Университета. Серия 4. Вып. 8. 2033, №??? С. 107-111
Государственная бюрократия занимает одно из самых важных мест в механизме власти и управления в современном мире. Она оказывает прямое влияние на политические процессы и идеологию. Особую роль бюрократии в России можно проследить практически с момента ее становления. Однако именно вопрос о времени зарождения бюрократии является наиболее дискуссионным в современной исторической науке. Специальное изучение феномена русской бюрократии началось в середине XIX века, когда среди русских общественных деятелей вспыхнул спор о месте, которое она занимает в жизни страны. … Иную точку зрения представил историк и писатель второй половины XIX века Е.П. Карнович. Он проследил эволюцию понятия «чиновник», отметив, что ранее XIX века употреблялось вместо этого слова «служилый человек». У западно-европейских народов для обозначения чиновничества существует латиногреческое слово «бюрократия». Существование «чиновничества» или «бюрократии», по его мнению, всегда составляло и впредь будет составлять необходимую принадлежность правительственного механизма в каждом государстве как особая сила, уничтожение которой невозможно, а приказные люди, дьяки были истинными представителями бюрократии Московской Руси4. …Известный историк феодализма С.Б. Веселовский впервые четко сформулировал взгляд на приказных людей как в основном простонародную по происхождению группу, еще не обособившуюся в «сильную позже администрацию». Как утверждал исследователь, в XVII веке «класс» дьяков еще не был бюрократией, а приказы нельзя назвать бюрократическими учреждениями, так как судьи и дьяки были равноправными товарищами, не были подчинены один другому, хотя высший слой приказных Московского государства явно развивался в этом направлении. В начале 60-х годов А.К. Леонтьев оспорил наблюдения С.Б. Веселовского. Он полагал, что зарождение бюрократии было длительным процессом. В конце XV—XVI века, по мнению исследователя, постепенно создавалась наследственная приказная элита, обязанная своим возвышением великокняжеской власти, тесно связанная с поместным дворянством и служившая верной опорой складывавшемуся самоуправлению. Образовывался костяк приказной бюрократии в лице дьяков и подьячих — кадры опытных приказных деятелей, в совершенстве знакомых с тонкостями правительственного делопроизводства, для которых служба в системе государственного управления являлась основным их занятием, источником их материального благополучия. Историк выделил три этапа развития приказной системы: 1) происходила эволюция в системе органов дворцового управления: они наделялись государственными функциями; 2) начинали складываться государственные приказы, главным образом на основе превращения некоторых временных думских комиссий в постоянные ведомства приказного типа; 3) во второй половине XVI века приказы утверждались как органы центрального управления, окончательно складывался их штат, определялась сфера их деятельности. Работы С.Б. Веселовского и А.К. Леонтьева стали продолжением бурных споров в исторической литературе XIX века по вопросам о времени и этапах становления бюрократии в России, которые в середине 60-х годов стали частью дискуссии о сущности и этапах развития русского абсолютизма. К этому времени исследователи абсолютизма систематизировали ряд признаков, типичных для его государственно-политической структуры, и бюрократию стали рассматривать как одно из его составляющих. Но и на вопрос о времени зарождения абсолютизма не было единой точки зрения. Некоторые ученые видели признаки абсолютизма в России второй половины XVI века, связывая его с реформой Избранной рады, другие считали отправной точкой середину XVII века, но все единодушны были в том, что в первой половине XVIII столетия абсолютизм в России уже утвердился. Сложилась ситуация, аналогичная вопросу с бюрократией: прийти к единому мнению оказалось практически невозможным. В это же время вышел очередной том Большой советской энциклопедии, где бюрократия рассматривалась как специфическая форма социальных организаций в обществе, построенном на социальном неравенстве и эксплуатации, а характерным ее признаком названо наличие привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты. …А.А. Зимин предпринял попытку пересмотреть вопрос об образовании приказной системы управления в Русском государстве в XVI веке. По его мнению, приказы все более становились ведомствами с постоянным составом и строго ограниченными функциями, приказная система носила достаточно выраженные бюрократические черты. Согласно утверждению С.О. Шмидта, появление бюрократии связано с централизацией управления, которая в России опережала экономическую централизацию. Предполагая, что некоторые признаки абсолютизма можно обнаружить уже в середине XVI века, историк сделал заключение, что оформление бюрократии произошло в конце XV— XVI веке, когда зарождалась приказная система управления, важнейшими звеньями которой были дьяки и подьячие. Н.Ф. Демидова пришла к выводу, что бюрократия в России прошла три основных этапа в своем развитии: в XIV — начале XVIII века она являлась служилой; с начала XVIII века по 60-е годы XVIII века — дворянской, а в 60-е годы XVIII века — чиновнической. Для дьяков и подьячих работа в приказных учреждениях превращалась в постоянную профессию. Существование и развитие этой группы и являлось показателем роста бюрократических тенденций. По утверждению С.М. Троицкого, немногочисленная, но хорошо организованная бюрократия сложилась в России лишь в первой половине XVIII века, причем ее формирование было длительным и сложным процессом. Абсолютная монархия опиралась на среднее и мелкое дворянство, стремилась создать дворянскую бюрократию. Н.И. Павленко также полагает, что в России бюрократия ведет начало со времени оформления абсолютизма. Специфические требования бюрократической формы административного устройства Н.И.Павленко, очевидно, руководствуясь классической веберовской теорией, склонен выделять следующие: зависимость чиновников от монарха; существование строгой иерархии учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения туда в управленческом аппарате, выражавшееся хотя бы в таком первичном его виде, как разграничение гражданской службы и военной и т. д. По мнению исследователя, в XVII веке отсутствовал единый текст присяги и не было обязательства действовать в соответствии с инструкциями, регламентами и указами; отсутствовали нормативные акты, определяющие единство принципов организации, прав и обязанностей; в системе занятия должностных мест превалировали наследственный характер и родовитость, а при Петре I все определяли личные качества человека и его способности. А.П. Павлов, исследовав приказную систему правления Б. Годунова, пришел к выводу, что на начало XVII века дьячество в целом было особой группой в системе служилого сословия, именно в этой среде получил развитие бюрократический принцип служебных отношений. Украинский историк В.И. Ульяновский поддержал гипотезу А.П. Павлова и на материалах времени царствования Лжедмитрия I доказал, что приказные в это время уже являлись особой группой в служилой среде со своими принципами взаимных отношений. Иного мнения придерживается А.Н. Медушевский, утверждая, что именно Петровские реформы послужили причиной выделения в рамках господствующего класса слоя бюрократии, а формирование и рост бюрократии укрепили госаппарат абсолютизма. Западный подход к проблеме изучения бюрократии несколько иной. Бюрократия понимается как профессиональный корпус чиновничества, организованный в пирамидальную иерархию, функционирующий по объективным единообразным правилам и процедурам, в общественных науках термин не несет уничижительных ассоциаций популярного использования. Бикфорд О'Брайн считает, что административная система изначально была бюрократической и ничем существенным не отличалась от западных учреждений того времени. В ней состояли талантливые, исполнительные люди, в совокупности дополнявшие друг друга в плане знаний и опыта, что послужило одной из причин значительных достижений Московского государства в военной и дипломатической сферах в XVII веке. Роберт Крамми указал на зародышевое состояние бюрократии русских приказов, однако очень высоко оценил большой профессионализм, имеющий в своей основе карьерный рост служащих и преданность дьяков и подьячих своему делу. По его словам, гораздо проще утверждать, что бюрократии не было, чем проследить и доказать ее существование. Тот факт, что представители высшей знати стремились встать во главе приказов, является неоспоримым доказательством сосредоточения власти в руках приказных, а значит и того, что бюрократии отводилось центральное место в жизни Московского государства. ….С нашей точки зрения, наиболее точным является следующее определение: бюрократия — специфический слой профессионалов в области управления, реализующий государственную политику, наделенный полномочиями исполнительной власти. Признаки бюрократии обнаруживаются уже в том обществе, где функционирует сложившийся аппарат центрального государственного управления, которым применительно к средневековой России является разветвленная сеть приказных учреждений, а для оценки степени бюрократизации этого аппарата с успехом может послужить концепция идеального типа бюрократии Макса Вебера. Проведенный анализ восстановленных биографий 673 дьяков и подьячих Смутного времени дает основание утверждать, что к началу XVII века в России уже сложилась особая правящая группа лиц, сосредоточившая в своих руках управление государством и обладающая достаточным постоянством своего численного состава и характера несения службы26. Эта группа лиц представляет собой исторический тип приказной бюрократии с характерными признаками и особенностями, а ее развитие в начале XVII века следует рассматривать как важный этап становления российской бюрократии. Таким образом, спор о проблеме бюрократии в истории Российского государства не является «достоянием» только XX столетия, а возник еще в середине XIX века, с момента первого употребления этого заимствованного отечественными исследователями иностранного термина. И сразу же мнения историков разделились по двум основным направлениям: первые были убеждены, что время возникновения бюрократии в России относится к XVI—XVII векам, когда появилась и функционировала приказная система государственного управления, другие доказывали, что только реформы Петра I и преобразование приказной системы в коллегиальную являются основанием для оформления бюрократии как особого административного строя со свойственными только ему признаками. Этот спор получил свое яркое продолжение и прошел чередой глубоких исследований с привлечением широкого круга источников и использованием новых методик сквозь весь XX век. …
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |