Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Двойные согласные в корне и на стыке частей слова



2015-12-15 2188 Обсуждений (0)
Двойные согласные в корне и на стыке частей слова 0.00 из 5.00 0 оценок




4. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной (беззаветный, подделать, рассказ, чересседельник; контрреволюционный, транссибирский).

5. Двойноежпишется в корнях словвожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельники однокоренных с ними.

6. Двойное св корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

7. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю (аббревиатура, балласт, гиппопотам, каллиграфия).

8. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной (главврач, роддом).

*9. В первой части сложносокращённых слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная(грампластинка).

*10. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются(баллбалльный, программа программка, Канны – Каннский кинофестиваль).

*Исключения.В некоторых словах пишется одна согласная (кристалл – кристальный, финн финский, колонна колонка, тонна пятитонка, финн финка, оперетта оперетка);то жев названиях лиц с суффиксом-к- (Алла – Алка, Анна Анка, Кирилл Кирилка, Римма Римка, Савва Савка, Филипп Филипка, Эмма Эмка).

¨ Определите, какие принципы орфографии лежат в основе приведённых правил.

Задание 22. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На какой(ие) принцип(ы) орфографии опирается выбор согласных в данных словах?

Резиновая ло…ка, ги…кий шланг, интересная кни…ка, га…кий утёнок, ре…кий ветер, вежливая про…ба, радостная улы…ка, начать ко…бу, у…кая доро…ка, оловянная кру…ка, пчелиный мё…, ро…кая девочка, сла…кий фрукт, ве…ти гру…, золотые серё…ки, изморо…ь на окнах, ни…кий стул, осенняя изморо...ь, новая фура...ка, сделать впереме...ку (беспорядочно), беспло...ное дерево, тёплая пого...ка, больная лоды...ка, вспа...ка полей, меховая шу...ка, древние пре...ки.

 

Задание 23. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 

1. Русский в словах твёр..., в делах гор... . 2. Русская душа – (на)ра…па...ку. 3. Трус – ху...ший вра... в бою. 4. Хлеб-соль ешь, да и правду ре...ь. 5. За правду-матку и ум…реть сла...ко. 6. Как сам стан…шь по...чевать, так и люди тебя отпо...чуют. 7. Гость хозяину (не)ука...чик. 8. Плохую весть (не)торопятся ве...ть. 9. Барская про...ьба – строгий пр…ка... . 10. Для милого дру...ка и серё...ку из ушка. 11. Ученье в де...стве как резьба на камн… . 12. У каждой стряпки свои поря...ки. 13. Что потерял на косовице, то нав…рстай на моло...ьбе. 14. (Не)хвались жени...ьбой третьего дня, а хвались третьего года. 15. Берут зави...ки на чужие пожитки (Посл.).

Задание 24. Составьте предложения с данными словами. С каким словом можно составить только одно предложение?

 

Ум...лять, к...мпания, ду...лет, скр...пя, ст...рожил.

Задание 25. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы и укажитепроверочные слова.

I. Влас(?)ный, аген(?)ство, словес(?)ный, ненас(?)ный, дилетан(?)ский, праз(?)ный, трос(?)ник, ярос(?)ный, ус(?)ный, безвес(?)ный, хрус(?)нуть, ровес(?)ник, бескорыс(?)ный, пас(?)бище, безмол(?)ствовал, наперс(?)ник, захолус(?)ный, че(?)ствовать, ше(?)ствовать (идти), я(?)ства, целос(?)ный, безопас(?)ность, сума(?)шедший, ни(?)ший, жалос(?)ливый, конста(?)тировать, древес(?)ный, наез(?)ница, уча(?)ствовать, залихва(?)кий, дерю(?)ка, шаромы(?)ка, предчу(?)ствие, лоды(?)ка, ше(?)ствовать (над детьми).

II. Гиган(?)ский, горес(?)ный, голлан(?)ский, доблес(?)ный, завис(?)ливый, интерес(?)ный, звёз(?)ный, интеллиген(?)ский, комендан(?)ский, крепос(?)ной, капус(?)ница, кос(?)ный (отсталый), лес(?)ница, ненавис(?)ный, несчас(?)ный, неснос(?)ный, окрес(?)ность, плес(?)нуть, пос(?)лать (постель), перекрёс(?)ный, прелес(?)ный, радос(?)ный, рес(?)ница, реше(?)чатый, под уз(?)цы, совес(?)ливый, съес(?)ной, телес(?)ный, хлес(?)нуть, чудес(?)ный, шес(?)надцать.

Задание 26. От данных имён существительных образуйте прилагательные, объясните орфограммы. Определите лексическое значение выделенного слова, составьте с ним предложение.

 

Кристалл, финн, аппетит, группа, коралл, сумма, программа, балл, галл, антенна, колосс, Канны.

Задание 27. Замените дефиниции существительными с удвоенными согласными в корне и составьте с ними предложения.

 

1. Официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны.

2. Обжалование какого-либо положения в высшую инстанцию.

3. Актёрская игра, построенная на использовании подчёркнуто комических, шутовских приёмов.

4. Название периодических информационных изданий обществ и учреждений.

5. Группа лиц, образующих какой-либо административный или совещательный орган.

6. Соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

7. Противодействие, сопротивление чьим-либо действиям, взглядам, противопоставление своих взглядов другим.

8. Технический приём в изобразительном искусстве – наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

9. Произведения для лёгкого чтения в противоположность произведениям высокого искусства.

 

Задание 28. Подберите 10 слов для лексического диктанта по аналогии с предыдущим заданием.

 

Задание 29. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните пунктограммы. Приведите свои примеры слов с удвоенными согласными (не менее 10).

 

1. Мой муж ко(л,лл)ежский а(с,сс)е(с,сс)ор (Ч.). 2. Здесь банк учреждение частное ко(м,мм)ерческое (Ч.). 3. Все писали во(с,сс)торженные статьи. 4. Ра(сс)про(с,сс)ам Насти не было конца. 5. За много ки(л,лл)ометров от своей батареи он ко(р,рр)ектировал её огонь. 6. Когда-нибудь ко(л,лл)ичество перейдёт в качество. 7. И(р,рр)еальный образ Мефистофеля не даёт такого символа «бесовского» как этот реалистический образ Иудушки Головлёва (Бел.). 8. Он произнес целую фили(п,пп)ику о недопустимости телесных наказаний в новой немецкой школе. 9. А(л,лл)юр это способ хода лошади шагом рысью галопом в карьер. 10. Вечером была и(л,лл)юминация. 11. По улицам освещённым бенга(л,лл)ьским огнём до позднего вечера гуляли толпами солдаты.

Задание 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

 

1. Со(?)нце только что подн…лось над спл…шным белым облаком покрывающ…м восток и вся окрес(?)ность оз...рилась спокойно радос(?)ным светом4 (Ч.). 2. Всё так прекрас(?)но (во)круг меня а на душе так ле...ко и спокойно. 3. Фи(л,лл)и(п,пп) даёт мне (с)начала одну во(ж,жж)у потом другую (Т.). 4. Чем больше я смотрел на статуи бе...вес(?)ных э(л,лл)инских в…ятелей или на едва заметно улыбающ…хся³ женщин Кановы тем яснее пон…мал что вся скульптура зов к пр…красному в самом себе что она предвес(?)ница чистейшей утре(н,нн)…й зари человечества (Пауст.). 5. Прогулка не остав…ла пр…ятного вп...ч...тле-ния: опас(?)ностей он изб…жал но не в силу своего и(с,сс)-ку(с,сс)тва а по уд...вительной робости коня который слушался повода лишь когда намер...ния его и всадника совп...дали (Наг.).

Задание 31. Диктант по памяти. Выучив текст, приготовьтесь написать стихотворение в аудитории.

 

На север грустный с пламенного юга,

Прекрасных дней прекрасная подруга,

Ты мне привет отрадный принесла.

Но холодом полночным всё убило,

Что сердце там так искренно любило

И чем душа так радостно цвела.

(А. Фет)

Задание 32. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая орфограммы.

 

1. В гиган(?)ском коло...це с…сновых ств…лов, в своей од…нокой убогой сторо…ке Лесник пообедал и хлебные кро…ки смахнул на ладонь, молчалив и суров (Забол.). 2. Над головой хлес(?)нула пулемётная очередь (Бонд.). 3. Это сознание од…ночества в опас(?)ности – перед смертью, как ему казалось, – ужас(?)но тяж…лым, х…лодным камнем легло ему на сер(?)це (Т.). 4. Рёв воды на мельнице вдруг донёсся с жуткой я(?)ст-венностью (Купр.). 5. Вечером же каждому предстояло воз-н…градить свое терпение обильными я(?)ствами, сладостями, фруктами, в…ном и другими з…мными благами (Купр.). 6. Во время обеда (не)далеко от дома, в котором они с…дели, упала бомба. Пол и стены задро(ж,жж)али, как от земл…тр…сения, и окна зас(?)лало п…роховым дымом (Т.). 7. Калугина ещё возбуждали тщ...славие – желание блес(?)нуть, надежда на н…грады, на р…путацию – и пр…лесть риска (Т.). 8. Ни…кая автоматная очередь огне(н,нн)ой струёй полос(?)нула по нему сбоку, затем спереди и слева, но он не изм…нил напр…вления, даже голову не пр…гнул (Бонд.). 9. В Суходоле с большим любопытством гл…дела на неё вся дворня, пр…ставали с ра(с,сс)просами подруги и сверс(?)ницы по девичьей (Б.). 10. Буйству воля была ш…рокая, (не)кому было то буйство взять под уз(?)цы (Фурм.).

 



2015-12-15 2188 Обсуждений (0)
Двойные согласные в корне и на стыке частей слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Двойные согласные в корне и на стыке частей слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)