Выписка из Госстандарта
ДПП.Ф.14. Практикум по орфографии и пунктуации Система современного русского литературного языка, её интерпретация в школьных программах и учебниках. Орфографические, пунктуационные знания и умения. Нормы современного русского литературного языка. Классификация ошибок в письменных работах, приёмы проверки и анализа ошибок. Понятие «трудностей» русского языка и их классификация; трудности усвоения орфографии и пунктуации. Приёмы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков.
Специальность: 030901 – издательское дело и редактирование (квалификация – специалист книжного дела) Cтатус дисциплины: национально-региональный компонент, блок ОПД
Пояснительная записка В связи с тем, что при изучении современного русского языка большое внимание уделяется функциональному аспекту, работа в курсе «Практикума» также строится на основе изучения текста и функционирования в нём языковых единиц разных уровней, что усиливает коммуникативную направленность курса. Вопросы культуры речи и стилистики рассматриваются в связи с работой над текстами разных жанров, типов, стилей, которые используются для разных видов диктантов и упражнений, в результате чего студенты на практическом уровне овладевают методикой подбора текстов, методикой проведения диктантов. Несмотря на то, что дисциплина называется «Практикум по орфографии и пунктуации», в курсе рассматриваются также вопросы, связанные с созданием текстов разных типов, так как орфографический и пунктуационный навык проявляется только на уровне текста, при создании собственного высказывания. Такой подход позволяет преодолеть одну из причин пробелов в грамотности учащихся: традиционно их учат орфографии и пунктуации на уровне предложения, а проверяют на тексте. На занятиях по практикуму используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. В курсе «Практикума» студенты на занятиях выполняют небольшие самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания в компьютерном классе. Самостоятельно изучают ряд теоретических вопросов орфографии, пунктуации, затем обсуждают их как на занятиях, так и во внеучебное время на коллоквиумах и индивидуальных консультациях (собеседованиях). Выполняют домашние задания (упражнения и работы творческого характера), в том числе контрольные: составление схем, опорных конспектов, контрольное осложнённое списывание, диктанты, разные виды языкового анализа и др.
Цели и задачи дисциплины Цель – продолжить формирование у студентов необходимых правописных умений; развивать учебно-познавательные и коммуникативные компетенции; начать формирование профессиональных компетенций, связанных с предупреждением, обнаружением, исправлением ошибок, знанием видов заданий и упражнений по русскому языку, умением диктовать текст*. Задачи: · ликвидировать пробелы в орфографической и пунктуационной грамотности, научить видеть ошибкоопасные места; · систематизировать лингвистические знания и языковые умения, тем самым подготовив студентов к восприятию курса «Современный русский язык»; · познакомить с классификацией ошибок в письменных текстах, приёмами проверки работ, анализа ошибок; · дать понятие «трудностей» русского языка и их классификации, научить определять трудности орфографии и пунктуации и их причины; · познакомить с приёмами совершенствования орфографических и пунктуационных умений; · познакомить на практическом уровне с разными видами упражнений, задач, алгоритмов, схем, таблиц, с методикой их использования в дидактических целях.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студенты должны соблюдать основные нормы русского литературного языка; уметь находить орфограммы и пунктограммы, формулировать правила, объясняющие их написание; владеть практикуемыми в школе видами языкового разбора; уметь выполнять работу над ошибками и осознавать приёмы совершенствования орфографических и пунктуационных умений; видеть орфографические и пунктуационные трудности и понимать их причины.
Содержание курса Предмет и задачи курса, его структура, профессиональная направленность. Связь с другими курсами (культура речи, современный русский язык, стилистика, технология самостоятельной работы). Понятие о системе современного русского литературного языка. Понятие языковой нормы, виды норм. Орфограмма, виды, типы орфограмм, орфографическое и пунктуационное правило, пунктуационный смысловой отрезок. Орфографические и пунктуационные знания и умения, приёмы совершенствования умений и формирования навыков. Графическое предъявление изучаемого материала: алгоритмы, таблицы, схемы, рисунки. Мнемонические приёмы. Классификация ошибок в письменных работах, приёмы проверки и анализа ошибок. Виды заданий для самостоятельной работы, требования к работе над ошибками. Листы индивидуального учёта ошибок. «Трудности» русского языка и трудности в усвоении орфографии и пунктуации. Орфография. Принципы русской орфографии. Фонематические написания. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. Простое предложение. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении, в простом осложнённом предложении; виды осложнений. Пунктуация в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном сложном предложении, в предложении с разными видами связи. Прямая и косвенная речь, способы передачи чужой речи, пунктуация при прямой речи, цитатах и диалоге. Синтаксическая синонимика. Текст как тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство. Синтаксическая и грамматическая связность текста. Сложное синтаксическое целое. Типы и жанры текстов. Текст как предмет перцепции, продукции и репродукции. Создание элементов текста (заголовок, редактирование, определение точки зрения, расширение аргументов, выводы и т. п.); сравнение текстов с точки зрения содержания, структуры, стиля, языковых средств*. Диктанты с изменением и без изменения текста. Творческая работа при выполнении упражнений диктантного характера. Создание текстов на основе исходного. Диктант с продолжением, свободный диктант, творческие диктанты, диктант по аналогии, восстановленный диктант, немой диктант, лексические диктанты, свободный диктант с продолжением. Совершенствование написанного. Способы правки. Самопроверка, взаимопроверка, саморецензия. Специфика текстов повествования, описания, рассуждения. Жанровые разновидности школьных сочинений. Особенности подготовки к сочинениям разных видов. Система современного русского литературного языка и её отражение в школьном преподавании.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1388)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |