Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Драматургическая социология э. Гоффмана



2015-12-13 982 Обсуждений (0)
Драматургическая социология э. Гоффмана 0.00 из 5.00 0 оценок




Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии - одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием.

В драматургической концепции исходным пунктом служит метафора социальной сыгранности людей: общество - это огромный театр. При общении люди пытаются произвести впечатление друг на друга. Как правило, это происходит неосознанно. Вместе с тем роли, которые играют люди, позы, которые они принимают, могут быть рассмотрены как типичные социальные представления, т.е. символические обозначения договоренностей между людьми о способе поведения. Сыгранность членов общества проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество - как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют свое поведение себе и другим.

Социальное взаимодействие он представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы, в качестве акторов, играем самих себя. В качестве драмы могут проявлять себя не только бытовые ссоры, перебранки или конфликты, где всплеск эмоций и страстей достигает, кажется, своего апогея. Любое повседневное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каждой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным правилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией. Вступив в конфликт, муж, жена, ребенок или теща упорно держатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам. Отвечая на обвинения жены в том, что муж почти перестал бывать дома и видеть своих детей, он защищается тем, что выставляет себя в качестве хорошего исполнителя роли отца или мужа, а нападая на жену, старается обнаружить у нее такие же ролевые недостатки: она плохая домохозяйка или незаботливая мать.

30.понятие семьи и брака. Семья – это группа людей, связанных узами брака или родства, которые обеспечивают удовлетворение общественно значимых потребностей и воспитание детей. Социология семьи и брака выделяет институт семьи из других общностей людей не случайно. Семья является одним из самых древних социальных институтов, зародившимся в первобытном обществе. Ценность семьи для общества заключается в ее возможностях воспроизведения жизни и воспитания детей. Социология семьи и брака имеет объектом для изучения семью как систему отношений, которая является более сложной, чем брак. Семья, как правило, состоит не только из супругов, но и детей, родственников и близких супругам людей. Браком называют исторически сложившуюся, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между людьми, которая устанавливает их права по отношению друг к другу, потомству и родителям. Отношения в семье строятся по трем составляющим: отношения между супругами, детьми и родителями. Социология семьи и брака изучает всю совокупность частей публичного поведения и сознания, которые приводят к заключению брака и созданию семью, способствуют ее развитию, функционированию, а в ряде случаев – к распаду. В связи с этим исследуются мотивы, ценностные ориентации, ожидания людей, которые рассматривают возможность вступления в брак и создании семьи, а также тех, кто уже является супругами на всем протяжении развития семейных отношений. В вопросе типы семьи социология определяет их следующим образом. По форме брака выделяют моно- и полигамию. Так, моногамная семья - это семья, в которой на одного мужчину может приходиться только одна жена. Полигамная – множество жен. По структуре родственных связей выделяют такие типы семей: простая или нуклеарная (супружеская пара с детьми, которые еще не состоят в браке), сложная (супружеская пара с детьми, которые уже состоят в собственном браке). Тип семьи определяют такие признаки как социально-классовый (семья рабочих, интеллигенции, бизнесменов, т.д.), тип населения (городская, сельская семья), по времени существования семьи и количеству ее членов. Помимо этого выделяют типы семей по условиям жизни (студенческая, семья артистов и т.п.

31.концепции социальной структуры и социальной стратификации . различн. теории зап. социологии, имеющие в качестве главногообъекта изучения соц. структуру. К ним относится большинство ведущих социологич. концепций, заисключением гу-манистич. направления, представители к-рого делают упор на изучении сознания человека,методов понимания и интерпретации действий др. людей. В противоположность гуманистич. направлениюК.с.с. носят антипсихологич., объективистский характер, стремятся объяснить поведение индивида илигруппы с т.зр. их места в соц. структуре. С этим же связана др. особенность К.с.с. - признаниедетерминирующей роли соц. структуры по отношению к составляющим ее элементам. Для современнойК.с.с. характерно также понимание структуры не как застывшей конфигурации, а как динамичного целого,обладающего эмерджентным характером, т. е. целого, способного к порождению закономерностей системы,готового к взаимодействию составляющих ее элементов. Среди различи. К.с.с. можно выделить два основныхнаправления: теоретич. и эмпирич. Представители первого описывают и анализируют соц. структуру, исходяиз определенных теоретич. допущений о функционировании и развитии об-ва, сторонники второгонаправления включают в содержание соц. структуры только наблюдаемые и фиксируемые эмпирич.методами образцы соц. взаимодействия. В сфере теоретич. социологии условно можно выделить двеосновные модели соц. структуры - нормативно-ценностную и категориальную. Первая представленаструктурным функционализмом (см. Анализ функциональный в социологии) и примыкающими к немуконцепциями. Главной ее особенностью является ан разделение соц. и культурной систем соц. структуруобразуют различн. рода нормативно-ценностные образования - соц. ин-ты, ролевые тусные отношения и т. п.Предполагается, что источником изменений соц. структуры выступает система культуры, в к-рую включаютсяценности, значения, верования, символы и т. п. Категориальная модель соц. структуры представлена внастоящее время неомарксизм (см.) и различн. версиями детерминизма тех нологического (см.), к-рые вкачестве основны компонентов соц. структуры выделяют классы соц. слои, профессиональные группы и т. п.Сторонники неомарксизма подчеркивают обусловленность соц. структуры господствующим способомпроизводства и обращают внимание на противоречия в соц. структуре, тогда как представители концепциитехнологич. детерминизма источником изменения в структуре считают технологич. инновации и полагают,что технич. прогресс способен разрешить все противоречия капитализма. Эмпирические К.с.с. также имеютмножество вариаций, из к-рых отчетливо выделяются две основные модели: дистрибутивная и сетевая.Первая представляет соц. структуру в виде систем взаимосвязанных соц. позиций, обладающих различн.измеряемыми признаками (профессия, возраст, доход, образование и т. п.). КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ основы современного подхода к изучению соц. стратификациибыли заложены М. Вебером, рассматривавшим соц. структуру об-ва как многомерную систему, в к-ройнаряду с массами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу (см.Теории социального статуса) и власти. Наиболее разработанной является функционалистская К.С.С. (Т.Парсонс, Э. Шилз, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). С т.зр. функционалистской методологии стратификационнаясистема об-ва, редставляющая собой дифференциацию соц. ролей и позиций в нем является"эволюционной универсалией", т. е. объективной потребностью любого развитого об-ва. С одной стороны,она обусловлена разделением труда и соц. диффенциацией различн. групп, а с др. - господствующей в об-ве системой ценностей и культурных стандартов, определяющей значимость той или иной деятельности иузаконивающей складывающееся соц. неравенство, возникающее в силу неравномерного распределениянаград и поощрений. Функционалисты подчеркивают в первую очередь значение соц. стратификации дляинтеграции социальной (см.) об-ва. "Инструментальная" функция ее заключается в том, что она призванаобеспечить адекватное восприятие и выполнение соц. ролей посредством санкционируемой системыпоощрений, призванных быть стимулом различн. типов деятельности. В теории соц. действия Парсонсапредпринимается попытка разработать универсальные критерии соц. стратификации, в качестве к-рыхвыделяются: "качество", т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (напр.,ответственность, компетентность и др.); "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении сдеятельностью др. людей; "обладание" материальными ценностями, талантом,мастерством, культурнымиресурсами. Оценка этих трех универсальных объектов ранжирования осуществляется в соответствии сгосподствующим в об-ве ценностным образцом (см. Действия переменные типовые). В 50-60-е гг. критикифункционализма (Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Дж. Тьюмин) в качестве недостатков К.с.с. называли чрезмерноабстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующейполитич. власти, в значительной мере определяющей существующую систему соц. стратификации,игнорирование конфликтов между классами и стратами, ведущими между собой борьбу за власть, престиж,материальные ценности. В социологии эмпирической (см.) выделяются три различн. подхода к изучению соц.стратификации: "самооценочный", или метод "классовой индентификации", когда социолог предоставляетправо респонденту отнести самого себя к нек-рой. условной шкале классового состава населения; метод"оценки репутации", при к-ром опрашиваемым предлагают выступить в качестве судей (экспертов), т. е.оценить соц. положение друг друга или известных им соц. групп; "объективный подход", при к-ромисследователь оперирует нек-рым объективным критерием дифференциации социальной (см.); чаще всегоосновывается на соц.-классовой шкале, связанной с понятием соц.-экономич. статуса, включающего обычнотри переменные - престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Этот "объективный подход"как раз и является предпосылкой широко распространенного в зап. социологии деления классов по их соц.-экономич. статусу. При изучении мобильности социальной (см.) часто используется семиклассоваявертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технич. специалистысреднего уровня; 3) коммерч. класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющиеруководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Обобщениеммногомерной стратификации является ее геометрич. модель, условно представляющая соц. пространствокак состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различн. измеряемыми признаками (профессия,доход, образование, жилище и др.). Предполагается, что любая соц. позиция имеет свой аналог в этоймодели. Существенный недостаток "объективного подхода" - то, что он не имеет разработанной теоретич.базы.

Формы культуры

Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно- психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).

Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге.

34.обьект и предмет политической социологии. Политическая социология - это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике - политологией. Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных отношений в сфере политики.предмет политической социологии - социальный субстрат политики; взаимодействие людей как членов гражданского общества по поводу политической власти; исследование политических процессов с точки зрения их восприятия и отражения в сознании и поведении людей.Объектом политической социологии являются естественные процессы борьбы и установления согласия между различными социально-политическими субъектами. Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики. Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее какого-то элемента. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, срывы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.

35 концепция з. фрейда.Зигмунд Фрейд (1856–1939) – психиатр, психолог и философ, создатель теории психоанализа.Учение Фрейда основывается на исследовании феноменов сознательного и бессознательного и конфликта между ними. По его мнению, культура имеет двоякое значение: с одной стороны, налагает запреты на подсознательные влечения и создает механизм охраны этих запретов; с другой стороны, средствами искусства, религии и т. п. смягчает тяжесть этих запретов, порождая компенсаторные иллюзии. Фрейд выделяет такие цели культуры, как защита человека от природы и урегулирование отношений между людьми. В понятие культуры автор включает всю сумму достижений и институций, отличающих жизнь человека от жизни его предков из животного мира. Также как и Ницше, Фрейд видит причины внутриличностных конфликтов, комплексов и чувства вины, характерных для людей, в противоречии между культурными нормами и желаниями. Культура подавляет свободный внутренний мир личности и опирается на отказ человека от удовлетворения естественных желаний, а эта неудовлетворенность, в свою очередь, является главной предпосылкой культурогенеза, так как нерастраченная энергия в итоге сублимируется в сфере науки, искусства и т. д. С точки зрения психоанализа вся современная западная культура имеет оттенок болезненности, гибельности, поскольку создается сексуально неудовлетворенными людьми, вынужденными искать выход для собственного либидо.До Фрейда неосознанное рассматривалось как нечто, сформированное в сознании, а потом вытесненное из него. Фрейд же придал бессознательному новый статус, назвав его самостоятельным, не зависящим от сознания безличным началом человеческой души, которое активно вмешивается в жизнь человека. Это начало – «Оно» – имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. «Оно» в человеке постоянно борется с другим началом – «Я» (Ego), которое относится к сфере сознательного. «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» – удовольствия, «Я» выступает медиатором между культурной и природной реальностями.Для контроля над энергией «Оно» культуре приходится проникать в его сферу – сферу бессознательного, становясь его частью. Эту ипостась Фрейд называет «Сверх-Я» и оставляет за ней роль внутреннего цензора, олицетворяющего собой запреты и нормы социокультурного характера. Благодаря «Сверх-Я» человек может жить как культурное существо, контролируя свои страсти. Человеческое «Я», по Фрейду, замкнуто между двумя полюсами – природной стихией и культурой, эти полюса сталкиваются в «Я» и стараются подчинить его себе. Поэтому люди мечутся между инстинктами и нормами. Фрейд приходит к выводу о том, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Автор уподобляет общественную психику индивидуальной и не разводит личное и коллективное бессознательное (сравните с концепцией Юнга). Также, по его собственным словам, он «пренебрегает различением между культурой и цивилизацией»[18].Слабым местом концепции Фрейда является биологизированность, у автора не осталось места для личности с ее свободой. «Оно» и «Сверх-Я», природа и общество не оставляют личности право на самооценку. Однако работы Фрейда оказали огромное влияние на развитие культуры XX века, особенно философии, психологии, литературы, театра. В нашей стране до 80-х годов XX века работы Фрейда были запрещены.

36.классификация социальных процессов. Классификация социальных процессов требует четких критериев в связи с характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием и эффективностью социальных процессов. По характеру социальные процессы бывают эволюционными и революционными. По содержанию - экономическими, политическими, духовными, информационными и иными. По направленности - прогрессивными и регрессивными. По отношению к качественному состоянию различают социальные процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству). По эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные. Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные.По выделению их сущности:

§ базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);

§ интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);

§ процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);

§ генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

 

§ По критерию масштабности различают:

§ глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);

§ локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Понятие цивилизации

Всю совокупность человеческой деятельности - создания материальных и культурных ценностей, духовной жизни, организации управления обществом - принято называть цивилизацией. Цивилизация есть система норм, енностей и форм деятельности, закрепившихся в практике и сознании общества, представленная материальными предметами, социальными институтами, духовными ценностями. Составными элементами цивилизации являются:
• культура - система созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей (язык, тип мышления, традиции, наука, техника, литература и т.д.);
• идеология - система общественных взглядов и идей (религия, мораль, право, философия, эстетика, политические взгляды);
• политика - искусство управления государством (государственный строй, административное устройство, социальные институты, партии и т.д.);
• экономика - искусство управления хозяйством (способ производства, разделение труда, формы собственности, производственные отношения).
Движущей силой цивилизации является творческое меньшинство - носитель специфического жизненного порыва, отвечающего требованиям времени. Именно оно вовлекает инертное большинство (пролетариат) в процесс культурно-исторического творчества. Со временем творческая элита исчерпывает свой жизненный потенциал, превращается в правящее меньшинство, навязывающее волю массам уже не авторитетом, а силой.

 



2015-12-13 982 Обсуждений (0)
Драматургическая социология э. Гоффмана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Драматургическая социология э. Гоффмана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)