Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфограммы-гласные в корне слова



2015-12-15 4843 Обсуждений (0)
Орфограммы-гласные в корне слова 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные правила

Проверяемые безударные гласные в корне

1. В безударном положении пишется та же гласная, которая выступает в том же слоге однокоренных слов или форм слова, когда он находится под ударением: задрожать – дрожь, запевать – петь.

Нельзя проверять безударные гласные в корне глаголами, заканчивающимися на -ывать, -ивать(уговорить – уговор, но: уговаривать).

Непроверяемые безударные гласные в корне

2. Существует немало слов с непроверяемыми гласными в корнях. Написание таких слов необходимо проверять по словарю: дирижер, периферия.

Чередующиеся гласные в корне

3. Слова с чередующимися гласными в корнях можно разбить на 4 группы в соответствии с условиями выбора орфограммы в зависимости от:

1) ударения:

· без ударения пишется О: -гор- (гореть), -клон-(поклонился), -твор- (творить), -плов- (пловец);

· без ударения пишется А: -зар- (заря), -плав- (поплавок);

· без ударения пишется Ы: -плы(в)- (плывут, плывуны);

· под ударением пишется А: -гар- (загар), -зар- (зарево), -клан-(кланяться), -плав- (плавать);

· под ударением пишетсяО: -зор- (зори), -клон-(поклон), -твор- (затворник);

2) согласных корня: -раст-, -ращ-, -рос- (растение, поросль); -скоч-(выскочить) // -скак- (скакать);-лаг-(слагаемое) // -лож- (сложить);

3) от значения: -ровн-(ровный, гладкий) и -равн- (равный, одинаковый, наравне): сровнять с землей, подравняться в строю; -мак- (погружать в жидкость) и -мок- (пропускать влагу): сапоги промокают, обмакнуть хлеб в молоко;

4) от наличия суффикса -а- после корня:

· если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется А: -кос- // -кас-(прикосновение, касание);

· если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется И: -бер- // -бир-, -блест- // -блист-,-жег- // -жиг-, -дер- // -дир-,-мер- // -мир-,-пер- // -пир-,-стел- // -стил-,-тер- // -тир-, -чет- // -чит-(перебирать, заблестеть, выжигать, замирать, запереть, постелить, вычитание);

· если после корня следует суффикс-а-,то в корне пишутсяимилиин: -а-(-я-) // -им-, -а-(-я-) // -ин- (сжать сжимать, понять понимать, начать начинать). В производных формах сохраняетсяим,даже если дальше не следует суффикс-а- (сниму, сними, подниму, подними и т. д.).

*Исключения

-гор-//-гар- Выгарки, выгар, выгарь, изгарь, пригарь
-зор-//-зар- Зоревать
-лаг- // -лож- Полог
-раст- // -ращ- // -рос- Отрасль, росток
-твор-//-твар- Утварь
-скоч-// -скак- Скачок, скачу
-чет- // -чит- Сочетать, сочетание, чета
-ровн- // -равн- Равнина, уровень, поровну

Употребление Э

4. Гласная Эсохраняется:

· после приставки, оканчивающейсяна согласную или гласную и (отэкзаменовать, сэкономить, антиэстетический);

· первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный, полиэфирный);

· в сложносокращённых словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп);

· *в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).

В иноязычных словах после твердых согласных и гласнойи в корне пишется е(адекватный, бартер, вестерн, компьютер, рейтинг, сиеста).

*Исключения: мэр, пэр, сэр, пленэр, дзэн-буддизм, рэкет, Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.

После остальных гласных в соответствии с произношением пишетсяэ(алоэ, дуэль, маэстро, поэзия; но: проект, реестр, феерия и нек. др.).

Употребление Й

5. В начале иноязычных слов, если произносится [], пишется йо (йога, йогурт, йод, йот, Нью-йорк, но: ион, Иордания –с раздельным произношением обоих начальных гласных звуков).

Ы-И после приставок

6. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместои пишется ы в соответствии с произношением (искать отыскать, подыскать, разыскать; июньский предыюньский).

*Исключение:взимать.

Исохраняется:

· после приставокмеж-исверх-(межинститутские соревнования, сверхизысканный);

· после иноязычных приставок дез-,контр-,пост-,суб-,супер-,транс-,пан-(дезинтоксикация, постимпрессионизм);

· в сложных словах с первой частью двух-,трёх-,четырёх- (двухимённый);

· в сложносокращённых словах (пединститут).

¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии.

Задание 7. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 

Разв…вающийся флаг, промышленность разв…вается, скр…пить подписью, скр…петь на морозе, деревенский ст…рожил, ст…рожил сад, ч…стота в квартире, ч…стота радиоволн, прим…рять пальто, прим…рять соперников, ум…лять значение, ум…лять о помощи, нак…лите дров, нак…лите железо.

Задание 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите тип и вид орфограммы. Устно сформулируйте лексическое значение слов.

 

А(п,пп)рт…менты, а(к,кк)омп...н...мент, а(т,тт)ракцион, трен...роват(?)ся, нав...ждение, теор...тический, б...(л,лл)...три-стика, ст...пендия, пласт...лин, п...л...садник, инт...(л,лл)игент, к...н...нада, к...нфорка, пр...в...легия, дем...гогия, и(м,мм)...тация, п...р...ферия, к...к...фония, б...атлон, дел...катес, пр...з...дент, д...адема, ф...лантропия, д...скр...минация, комб...н...зон, р...сп...ктабельный, конт...нгент, р...ф...рендум, н...ст...льгия, с...рт...ф...кат, фр...каделька, р...ликвия, с...баритствовать, пр...м...тив, ф...аско, ор...тория, ульт...матум, декл...рировать.

¨ Дополните своими примерами (не менее 20), приготовьтесь к проведению лексического диктанта в аудитории.

Задание 9. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В тех случаях, когда Вы не знаете лексического значения слова, обращайтесь к толковому словарю.

 

Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, б...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...мп...новать, люм...н...сценция, ф...соль, б...кл...жан, г...рпун, гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, в...трушка, в...рн...саж, заинд...велый, к...рбюратор, к...росин, к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру.

Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

 

I.Разр…внять землю, м…кать хлеб в сметану, отр…слевой вуз, накл…ниться за цветком, степная р…внина, опытный пл…вец, многочисленная утв…рь, пл…вучая глина, з…ревать на берегу, лёгкое прик…сновение, зелёный р...сток, вспыхивающие з…рницы, юный возр…ст, быстрый скач…к, выр…щенный в теплице, бл…стать в обществе, удержать р…вновесие, вым...кнуть под дождём, зам...реть от страха, ко всему прид...раться, отп...рать дверь, бл...стящий ответ.

II.Платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, заск...чить на часок, соч…тание звуков, разг…ревшийся костёр, р…внозначные вел…чины, прим...рить противников, изл...жить факты, соб…раться вместе, импортная заж...галка, постоянное напом...нание, поч...татели таланта, разж...гать неприязнь, проск...чить по комнате, распол...жение армии, ур...внять в правах, ст…реть грязь, сидеть зап...ршись, г…ревать о доме.

Задание 11. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

 

1. К...нарейка зав…ртела хорошенькой х...хлатой головкой, накл…няя её вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие гол…са птиц вл…валась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемеш…(н,нн)ые с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обв…вали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Всё заняли цыгане, которые прив…ли целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Б.). 5. Настан…т время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 6. Море (не)пр…рывно крутящ…мися валами ок...ймляло берег (Б.). 7. Лес щедр на развл…чения. То с ветки на ветку перескоч…т белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырв…тся из орехового куста т...тёрка (Сол.). 8. Месяц скрылся уже за бли…ким г...р...зонтом чёрных гор, которые виднелись направо, и бр…сал на верхушки их слабый и др…жащий (полу)свет, ре…ко прот…воположный с (не)прон…ца…мым мраком, покрывав-ш…м их подошвы (Т.).

Задание 12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая условия выбора орфограммы.

 

1. Кошевой и старшины сняли шапки и ра…кланялись во все стороны (Г.). 2. Лет десять тому назад (не)сколько тысяч десятин выг...рело в Полесь… и до сих пор (не)зар...сло (Т.). 3. З...ря запылала пожаром и охв…тила (пол)неба (Т.). 4. В руке бл...стит высокого ц…линдра глянец (Бл.). 5. Всех офицеров ск...кало сем(?)надцать человек (Л. Т.). 6. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 7. Врач постав…л точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написа(н,нн)ое и поднял глаза (Аст.). 8. Первое время Муму была очень слаба, тщ…душна и собой (не)красива, но (по)немногу оправилась и выр...внялась (Тург.). 9. Берёзы ст…яли все белые, без блеску, белые, как только что вып…вший снег, которого ещё не к...снулся холодно игра…щий луч зимнего солнца (Т.). 10. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.).

Задание 13. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

 

1. Скажите кто из вас согласен ск…кать за дочерью моей? (П.) 2. В окна скво...ь тёмные ветви старого хвойного п...л...сад-ника глянул далёкий закат оранжево дог...равший в туч(?)ках (Б.). 3. Солнце было ещё высоко небо бл...стело как глаза у сапожника (Зам.). 4. Рудин увид...л его пор...внявшись с ним (Тург.). 5. Тихон Ильич подстри… волосы подр...внял и укоротил бороду (Б.). 6. На нём кожаная фура…ка синее (не)пром...каемое пальто (Кат.). 7. Гул разговоров стоял в ож…вившихся и выр...вняв-шихся рядах (Купр.). 8. Взгляд (не)вольно отвл...кался от попл...вка-пробочки зам…ршего стоймя посреди лунки (Наг.). 9. Доска пр…даёт зар...слям трав и остаткам старого сада что-то осмысле(н,нн)ое (Песк.). 10. На холмах маяки бл...стают (Л.). 11. Нужно вареник (с)перва обм...кнуть в сметану (Г.). 12. Из-за рощи выск...чил грузовик с пустыми снарядными ящ…ками (С.).

Задание 14. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «восхищение»? Составьте текст по аналогии.

 

Первое «лесное» слово какое меня соверше(н,нн)о зав...р...жило было глух...мань. Правда оно относит(?)ся не только к лесу но я (в)первые услышал его так(же) как и слово «глушняк» от лесников. С тех пор оно связано в моём пре...ст...влении с др…мучим з...мшелым лесом сырыми чащ...ми завале(н,нн)ыми буреломом с й…д...стым зап...хом прели и гн...лых пней с зел...новатым сумраком и тиш...ной.

(К. Г. Паустовский)

Задание 15. Данный текст преобразован из исходного в результате стилистического эксперимента. Спишите текст, произведите необходимые синонимические замены, чтобы восстановить исходный текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

 

Прот…воречия разд...рающие мир в отн...шении к этому доброму монстру (телевидению) заст...вляют людей то покл...няться телевидению, то ярос(?)но ненавидеть его и обв...нять во всех смертных грехах.

80 % любителей телевидения упр…кает телевидение в том что оно заст...вляет их поздно ложит(?)ся.

¨ Продолжите текст 3-4 предложениями. Выскажите своё отношению к телевидению.

Задание 16. Заполните таблицу, используя слова из представленных в заданиях предложений, дополните своими примерами (по 10 слов на каждый столбик). Внесите в таблицу слова, в которых Вы допустили ошибки при выполнении упражнений.

 

Написание гласных в корнях слов

 

Проверяемые ударением гласные Непроверяемые гласные Чередующиеся гласные

 

Задание 17. Определите лексическое значение каждого слова и прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Составьте со словами, в которых надо писать букву Е, словосочетания. На какой(ие) принцип(ы) орфографии опирается выбор букв Э – Е в данных словах?

 

Фу...те, кабар..., м...р, т...т-а-т...т, ст...нд, ма...стро, эсс..., мод...ль, Акад...мгородок, пюр..., котт...дж, силу...т, т...нт, плисс..., варьет..., фон...ма, кашн..., орфо...пия, ало..., турн..., тра...ктория, уик-...нд, паци...нт, без..., квинт...ссенция, про...ктор, рекви...м, поли...тилен.

 

Задание 18. Замените слова и словосочетания словами, близкими по значению, начинающимися с указанных букв. На какое правило Вы опирались при выборе гласных Е или Э в корне?

А: наркоз; равный, тождественный; официальный приём у высокопоставленного лица; дипломированный работник, являющийся представителем в какой-либо специальной области.

Д: глубокий вырез в платье; партия для двух исполнителей; пожилая женщина, наблюдающая за поведением девушки в Испании (устар.); определённый рацион и режим питания.

Задание 19. Составьте предложения с собственными именами существительными, употребите названия произведений данных писателей. Продолжите ряд фамилий 5 примерами.

Ст...ндаль, Мо...м, Флоб...р, Дод..., Хемингу...й, У...льс, Ко...льо.

Задание 20. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

 

Искать преступника, играть в шахматы, импровизировать на уроке, итожить результат.

Задание 21. Каково условие выбора ы – и после приставок? Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1. Вз...скательный мастер слова не пр…несёт в издательство рукопись пока не увер…т(?)ся в том что он употр…бил все силы на полное её завершение (Рожд.). 2. В пост...нфарктном состояни… для больного важен покой. 3. Погода все раз...грывалась (Леск.). 4. Сверх…нтересный ра(с,сс)каз я прочитал! 5. Без...с-ходная тоска звучала в песн… моего товарища (М. Г.). 6. Меж…нститутские науч(?)ные к…нф…ренции проводились на высоком ур…вне³. 7. Когда наступ…т старый Новый год я об…зательно, помимо пред...дущих желаний, заг…даю ещё одно (Газ.). 8. Больной находился в пред…нфарктном состоянии. 9. С волнением Николай ра(с,сс)казывал о том как он раз...скивал как доб…рался в Хоревку и что увид…л (Песк.). 10. Дез…нф...рма-ция в средствах ма(с,сс)овой инф…рмации может осущ…ст-влят(?)ся разными способами4 (Газ.).

 



2015-12-15 4843 Обсуждений (0)
Орфограммы-гласные в корне слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфограммы-гласные в корне слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)