Формирование отчетных финансовых документов
Методика определения финансовых показателей в бизнес-планировании Данный раздел основан на использовании монографий [1,2]. 4.1 Основные понятия о финансовом планировании и отчетных финансовых документах Существуют три основных финансовых документа, позволяющих планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: «Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)», «Баланс (Balance Sheet)» и «План денежных потоков (Cash-Flow)». Данные в каждой из статей доходов и расходов указанных документов должны быть представлены только в единой валюте. Отчет о прибылях и убытках (Balance Sheet) Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из «Отчета о прибылях и убытках» можно определить прибыльность предприятия, реализующего проект. Отчет о прибылях и убытках также служит основанием для расчета ряда налогов. Формирование отчета о прибылях и убытках осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета – GAAP (General Accepted Accounting Principals). Для построения таблицы «Отчет о прибылях и убытках» потребуются следующие данные. 1. Из плана продаж – выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам. При этом, в таблице «Отчет о прибылях и убытках» отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении, представляющая собой сумму «контрактных» продаж в данный период времени: продажи по факту, продажи в кредит, а также сумма от продаж с авансовыми платежами в предыдущие периоды за продукцию, которая была поставлена заказчикам в текущий период времени. 2. Из плана издержек – сумма переменных издержек, с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год). 3. Из плана издержек – сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что отчет о прибылях и убытках включает в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам. Упрощенный пример отчета о прибылях и убытках показан в таблице 4.1 Таблица 4.1 - Отчет о прибылях и убытках (Balance Sheet)
Имеются только два способа повышения эффективности деятельности предприятия (увеличения значения в нижней строке таблицы, то есть чистой прибыли): продавать дороже и больше и/или производить дешевле. Это очень простое правило является наиболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению эго эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий. Рассмотрим пример анализа «Отчет о прибылях и убытках» трех различных вариантов проекта (таблица 4.2) Таблица 4.2 - Отчет о прибылях и убытках для вариантов проекта
При множестве вариантов, отражающих вероятные прогнозы доходов и расходов, изменения в любой строке таблицы неизбежно повлекут за собой изменения в последней строке, будь то увеличение объема продаж или сокращение издержек. Предприятие с низким валовым доходом, как правило, имеет более низкие издержки. Другими словами, планируя, мы должны решить главную задачу – получить доход, который покроет все наши издержки, а также принесет прибыль. Например, если Вы производите продукцию с более низкими затратами, чем это делают конкуренты, то Вы имеете возможность увеличить торговые издержки на продвижение продукции на рынок или снизить цены, что положительно скажется на объеме продаж. Все взаимосвязано, и увеличение любой статьи затрат оставляет меньше возможностей для финансирования других издержек. Балансовая ведомость (Balance Sheet) Балансовая ведомость, в отличие от «Отчета о прибылях и убытках», отражает финансовое состояние предприятия не за определенный период времени (месяц, квартал, год), а в определенный момент времени, например – 31 декабря 2014 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени. Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой. Таблица 4.3- Баланс
Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает, что то, чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам. Формирование баланса также осуществляется в соответствии с правилами GAAP. Рассмотрим развитие «Баланса» на простом примере. Частный предприниматель создает предприятие по производству изделий из пластмассы с уставным фондом 200 млн. рублей, приобретает оборудование и материалы, производит и реализует продукцию на рынке. На примере можно наблюдать изменения, которые происходят в структуре его баланса в соответствии с происходящими событиями (см. стр. 115,117). Марта 2014 г. Регистрация предприятия, взнос в уставный фонд.
Марта 2014 г. Предприятие получает банковский кредит 100 млн. рублей.
Марта 2014 г. Приобретение технологического оборудования стоимостью 150 млн. руб. и сырья для обеспечения производственного процесса на сумму 100 млн. руб.
Апреля 2014 г. Предприятие произвело и реализовало продукцию на сумму 150 млн.рублей. при этом была израсходована часть заготовленного сырья на 50 млн. рублей и оплачены общие (постоянные) издержки в сумме 30 млн. рублей. В результате прибыль предприятия составила 70 млн. рублей, из которых 28 млн. предприятие должно выплатить в государственный бюджет в виде налога на прибыль (40%). Чистая прибыль после уплаты налогов составит 42 млн. рублей.
Далее приведены упрощенные балансы трех предприятий, на основании которых мы можем посредством простейшего анализа сделать предварительное заключение о финансовом состоянии последних. Таблица 4.4- Баланс предприятия «А»
Полная стоимость имущества компании «А» составляет 1 200 млн. рублей, и если из этой величины вычесть сумму краткосрочных и долгосрочных обязательств (700 млн. рублей), то останется 500 млн. рублей – собственный капитал предприятия. В принципе, это означает, что предприятие чего-то стоит, так как собственный капитал представляет собой сумму инвестированного акционерного капитала (капитала, использованного на приобретение активов предприятия) и полученной прибыли от его деятельности. К сожалению, это не всегда соответствует действительности, и мы убедимся в этом на последующих примерах. Для того, чтобы оценить реальную ликвидность предприятия, необходимо знать структуру его активов, их реальную рыночную стоимость и то, как быстро эти активы могут быть превращены в деньги, ликвидность которых принимается за 100%. К активам, как правило, обладающим низкой ликвидностью, относятся нематериальные активы. Например, интеллектуальная собственность, которая в недалеком прошлом была очень модной в России. Финансовое положение предприятия «А» можно назвать неплохим. На это, в первую очередь, указывает довольно большая сумма денег на счете (оборотных средств), достаточная, чтобы оплатить краткосрочный заем, срок оплаты которого может наступить в любой момент. Предприятие «Б» имеет массу «больных» мест. Во-первых, оборотный капитал предприятия не в состоянии покрыть краткосрочную задолженность, которая, в свою очередь, очень велика. Таблица 4.5- Баланс предприятия «Б»
Но что еще хуже, если предприятие «Б» использует свои активы (70 млн. рублей), оно не будет в состоянии покрыть сумму долгосрочной и краткосрочной задолженности (1 100 млн. рублей). Это делает их собственный капитал отрицательным. Ко всему прочему, в структуре активов предприятия 57% (400 млн. рублей) составляют нематериальные активы. Фактически эта компания должна быть объявлена банкротом, она не в состоянии оплачивать свои счета. Возможно, что это только временная ситуация, и в ближайшем будущем будут предприняты действия, которые позволят исправить ситуацию. Но в данный момент времени финансовое состояние предприятия «Б» являет собой пример ситуации, которую следует всячески избегать, предпринимая действия, повышающие эффективность деятельности предприятия на более ранних стадиях. Таблица 4.6 - Баланс предприятия «В»
Предприятие «В» находится в отличной форме. Его оборотные средства позволяют легко выплатить краткосрочный заем, если такое требование будет предъявлено. Общая сумма баланса (3 500 млн. рублей) свободно покрывают сумму краткосрочных и долгосрочных задолженностей (1 400 млн. рублей), при этом сумма собственного капитала компании составляет 2 100 млн. рублей).в отличие от предприятия «Б», где краткосрочный заем практически равен сумме долгосрочного, у предприятия «В» сумма долгосрочного обязательства более чем в двое превышает сумму краткосрочного обязательства. Эти три примера значительно упрощены, и в реальной ситуации требуется более серьезный анализ. Используя только два финансовых документа – «Отчет о прибылях и убытках» и «Баланс» - Вы имеете возможность рассчитать наиболее часто используемые в международной деловой практике показатели эффективности деятельности предприятия: прибыльность, платежеспособность и ликвидность. План денежных потоков(Cash-Flow) Cash-Flow (Кэш-Фло) переводится дословно как «поток наличности», или «денежный поток». Далее, в процессе описания Плана денежных потоков и методов инвестиционного анализа, мы также будем использовать выражение «Кэш-Фло» для определения текущего остатка денежных средств на расчетном счете предприятия. Этот остаток формируется за счет притока денежных средств (доходов от реализации продукции и услуг, амортизационных отчислений, доходов от реализации активов предприятия, взносов в уставный фонд и займов) и оттока денежных средств (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат). Все поступления и платежи отображаются в Плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. При этом все поступления и платежи в СКВ должны быть переведены в рубли по курсу, соответствующему дате фактического осуществления платежа. Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление. Таким образом, «Отчет о движении денежных средств», основанный на методе «Кэш-Фло», демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду. Рассмотрим пример построения «отчета о прибылях и убытках» и «Отчета о движении денежных средств» предприятия, а затем сравним их. Таблица 4.7- Отчет о прибылях и убытках
Деятельность предприятия принято разделять на три основные функциональные области: - операционная или производственная; - инвестиционная; - финансовая. «Отчет о прибылях и убытках» отражает только операционную деятельность предприятия, демонстрируя ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг. Другими словами, из «Отчета о прибылях и убытках» мы только можем определить, как наше предприятие выполняет основную свою функцию – производить и реализовывать продукцию или услуги, и какой объем прибыли мы можем получить в результате этой деятельности. В отличие от этого «Отчет о движении денежных средств» содержит два дополнительных раздела – «Кэш-Фло от инвестиционной деятельности» и «Кэш-Фло от финансовой деятельности», из которых мы можем выяснить объемы и сроки инвестиций, форму финансирования предприятия. В приведенном выше примере в «Отчете о прибылях и убытках» не случайно выделена в отдельную строку статья «Амортизационные отчисления». Как уже отмечалось ранее, амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислении никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в разделе «Операционная деятельность» «Отчета о движении денежных средств» отсутствует статья «Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Амортизационные отчисления являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, больше сумма «Кэш-Фло от производственной деятельности». Таблица 4.8- Отчет о движении денежных средств
В разделе «Кэш-Фло от инвестиционной деятельности» отображаются платежи за приобретенные активы, а источником поступлений служат поступления от реализации активов, которые не используются в производстве. В этом разделе должны быть указаны не только затраты на вновь приобретаемые активы, но и балансовая стоимость имеющихся в собственности предприятия активов на дату начала проекта. Затраты на приобретение активов в будущие периоды деятельности должны быть указаны в рублях с учетом инфляции основных фондов. В разделе «Кэш-Фло от финансовой деятельности» в качестве поступлений учитываются: вклады владельцев предприятия, акционерный капитал, долгосрочные и краткосрочные займы, проценты по вкладам. В качестве выплат – погашение займов, дивиденды. Сумма «Кэш-Фло» каждого из разделов «Плана денежных потоков» будет составлять остаток ликвидных средств в соответствующий период, при этом Кэш-баланс на конец расчетного периода будет равен сумме Кэш-баланса предыдущего периода с остатком ликвидных средств текущего периода времени. Как известно, предприятие не может работать без капитала. Достаточным можно считать такое количество собственного и привлеченного (заемного) капитала, при котором величина Кэш-баланса во все периоды деятельности предприятия будет положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы, то есть фактически является банкротом. Другими словами, целью финансирования является обеспечение положительного ликвидного остатка денежных средств во все периоды времени от начала до конца реализации проекта. Основными факторами, участвующими в анализе эффективности инвестиционного проекта, являются суммарная величина «Кэш-Фло от производственной деятельности» и других доходов (например, реализация активов, вклады в другие предприятия), а также величина расходов на инвестиции. Таким образом, «Отчет о движении денежных средств» является основным документом, предназначенным для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также для оценки эффективности его использования. Показатели, которые используются для оценки эффективности инвестиций называются «Дисконтированные критерии Кэш-Фло». Рассмотрим процесс формирования таблицы «Отчет о движении денежных средств» по шагам. Шаг 1. Планируется создать новое предприятие, которое приобретет оборудование для организации производства продукции за 1 000 000 у.е. (условных денежных единиц), общие издержки ежемесячно составляют 100 000 у.е.
Таблица 4.9- Отчет о движении денежных средств
Шаг 2. Предприятие планирует привлечь инвестора на сумму 800 000 у.е. и банковский кредит на сумму 400 000 у.е. Таблица 4.10- Отчет о движении денежных средств
Шаг 3. Предприятие затратило на приобретение сырья и материалов 290 000 у.е., дефицит оборотных средств также будет покрыт банковским кредитом в размере 350 000 у.е. Таблица 4.11- Отчет о движении денежных средств
Шаг 4. Предприятие реализует продукцию на 610 000 у.е., закупит материалы и сырье, а также оплатит проценты по кредитам. Таблица 4.12- Отчет о движении денежных средств
Шаг 5. Предприятие реализует продукцию на 820 000 у.е., в результате получает возможность погасить кредит в сумме 350 000 у.е. Таблица 4.13- Отчет о движении денежных средств
Формирование отчетных финансовых документов
Все три отчетных финансовых документа связаны между собой. Однако, запись планируемых транзакций (платежных операций) осуществляется в каждом из этих документов на основе различных правил. Все записи в отчете о прибылях и убытках, а также в балансовой ведомости производятся в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). В то жен время все записи в отчете о движении денежных средств производятся в тот период времени, когда денежные средства должны фактически быть зачислены на счет или выплачены со счета предприятия. Продемонстрируем взаимодействие трех финансовых отчетных документов на следующих примерах. Пример 1. Предприятие реализовало продукцию за наличный расчет на 1 000 000 руб. Оплата произведена по факту поставки. Прямые производственные издержки составили 500 000 руб.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |