когда она служит нравственным образцом для других граждан и пользуется уважением большинства людей. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.Средний класс занимает в современных обществах поистине особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60—80%). А, во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка к стабильности в обществе, Почему? Дело в том, что средние слои — это «цвет общества», его главная интеллектуально-созидательная сила. Они охватывают представителей самых разнообразных профессий: ученых, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д. Это люди, как правило, с хорошим образованием, надежной работой, сравнительно высокими доходами и современном образом жизни. Они профессиональны, много и хорошо работают, располагают определенной собственностью (земля, дома, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо (убеждения и взгляды) в том, что благосостояние человека зависит от его личных усилий — трудолюбия, образования, энергии, предприимчивости. Средний класс играет в обществе особую, стабилизирующую социальную и политическую роль. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость.Низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.Низший класс составляют и обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого, даже начального образования, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или люмпенами . Чаще всего их ряд рекрутируется из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.Отдельно упоминания требуют так называемые маргиналы (от лат. переселение) — группы людей, как бы «выпавших из гнезда, находящихся в промежуточном, «пограничном» положении между каким-либо стратами. Наглядный пример —беженцы . Будучи прежде в одной социальной позиции (скажем, в рабочем классе), они, приезжая в другие места или страны, утрачивают привычные социальные связи, образа жизни, статус и оказываются (хотя бы на период адаптации) как бы в «подвешенном», неустроенном состоянии, между социальными группами (от одной уже оторвались, а в другую еще не «вписались»). Это накладывает определенный отпечаток на психику и поведение индивида. У «маргинальной личности» могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, аморальность и др. Само положение низшего класса определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)