Типы ролевого поведения в тренинговой группе
Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психологическую напряженность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся: 1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллектуальной, эмоциональной, двигательной активности; 2) общение по принципу «здесь и теперь», предполагающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе; 3) выявление положительных качеств личности каждого участника; 4) искренность и доверительность в общении; 5) недопустимость непосредственных оценок человека (оцениваются не качества участников, а только их действия); 6) конфиденциальность всего происходящего в группе. Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10—12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практика соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обычно рассчитан на 30—50 ч., средняя продолжительность каждого занятия — 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8—12 ч. Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориентированные тренинги проводятся следующим образом: • тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга; • осуществляется введение в проблематику тренинга, обеспечение открытости и доверительного отношения участников друг к другу; • формируется готовность к взаимному сотрудничеству, мотивация достижения задач тренинга; • осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и способностей; • актуализируется профессионально-психологический потенциал специалистов; • осуществляется коррекция профессионально-психологического потенциала личности специалиста. При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этических правил и кодекса практического психолога. Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора — человека, облегчающего проявление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. Реализация личностно ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации1, максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются: • обеспечение сотрудничества всех объектов образования; • построение общения на паритетных началах; • признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение; • признание каждого субъекта общения уникальной личностью; • открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний; • фасилитационная организация пространства общения2. Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам. Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни: • рациональный (понимание эмоционального состояния); • эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого); • действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций); • опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний). Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения. К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоценочное позитивное принятие другого человека; 2) активное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов. Результатами личностно ориентированных профессиональных тренингов и критериями их эффективности являются: • повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности; • переход специалистов на новый уровень профессионализма; • развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности; • создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения; • преодоление деструктивных профессиональных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни. Проведение личностно ориентированного профессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников — бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут оказаны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенствование каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен. Рассмотрим основные этические противоречия, 1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем: • между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут совпадать; • между правом специалиста на профессиональный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга; • между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся получить конкретные рекомендации и четкие предписания. Эти противоречия обусловливают этические проблемы, сопровождающие тренинги. Решение данных проблем облегчается при соблюдении этических принципов, на которые опирается практическая психология. Для проведения профессиональных тренингов наиболее важны следующие принципы:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |