Тема 10. Воспитательная работа в таможенных органах
Важнейшей задачей таможенных органов является организация повседневной воспитательной работы с личным составом. Воспитание – сложный процесс воздействия на сознание личного состава таможенного органа в целях формирования необходимых духовных и физических качеств, позволяющих успешно выполнять служебные обязанности. Методы воспитания – способы педагогического воздействия на сознание, чувства, волю воспитуемых с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения. Воспитание у сотрудников (работников) таможенных органов высоких профессиональных и нравственных качеств, необходимых для эффективного решения возложенных на таможенные органы задач, осуществляется на основе: - разработки и реализации комплекса правовых, воспитательно-профилактических и оперативных мер, направленных на обеспечение законности в деятельности таможенных органов, дисциплины и высокой ответственности кадров; - обеспечения единства и преемственности воспитательного процесса; - организации индивидуальной работы с сотрудниками, укрепления атмосферы доверия в сочетании с высокой требовательностью в отношениях между начальниками и подчиненными, внедрения в практику воспитательной работы методов общей и социальной психологии; - повышения персональной ответственности руководителей за эффективность воспитательной работы с подчиненными, создание в коллективах творческой обстановки, ответственности за конечные результаты, атмосферы борьбы с правонарушениями, осуществления дисциплинарной практики и усиления контроля за состоянием служебной дисциплины. Цели воспитательной работы: - воздействие на сознание личного состава для формирования необходимых духовных и физических качеств; - побуждение работников к высокопрофессиональной деятельности; - корректировка поведения сотрудников; - поддержание чести и достоинства работников таможенной службы. Основными задачами воспитательной работы в таможенных органах являются: - формирование у должностных лиц законопослушания, верности конституционному и служебному долгу, исполнительности, высокопрофессиональных качеств, обусловленных особенностями таможенной службы; - утверждение в сознании и поведении должностных лиц общечеловеческих ценностей: чести, совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи; - привитие чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе, уважения и сохранения ее традиций, постоянной готовности к защите экономических интересов РФ; - совершенствование физического развития должностных лиц, укрепление их здоровья, выносливости, способности действовать в условиях значительных физических и психологических перегрузок. Основными методами воспитательно-профилактического воздействия на должностных лиц являются убеждение, личный пример, поощрение, дисциплинарное взыскание. Начальники таможенных органов совместно с кадровыми службами организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу с должностными лицами на постоянной основе, осуществляя ее дифференцированно, с учетом профессиональных, возрастных, социальных, психологических, национальных, религиозных и иных индивидуальных особенностей должностных лиц. Перспективное планирование воспитательно-профилактической работы в таможенных органах осуществляется на полугодие (год). Пример плана воспитательно-профилактической работы Дальневосточного таможенного управления приведен в Приложении 10. Организация воспитательно-профилактической работы в таможенных органах возложена на начальников таможенных органов, кадровых служб, отделов инспектирования и профилактики правонарушений. Начальники региональных таможенных управлений и таможен: - организуют воспитательно-профилактическую работу и ставят задачи начальникам отделов по ее проведению с должностными лицами; - лично проводят индивидуальную работу с должностными лицами; - организуют обучение руководителей структурных подразделений методике и практике воспитательно-профилактической работы; - принимают меры по поддержанию служебной дисциплины, профилактике должностных преступлений и дисциплинарных проступков; - показывают личный пример исполнительности и дисциплинированности, нравственной чистоты, честности, скромности и добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей; - принимают меры по созданию в коллективах необходимых условий для эффективной служебной деятельности, роста профессионального уровня подчиненных; - своевременно реагируют на нужды и запросы подчиненных, организовывают систематическое информирование и консультирование должностных лиц по социально-правовым вопросам; - взаимодействуют в интересах решения задач воспитательно-профилактической работы с государственными органами, органами субъектов РФ, ветеранскими, профсоюзными и общественными организациями; - практикуют выступления в средствах массовой информации для создания положительного имиджа таможенника, стоящего на страже экономических интересов России; - заслушивают руководителей структурных подразделений на служебных совещаниях по вопросам состояния воспитательно-профилактической работы, служебной дисциплины; - осуществляют прием подчиненных должностных лиц по личным вопросам. Начальники кадровых служб таможенных органов: - организуют и проводят воспитательно-профилактическую работу в региональных таможенных управлениях и подчиненных таможнях (подразделениях), отвечают за эффективность ее влияния на выполнение стоящих перед таможенным органом задач, поддержание правопорядка и укрепление служебной дисциплины; - обучают руководителей структурных подразделений таможен методике индивидуально-воспитательной и профилактической работы с подчиненными должностными лицами; - изучают и анализируют морально-психологическую обстановку в коллективах, принимают меры к разрешению возникающих проблем и конфликтных ситуаций; - докладывают начальнику таможенного органа о состоянии воспитательно-профилактической работы и служебной дисциплины. Начальники таможенных постов, структурных подразделений таможенных органов: - изучают биографические данные, индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны характера, уровень профессиональной подготовки подчиненных должностных лиц; - изучают морально-психологическое состояние коллектива, настроения людей, их нужды и запросы, принимают меры по разрешению их заявлений и обращений; - ведут индивидуальную работу с лицами, допускающими нарушения служебной дисциплины или склонными к их совершению. В индивидуальной работе с подчиненными начальник подразделения, используя основные методы (беседа, наблюдение), знакомится с их биографией, особенностями характера, проблемами, интересами и увлечениями; оказывает помощь в решении служебных задач, контролирует и постоянно анализирует отношение к исполнению служебных обязанностей, ходатайствует перед руководством таможенного органа о поощрении за безупречную и эффективную службу и о дисциплинарном воздействии на нарушителей служебной дисциплины, дает служебную характеристику. При этом необходимо учитываются следующие уровни развития и нравственного сознания должностных лиц: - высокий, свойственный должностным лицам с развитым чувством ответственности за порученное дело, отличающимся инициативой, активностью, нравственной воспитанностью, проявляющимися в служебной деятельности; - средний, характеризующий должностных лиц, соблюдающих служебную дисциплину, отличающихся корректностью, но не проявляющих инициативы и творчества при исполнении своих служебных обязанностей; - низкий, присущий должностным лицам, недобросовестно относящимся к соблюдению должностной инструкции, нарушающим служебную дисциплину, проявляющим грубость, бестактность в общении с клиентами и коллегами по службе. Ключевой задачей воспитательной работы является обеспечение соблюдения служебной дисциплины, сущность которой для сотрудников таможенных органов определяется Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах. Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции РФ и законодательства РФ, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность России. Служебная дисциплина обеспечивается за счет: - личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей; - строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей; - поддержания каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей; - постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения. Критериями оценки состояния служебной дисциплины считается: - уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и должностными регламентами; - состояние, планомерность и эффективность профилактической работы по предупреждению преступлений, происшествий и нарушений служебной дисциплины; - соблюдение правил служебного распорядка таможенного органа; - морально-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений между должностными лицами, их социальная активность; - знание начальниками таможенных органов и структурных подразделений морально-деловых качеств и особенностей подчиненных; - уровень работы по охране труда, жизни и здоровья должностных лиц. Воспитательная работа в таможенных органах направлена на соблюдение персоналом определенных норм поведения, ряд из которых установлен нормативно-правовыми актами. Так, указ Президента РФ от 12 августа 2002 года «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяют, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы; з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений; и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера; п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего; р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации; т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота. Государственные служащие, наделенные организационно-распоряди- тельными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны: - принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; - принимать меры по предупреждению коррупции; - не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений. Принципы и правила поведения персонала таможенных органов также устанавливаются в Кодексе этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ, утвержденном приказом ФТС России от 14 августа 2007 года №977 (Приложение 11). Среди направлений воспитательной работы в таможенных органах выделяют: - служебно-профессиональное – формирование верности долгу, чести, дисциплинированности, стремления к совершенствованию деятельности, бдительности, стойкости, храбрости, способности преодолевать физические и морально-психологические трудности; - правовое – формирование убеждения в необходимости соблюдения правовых норм; - нравственное – формирование нравственных убеждений, высоких моральных качеств, готовности осознанно подчинить свои личные интересы общественным, достойно исполнить свой долг; - эстетическое – формирование эстетической культуры сотрудников; - физическое – развитие важнейших систем и функций организма, формирование здорового образа жизни. Данные направления работы реализуются посредством: - агитационно-массовых мероприятий: проведения Дня таможенника (25 октября), Дня ветерана таможенной службы (29 мая), памятных и юбилейных дат в истории таможенных органов; лекций, бесед, докладов; выпуска литературы, посвященной деятельности таможенных органов, встреч с ветеранами и проводов на пенсию и др. - культурно-досуговых мероприятий: посещения музеев, выставок, театров, концертов; смотров-конкурсов самодеятельного художественного творчества, конкурсов на лучшее поэтическое и художественно-публицистическое произведение о таможенной службе, конкурсов авторской песни и пр.; - спортивно-оздоровительных мероприятий: организации совместной работы с секциями добровольного спортивного общества «Динамо»; проведения Спартакиады таможенных органов, Кубка таможенных органов РФ по служебному двоеборью, чемпионата таможенных органов по шести видам спорта (рукопашный бой, стрельба из табельного оружия, мини-футбол, плавание, служебное двоеборье, многоборье кинологов) и других соревнований; организации турпоходов, семейных дней отдыха на природе. Отдельно необходимо сказать о реализации в таможенных органах государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», в рамках которой осуществляются: 1) работа по пропаганде величия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и взаимодействию с Всероссийским Союзом ветеранов таможенной службы: - оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны; - участие в церемониях по возложению цветов и парадах; - проведение конкурсов, концертов, экскурсий; - проведение выставок, экспозиций; - работа с молодым поколением; 2) работа по увековечиванию памяти защитников Отечества, организация поискового движения: в течение 2011 года осуществлялся уход за более чем 300 могилами российских таможенников, 46 памятниками, 122 воинскими захоронениями и братскими могилами; поисковыми отрядами Владимирской, Мурманской, Карельской и других таможен проводились работы по обнаружению и перезахоронению останков советских воинов; 3) сохранение таможенных традиций и организация музейной работы; 4) шефская работа с молодым поколением и помощь детям, оставшимся без попечения родителей (установление шефских связей таможенных органов с более чем 100 детскими домами, школами-интернатами, кадетскими корпусами и колледжами); 5) работа по повышению культурного уровня и духовного потенциала должностных лиц таможенных органов и членов их семей; 6) спортивно-массовая работа. Важное место в деятельности по реализации программы занимает система поощрения отличившихся в работе по патриотическому воспитанию должностных лиц таможенных органов. В 2011 году коллектив Шереметьевской таможни был награжден почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации», а одиннадцать должностных лиц и ветеранов таможенной службы – памятной медалью «Патриот России». Итогом проводимой работы явилось награждение Федеральной таможенной службы в ноябре 2011 года «Почетной грамотой» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |