В. Н. Никулин. Петр Первый и его время: Учебное пособие
Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
Вторая половина XVII — первая четверть XVIII столетий являются периодом значительных изменений в Российском государстве и обществе. Это было время завершающего этапа становления абсолютизма в России. … Камнем преткновения стали проблемы абсолютизма: время его возникновения,альной базы абсолютизма. Классовая и сословная структура общества периода феодализма исследована в ряде работ. Так, Н. Ф. Демидова поставила вопрос о бюрократизации государственного аппарата в XVII—XVIII веках. Подводя итоги рассмотрению эволюции государственного аппарата России на протяжении XVII века, она выделяет период 60—90-х годов, когда произошел резкий перелом в сторону абсолютистской формы правления, значительно увеличилась категория людей, занятых в управлении. Ряд тенденций, проявившихся в XVII веке, — увеличение численности аппарата управления, «консолидация бюрократии» и др., — как отмечает автор, получили свое дальнейшее развитие в первой четверти XVIII столетия. Эти тенденции, по мнению Н. Ф. Демидовой, позволяют заключить, что Петровские реформы в области чинопроизводства и чиновного деления, введение Табели о рангах не были исторической случайностью, а законодательно закрепляли фактическое положение вещей, складывавшееся с конца XVII века. С. М. Троицкий связал процессы развития абсолютизма с формированием бюрократии в XVIII веке. Он проанализировал проблему консолидации дворянства, социальный состав и численность бюрократии в России в середине XVIII в., уделив специальное внимание истории создания Табели о рангах. В советской историографии проблема российского абсолютизма была перманентно дискуссионной. Об этом, в частности, свидетельствует оживленная полемика, развернувшаяся на страницах журнала «История СССР» в 1968—1971 годах. В этой дискуссии выступили с изложением своей позиции по затронутым вопросам видные советские историки: А. Я. Аврех, М. П. Павлова-Сильванская, А. Л. Шапиро, М. Я. Волков, С. М. Троицкий, Н. И. Павленко, А. А. Преображенский, А. М. Сахаров и другие. Одним из наиболее спорных стал вопрос о времени возникновения абсолютизма в России. Переход к самодержавию историки связывали с разными периодами. Некоторые из них утверждали, что начало самодержавия относится к времени Ивана III, именовавшего себя самодержцем. Другие авторы полагали, что установление самодержавия связано с именем и временем Ивана IV Грозного. Своеобразным был взгляд Л. В. Черепнина, который допускал одновременное существование сразу двух форм государства при Иване Грозном: самодержавия в опричнине и сословно-представительной монархии в земщине. Известный историк А. Я. Аврех отвергал наличие буржуазии в России в начале XVIII века и считал, что абсолютизм в стране появился в результате «революции сверху». Он пытался объяснить возникновение абсолютизма в России, не связывая его с генезисом буржуазных отношений. По существу, Аврех игнорировал результаты конкретно-исторических исследований С. В. Бахрушина, Н. В. Устюгова, Ю. А. Тихонова и других исследователей, показавших, что в основе формирования всероссийского рынка лежали изменения в производстве. Они выразились в массовом превращении ремесла в мелкотоварное производство, в значительном втягивании помещичьего и крестьянского хозяйства в товарно-денежные отношения, в распространении простой капиталистической кооперации, в возникновении крупного производства в форме мануфактуры. Позиция А. Я. Авреха была, в целом, поддержана А. Н. Чисто- звоновым, который полагал, что абсолютизм в России возник при крайне слабом развитии буржуазных элементов, как результат вполне сознательной деятельности самого государства — путем заимствования абсолютистских форм правления, уже сложившихся в ряде западноевропейских стран. А. Д. Люблинская и М. П. Павлова-Сильванская согласились с точкой зрения Авреха и Чистозвонова. Они допускали возможность заимствования отсталыми в экономическом отношении странами (а такой была во второй половине XVII века Россия) у передовых держав различных политических институтов, в том числе и абсолютизма. Большая часть исследователей связывают формирование абсолютизма в России с реформами Петра Первого. С. М. Троицкий утверждал, что «переход от сословно-представительной монархии к абсолютной начался в XVII столетии и завершился, в основном, в первой четверти XVIII века» . Он полагал, что абсолютизм не мог возникнуть в результате «революции сверху», быть «привнесенным» извне в отсталые страны или «заимствован» ими. Абсолютизм, считал С. М. Троицкий, возникает только в той стране и тогда, когда в ней самой сложились соответствующие объективные предпосылки. При этом он не отрицал определенного влияния на политическое развитие России иноземных институтов государственной власти. Академик Л. В. Черепнин отмечал, что «большинство историков считает возможным говорить о русском абсолютизме не ранее, чем со второй половины XVII в., а его окончательное оформление приурочивает к правлению Петра Первого». Историки исходили из того, что раннефеодальная монархия сменяется сословно-представительной с середины XVI века. На смену последней пришла монархия абсолютная, переход к которой начался во второй половине XVII века и завершился в XVIII столетии. Действительно, именно в этот период отмирают институты сословно-представительной монархии и власть самодержца становится по-настоящему не ограниченной. Переход к абсолютизму представляет собой процесс, занимающий длительный отрезок времени. С вопросом о времени возникновения абсолютизма тесно связана и проблема его сущности. Историки различают, а порой и противопоставляют самодержавие абсолютизму. Под самодержавием нередко понимается внешняя независимость монарха (например, от Орды), его суверенность, а под абсолютизмом — внутреннее полновластие, господство над подданными. Возникновение абсолютизма — явление глубоко закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. Существуют разные мнения по поводу того, были ли эти закономерности едиными для всех стран или Россия имела свои существенные особенности. Несомненно, что переход к абсолютизму определяется, в первую очередь, социально-экономическими причинами. Однако спор порождает вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, обусловливающих это явление. В исторической литературе сохраняется идея о связи перехода к абсолютизму в России с генезисом капитализма. Известно, что в большинстве западноевропейских стран абсолютизм возник в то время, когда буржуазия уже начала претендовать на власть и феодальному государству необходимо было умерить ее аппетиты. В отечественной историографии вопрос о времени генезиса капитализма в России до последнего времени остается спорным. Некоторые исследователи относят его к временам Ивана IV, а историк Д. П. Маковский характеризовал крестьянскую войну под руководством И. И. Болотникова как раннюю буржуазную революцию. Большинство историков не заходили и не заходят так далеко, хотя и отмечают явления, говорящие о генезисе капитализма во второй половине XVII столетия. Ими зафиксированы факты, указывающие на определенные ростки капитализма даже в деревне XVII века: некоторые землевладельцы нанимали собственных крепостных, порой за деньги, чтобы стимулировать повышение производительности труда, развивалось крестьянское предпринимательство, превращавшее отдельных крепостных в предпринимателей80. Более заметным становился наемный труд в промышленности: «Тульское, устюжен- ское и тихвинское железоделательное производство; московское и псковское медно-литейное дело; нижегородское, ярославское и тобольское кожевничество, судостроение на северных реках, Волге, Каме, Дону, Туре знали в XVII в. наемный труд как явление достаточно устойчивое и повседневное». Уже с XVII века зафиксирована историками простая капиталистическая кооперация производства, а также возникновение мануфактур. Часть советских историков весьма скептически смотрела на проблему зарождения капитализма в России в XVII веке. Отметив, что в условиях усиления экономических, преимущественно торговых, связей между отдельными районами страны берет начало длительный процесс складывания всероссийского рынка и что все большую роль в экономике страны начинает играть торговый капитал в лице крупного купечества, они полагали, что торговый капитал не менял существующих производственных отношений. При этом исследователи опирались на известное положение В. И. Ленина о том, что «торго- вый и ростовщический капитал всегда исторически предшествуют образованию промышленного капитала и логически являетс условием этого образования, но сами по себе ни торговый, ни ростовщический капитал не составляют еще достаточного условия для возникновения промышленного капитала». Известно, что крупные купцы и предприниматели, вышедшие из их среды, стремились обзавестись вотчинами, крепостными крестьянами и тем самым смыкались с господствующим классом феодалов. Желанию купцов вложить капиталы в землю поднимающийся абсолютизм шел навстречу, разрешив верхушке купечества — «гостям» — покупать вотчины. Признание наличия буржуазных отношений в XVII веке еще не означает признания их существенного влияния на возникновение абсолютизма в России. Вряд ли есть основание говорить о существовании в это время класса буржуазии, способной противостоять классу феодалов. Русская буржуазия еще не претендует на власть, еще не пытается свергнуть феодалов, у которых поэтому нет необходимости искать защиту в абсолютизме. С. М. Троицкий полагал даже, что на «раннем этапе становления абсолютизма относительного «равновесия» между дворянством и формирующейся буржуазией не было и не могло быть. Оно появляется гораздо позже, когда буржуазия окрепнет экономически». Он считал вообще такое равновесие как предпосылку установления абсолютизма скорее исключением, чем правилом. По его мнению, на протяжении всего существования абсолютная монархия была выразительницей интересов прежде всего дворян, хотя под влиянием объективного хода экономического развития она вынуждена все чаще делать уступки нарождающейся буржуазии. Л. В. Черепнин отметил, что некоторые историки видели предпосылки абсолютизма во внутриклассовой борьбе боярства и дворянства. Думается, что решающую роль в процессе становления абсолютизма в России играло не внутриклассовое противостояние двух групп землевладельцев. Важнейшей предпосылкой установления самодержавия было классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов создать крепкую власть, способную удержать в крепостнической неволе многочисленное крестьянство. Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина, казацко-крестьянское восстание К. А. Булавина, выступления работных людей, многочисленные городские восстания и другие народные движения — все это стимулировало стремление феодалов передать полноту власти неограниченному монарху, могущему защитить их экономические и политические интересы. Положение о роли классовой борьбы феодально-зависимого населения в переходе к абсолютизму было высказано и обосновано в трудах Е. И. Индовой, А. А. Преображенского, Ю. А. Тихонова, Л. В. Черепнина и многих других исследователей. При этом они учитывали высказанную В. И. Лениным мысль о том, что «классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и е конечном счеж решает судьбу таких преобразований». Большое значение крестьянского движения как предпосылки установления абсолютизма не является особенностью России. Этот фактор, как убедительно показали историки, сыграл заметную роль при переходе к абсолютизму в некоторых европейских странах. Обстоятельством, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, была также постоянная военная угроза для России, исходившая от соседних государств — Речи Посполитой, Швеции, Турции и Крымского ханства. Во второй половине XVII столетия не только возникла необходимость, но и сложились необходимые условия установления абсолютной монархии. Эти условия были подготовлены развитием государства в предшествующий период. Вместо слабого в военном отношении дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило кадры чиновничества. Царская власть получила значительную самостоятельность и перестала нуждаться в со- словно-представительных органах. Вопрос о социальной природе российского абсолютизма также неоднозначно решен историками. Некоторые авторы полагали, что абсолютизм отражал интересы только дворянства, т. е. что происхождение и сущность абсолютизма чисто феодальные. Основанием для такого вывода служило содержание коллективных дворянских челобитных. До принятия Соборного уложения 1649 года основным требованием дворян было принятие мер, препятствующих «сильным людям» (преимущественно боярам) скрывать в своих обширных вотчинах и поместьях беглых крестьян. После юридического оформления крепостного права дворянство выступило с широкой и разнообразной программой требований, направленных на упрочение системы сыска беглых крестьян, на превращение его в постоянную функцию государственных органов — приказов, воевод, духовенства и специально уполномоченных лиц — сыщиков. Усиление режима сыска беглых сказалось в приравне- нии его и спорных дел о крестьянах к «татебным» и «разбойным» делам. Поскольку вся последующая политика русского самодержавия, получившая наиболее яркое выражение в законодательстве второй половины XVII — первой четверти XVIII века, была воплощением требований, изложенных в дворянских челобитных, это послужило основанием для вывода о дворянской природе русского абсолютизма. Часть историков отстаивали точку зрения, согласно которой абсолютизм в России опирался не только на дворянство, что установление самодержавия пользовалось сочувствием у купечества, и крепнущая царская власть пользовалась этим обстоятельством. Абсолютизм вызрел в недрах сословно-представительной монархии. В первой половине XVI века верховным органом власти наряду с царем была Боярская дума — сословное учреждение, представлявшее интересы феодальной аристократии. В середине XVI столетия возникает новый сословно- представительный орган — земские соборы, участники которых назначались или выбирались из среды господствующих сословий и реже — из торгово-ремесленного посадского населения. Последним, наиболее представительным по сословному составу, был земский собор 1653 года, решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией. Бесспорно то, что вторая половина XVII века стала временем отмирания земских соборов как органов сословного представительства. Это был самый существенный признак эволюции сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма. Наряду с уменьшением роли земских соборов в конце XVII века падает значение Боярской думы как органа феодальной аристократии. Наравне с ней функционировали, хотя и непродолжительное время, совещания при царе в виде Ближней, или Тайной, думы. Приказная система эволюционировала в направлении ее централизации: сокращалось количество приказов, более строго разграничивались функции, происходило сосредоточение управления несколькими приказами в одних руках. Одновременно происходил процесс бюрократизации органов государственного управления. Общая линия развития государственного управления в стране шла от учреждений, обслуживавших великокняжеское хозяйство, к приказной системе централизованного государства и от нее — к обособленным учреждениям абсолютистского типа — коллегиям. Этот процесс сопровождался формированием чиновничества, подчиненного верховной власти, зависимого от нее в материальном отношении и в смысле служебного положения. С переходом к абсолютизму связано и возникновение органов политического сыска. Начало им положил Приказ тайных дел, созданный при Алексее Михайловиче. Это была канцелярия, управлявшая царскими вотчинами и одновременно собиравшая из других приказов сведения о политических делах. Тайный приказ, выполняя функции политического надзора, пользовался правом пересмотра ранее решенных дел. На качественно новом уровне перемена в области политического сыска была осуществлена при Петре Великом. В финансовой сфере переход к абсолютизму сопровождался централизацией финансового управления, ликвидацией мелких налогов, заменой их более простой системой обложения, охватывающей широкие круги податного населения . Политика протекционизма и меркантилизма в отношении отечественной торговли и промышленности означала стремление крепнущего абсолютизма опереться на купечество и промышленников. Привлечение представителей промышленно-торго- вого мира на службу по финансовой и торговой части и дарование им льгот вели к тому, что абсолютизм приобретал в лице верхушки посада и купечества новую социальную базу. Важными для установления абсолютной монархии были попытки светской власти подчинить себе церковь. Лишение церкви права приобретения земель, владений на посадах, создание Монастырского приказа, дело патриарха Никона, упразднение патриаршества и учреждение Синода — все это были этапы на пути подчинения церкви государству. Существенным признаком становления абсолютизма были изменения, происходившие в вооруженных силах государства. Появление солдатских и рейтарских полков, набор даточных на пожизненную службу были ступенями в становлении регулярной армии. Еще в XVII веке вызревало и вынашивалось представление о сильном самодержавии. Свое идейное выражение абсолютизм получил в пору своего утверждения, в первой четверти XVIII столетия. Основные принципы идеологии российского абсолютизма сформулированы и наиболее полно отражены были в сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент», написанных по заданию Петра Великого вице- президентом Синода Феофаном Прокоповичем. Будучи ревностным сторонником наследственной неограниченной монархии, Ф. Прокопович считал источниками государственной власти, во-первых, божью волю (утверждая тем самым ее божественное происхождение) и, во-вторых, волю народную (договор народа с государством, в результате которого народ полностью отказывался от своих прав в пользу государя). По мысли Прокоповича, народ, вручив всю власть монарху по воле божьей, не может уже отменить эту волю и отстранить своего повелителя. Обязанность народа — безусловное повиновение. Государь же в своей деятельности должен стремиться к достижению «всенародной пользы» (в области правосудия, просвещения, во внешней политике и прочем). Верховная власть призвана и обязана руководить как частной, так и общественной жизнью подданных. В ее задачу входят установление «обрядов гражданских и церковных, перемена обычаев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях и прочее». Идеи Феофана Прокоповича были теоретическим обобщением законодательной и всей практической деятельности царя Петра Алексеевича. Сторонником абсолютизма выступил и известный идеолог русского купечества И. Т. Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», противопоставивший неограниченную монархию Петра I политическому устройству других государств. Исключительная роль в строительстве абсолютистского государства принадлежала Петру Первому, который сам внес немалый вклад в оформление идеологии абсолютизма. Все законодательство периода его правления проникнуто верой в могущество верховной власти, в ее безграничность и непогрешимость. Многочисленные законы, изданные при Петре I, часто сопровождались обширными предисловиями и комментариями, которые разрастались в целые публицистические трактаты. Лейтмотив их — настойчивое утверждение, что основной целью деятельности правительства является «общее благо», «государственная польза», «польза отечества», забота царя о благоденствии подданных. Первый русский император полагал, что создание всемогущего, всепоглощающего, все- опекающего, регламентирующего государства и является осуществлением всеобщего блага. Для него «общее благо» и «польза отечества» были понятиями родственными и равными. Монарх, по мысли Петра, не только неограниченный глава государства, но и его слуга, который обязан не щадить «живота своего» для блага государства. Недаром накануне Полтавского сражения в своем знаменитом приказе Петр провозгласил: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны Вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего» . Для идеологии абсолютизма были характерны следующие основные черты: а) представление о монархии как высшем этапе организации общества, в котором только и возможно благоденствие всех подданных, независимо от их общественного положения, т. е. осуществление общего блага; б) отождествление государства с верховной властью, с монархом, власть которого не может и не должна никем и ничем ограничиваться; в) вера во всемогущество монарха и его законодательной деятельности. Реформы Петра Первого, осуществленные на феодально- крепостнической основе, были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, успешную оборону от внешних врагов. Была создана крупная для своего времени промышленность в виде казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производстве. Значительно расширилось и окрепло мелкотоварное ремесленное производство. Заметны были позитивные изменения во внутренней и внешней торговле. Была создана регулярная армия, одержавшая победу в длительной и кровопролитной Великой Северной войне над таким сильным противником, как Швеция. Существенные перемены произошли в социальном строе России, особенно среди феодально-зависимого податного сельского и городского населения. Всеобъемлющий характер носила реформа управления, осуществленная в первой четверти XVIII столетия. Она затронула, прежде всего, высшие и центральные органы власти: вместо Боярской думы и патриаршества, тесно связанных с боярской и церковной аристократией и претендовавших на участие в верховном управлении, появились Сенат и Синод — бюрократические органы, всецело зависимые от императора. Приказы, не имевшие точно определенных ведомственных полномочий, были заменены коллегиями — органами, действовавшими на территории всего государства и подчиненными Сенату. Была создана разветвленная сеть местных органов власти с иерархическим административным подчинением. Дворянство, называемое «шляхетством», еще более упрочило свое политическое господство. По указу о единонаследии 1714 года было запрещено дробление имений. Петр Первый намеревался насадить в России систему заповедных имений (майоратов). Поэтому значительная часть дворян вынуждена была податься на гражданскую либо военную службу, получая обеспечение не землей, а в виде денежного жалованья. Вместо прежнего принципа знатности как основания для служебного роста Табель о рангах 1722 года узаконила принцип выслуги для продвижения по службе. Превращение России в чиновничье-дворянское государство с абсолютной властью монарха было, в основном, завершено в первой четверти XVIII столетия, хотя не все историки разделяют эту точку зрения. В одной из своих последних работ Е. В. Анисимов заявил следующее: «Я не принадлежу к той части историков, которые считают, что в Петровский период в России окончательно сложилась абсолютистская форма правления. Дискуссия 1960-х — начала 1970-х годов о сущности российского абсолютизма показала бессмысленность научной экстраполяции на русскую почву тех форм государственной власти и общественной организации, которые сложились в Западной Европе и традиционно называются абсолютизмом. В России конца XVII — начала XVIII века не было ни «сословий», ни «абсолютизма», а были «служилые люди» и было «самодержавие», и знак равенства между парами этих понятий ставить невозможно» . Явным признаком становления абсолютизма были измене - ния в составе, структуре и функциях государственного аппарата — замена приказов коллегиями, Боярской думы Сенатом, подчинение церкви государству (учреждение Синода), создание регулярной армии, военно-морского флота и полиции. Не только сохранение, но и значительное усиление крепостничества в Петровское время на длительное время обеспечили политическое господство дворянства как главнейшей опоры абсолютизма. Дворянство оказалось господствующей силой и в системе местного управления — в губерниях и провинциях. Создание на местах наряду с гражданской и военной администрации путем размещения в провинции войск было важнейшим средством борьбы с народными движениями. Астраханское восстание, казацко-крестьянское восстание К. А. Булавина, побеги крестьян и их выступления в разных частях страны, волнения работных людей сыграли немаловажную роль в умножении усилий правительства, направленных на укрепление государственного аппарата. ….В законодательстве оформляется идея о надклассовости абсолютизма, о государстве как наиболее справедливой организации, призванной в равной мере обеспечивать жизнь всех подданных ради «общего блага» и «всенародной пользы». Впервые тезис о «всеобщем благе» появился в указе 1702 года о приглашении иностранных специалистов на русскую службу, с тех пор он стал постоянным атрибутом петровских указов. В Генеральном регламенте содержалось разъяснение того, что понималось под «общим благом»: обеспечение правосудия и общественного порядка, создание сухопутных и морских военных сил, содействие развитию торговли, «художеств и мануфактур». В законодательных актах постоянно проводилась мысль о том, что монарху якобы в одинаковой степени близки интересы различных сословий — дворян, крестьян, го-родских жителей. Разумеется, абсолютизму приходилось считаться в какой-то мере с интересами крестьян и посадских людей и идти на отдельные уступки, носившие вынужденный характер. В 1713 году Петр Первый издает указ о пресечении неправды и грабительства при сборе государственных податей, поскольку из-за этого крестьяне «приходят в разорение и бедность». Принятие этого указа диктовалось фискальными соображениями государства, поскольку ясно, что крестьянин, лишенный средств производства или обедневший, становился недоимочным. С вопросом об «общем благе» тесно связан вопрос о «государственной пользе», под которой подразумевались, прежде всего, фискальные интересы казны, а также то, что укрепляло силу и престиж государства. Так формировалась официальная идеология абсолютизма. Исполнителями и блюстителями законов являлись чиновники. Разветвленная сеть государственных учреждений как в центре, так и на местах, породила огромную массу чиновничества, формировавшегося преимущественно из дворян, не получивших имений по указу 1714 года. По Табели о рангах 1722 года ряды высших слоев чиновничества могли пополнять и выслужившиеся выходцы из других сословий. Так при Петре Первом сложился мощный слой бюрократии, призванной блюсти законы в интересах «общего блага» и «государственной пользы». В одной из работ В. И. Ленина содержится определение абсолютизма, находившее широкое применение в трудах советских историков. Вот оно: «Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа и законодательном контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа». В этом определении преобладает социальная составляющая. Несколько иную формулировку дал известный советский историк академик Л. В. Черепнин: «Абсолютизм – это политическая надстройка феодализма на позднем этапе его развития, последняя форма диктатуры дворянства, когда уже начинается процесс формирования буржуазии, запросы которой вынужден учитывать монарх. Абсолютизм характеризуется государственной централизацией, наличием бюрократии, регулярной армии, укреплением государственного бюджета, подчиненем церкви государству. Все это создает относительную независимость монархии и бюрократического аппарата от господствующего класса». В данной дефиниции выделена социально-политическая сторона абсолютизма. Встречаются и сугубо лапидарные определения абсолютизма: «Абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть» или «Абсолютизм, абсолютная монархия, обозначение в литературе типа государственной власти, складывавшегося в различных странах в периоды их перехода от феодального, сословного к капиталистическому, гражданскому обществу».
РАЗДЕЛ 2.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |