Невротизм (тревожность, мнительность), невроз
После знакомства с эмоциями необходимо обратить немного внимания теме, касающейся невротизма и невроза. Невротизм – это эмоционально-психическая неустойчивость, подверженность психотравмам. Как правило, невротизм сопровождается тревожностью, мнительностью. Невротизм - это порог, преддверие психического заболеваний. Невротизм часто формируется ошибками воспитания, определенными жизненными обстоятельствами, «ударами» судьбы. Необходимо отметить, что невротизм, тревожность и мнительность в той или иной степени присущи всем, но проявляют себя не всегда. Поэтому не стоит удивляться, когда в путешествиях, под воздействием сильной усталости и других причин, человек вдруг потеряет свою эмоционально-психическую устойчивость, и станет по этой причине больше подвержен психотравмам. Невроз – это уже приобретенное функциональное заболевание нервной системы, не сопровождающееся каким-либо анатомическим повреждением головного мозга. При этом заболевании происходит «срыв» нервной деятельности, проявляющийся в виде постоянной вспыльчивости, излишней обидчивости, раздражительности, нерешительности, и др. Причина невроза – длительные либо кратковременные, но очень сильные психотравмы различного происхождения, при этом глубоко затрагивающие интересы человека или вызывающие у него сильный эмоциональный стресс (о стрессе см. далее). Так же невроз может вызвать предвидение угрозы и неприятных последствий предстоящих событий. К неврозу предрасполагает множество факторов - врожденных (свойства нервной системы, внутриутробные поражения и родовые травмы, и др.), и приобретенных (дефекты воспитания, акцентуация характера, перенесенные или имеющиеся заболевания, переутомление, недосыпание, и др.). Из-за множества возможных сочетаний этих факторов одинаковых неврозов просто не бывает. Традиционно выделяют три вида неврозов – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. В общем случае люди «художественного» типа (лирики) склонны к истерии, «мыслительного» типа (физики) – к неврозу навязчивых состояний, средние – к неврастении. Неврастения проявляется в виде раздражительности (быстро проходящие вспышки) по самым незначительным поводам, трудности сосредоточения внимания, утомляемости, головных болях, поверхностном сне. Истерия характеризуется впечатлительностью, повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, быстрыми сменами настроения, капризностью, склонностью к внешним эффектам, самолюбованию, стремлению произвести впечатление на окружающих и завоевать их внимание любыми способами, эгоизмом, поверхностностью суждений, патетичностью, представлением себя в глазах окружающих тяжелобольными, несчастными. Невроз навязчивых состояний – это изнуряюще-стойкие тревожные мысли, страхи, опасения, возникающие по любому поводу. При этом человек понимает нелогичность своих опасений и страхов, но не может от них избавиться. Туристам важно знать следующее. Кратковременные невротические состояния с их симптомами знакомы каждому человеку – каждый из нас в принципе невротик и как бы уже готов к неврозу. Неврозом – в виде вспыльчивости, нетерпеливости, раздражительности, и др. - может заболеть любой человек в условиях умственного, эмоционального или физического переутомления. Следовательно, при часто встречающихся в туристской практике усталости и переутомлении следует ожидать от себя и окружающих всяческого рода невротических реакций, и стараться адекватно реагировать на них, для чего крайне необходима психологическая тренировка. Самооценка От рассмотрения следствий типов общей нервной деятельности человека перейдем к некоторым особенностям человеческого мышления. Размышляя, человек в первую очередь видит себя самого. Всякий человек как-то оценивает сам себя – это называется самооценка. В норме самооценка должна адекватно отражать для человека его состояние, способности, умения, навыки, и так далее. Отклонением от нормы считается завышенная и заниженная самооценка. Завышенная самооценка потенциально вызывает раздражение окружающих, способствует краху начатого дела, причиняет окружающим различные неудобства, развивает и провоцирует ревность и зависть, способствует развитию обидчивости. Заниженная самооценка провоцирует трудность в установлении контактов, искаженное восприятие окружающих (простая реплика может вызвать неадекватные претензии и обиды), стремление предстать перед другими в наилучшем свете. Возможно завышение или снижение самооценки со стороны – занижает самооценку критика, завышает – похвала. Обычно не обижаются на критику со стороны авторитетных людей, но критика может вызвать у человека резкие негативные эмоции. Похвала, как это ни странно, нередко приводит того, кого хвалят, в настороженно-негативное состояние – ведь он не знает той цели, с которой его хвалят. Если человек усваивает лесть, то становится надменным, кичливым. Комплимент полезен, но можно заболеть жаждой комплиментов. Полезна и вызывает положительные эмоции только заслуженная похвала, особенно если она произносится авторитетным человеком. В туризме особенно опасно завышение самооценки – как внутреннее, так и внешнее. Турист с завышенной самооценкой может решиться на преодоление препятствия, которое для него реально непреодолимо, и создать этим условия для возникновения угрозы безопасности – своей или окружающих. Турист с заниженной самооценкой может отказаться преодолевать препятствие, которое для него реально преодолимо – в некоторых условиях это может сорвать путешествие или спровоцировать угрозу безопасности. Наше мышление постоянно вращается вокруг реалий текущей жизни. В этой жизни любой человек находится под влиянием тех или иных потребностей. Обычно под потребностью понимается «стремление к тем условиям (требования к окружающей среде), без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние» [1, стр.7]. Выделяют следующие основные психологические потребности: познание (самопознание, самоутверждение, познание окружающего, смысл жизни) духовный и эмоциональный контакт, стремление к любви, альтруизм, стремление к руководству и подчинению других, агрессия. Если потребности осознаны человеком, то они превращается в желания, которые можно сформулировать, и для их реализации наметить план действий, поставив себе определенные цели. Рассмотрение вопроса о потребностях, желаниях и целях имеет крайне важное значение в психологии туризма. Ведь всегда за любыми поступками человека скрываются именно потребности, желания и цели. Столкновение особенно важных потребностей (с их желаниями и целями) обычно приводят к конфликтам (об этом еще будет речь). Туристу совершенно необходимо научиться сопоставлять свои потребности с потребностями других, а так же научиться до начала процесса достижения какой-либо цели взвесить свои возможности, средства, и, главное, оценить последствия предстоящих действий. Последнее особенно важно – в условиях необустроенной природы даже пустяк может стоить здоровья или жизни (своей или другого). Наряду с общей целью - сходить в поход, получить впечатления, благополучно вернуться, - турист обычно преследует следующие цели: Спортивные - пройти препятствие определённой сложности, при этом пройти его или наиболее рационально, интеллектуально, или пройти его как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле. Преодоление себя, самоутверждение – это и для тех, у кого энергии избыток, и для тех, у кого её так мало, что им необходимо постоянно доказывать себе и окружающим её наличие.
Ставя себе определенные цели, человек прогнозирует их достижение – так формируются ожидания. Обычно человек испытывает два вида ожиданий: это надежда на благоприятный исход событий, и опасение неблагоприятного развития событий. Для человека существует два вида неожиданностей - эти неожиданности соответствуют или благоприятной надежде, или неблагоприятному опасению. Турист в этом плане ничем не отличается. Готовясь идти в поход, он формирует свои ожидания и опасения; встреченные в походе неожиданности он так же классифицирует по их соответствию благоприятной надежде или неблагоприятному опасению. Как и в любом другом деле, на основе исполнения ожиданий турист формирует свое субъективное восприятие об успехе путешествия. Путешествие считается успешным, если оно было не ниже уровня положительных ожиданий, в нем не оправдались опасения, и не произошли случаи неблагоприятных неожиданностей. Человек устроен так, что перед началом любого дела на основании своего опыта и личных особенностей он формирует (большей частью неосознанно) вероятностный прогноз (модель) развития событий, связанных с этим делом. То же происходит и при подготовке к походу. Прогноз похода обычно строится следующим направлениям: «маршрут похода», «группа», «руководитель», «погода», «неожиданности», «программа похода». Каждое направление берется с «противоположными знаками» - турист надеется (что маршрут интересен, и т.д.), и опасается (что маршрут скучный, и т.д.). Предположения надежды образуют положительную модель похода, предположения опасения – отрицательную. Составленный таким образом прогноз есть прогноз вероятностный - все составляющие прогноза имеют разную степень вероятности. Обычно при столкновении с реальностью человек сопоставляет, большей частью неосознанно, обе свои вероятностные модели, и формирует оценку этой реальности. На оценку сильно влияют неожиданности. Если у туриста неожиданности компенсировали отрицательную модель, то оценка похода будет положительной. Если полностью выполнится положительная модель похода, но не будет столкновения с приятными неожиданностями, то поход будет оценен как скучный, а если это уже не первый такой, то вызовет разочарование. Неожиданности играют важную роль в эмоциональной окраске путешествий. Новичок в туризме, не имеющий опыта, строит обедненный вероятностный прогноз, и тогда неожиданности легко перекрывают положительную и отрицательную модели – именно поэтому первый поход всегда оставляет яркое впечатление. С накоплением опыта положительная модель пополняется, обогащающие отрицательную модель недостатки не учитываются – по этой причине происходит идеализация прошлого. Накопленный опыт увеличивает количество определенностей в походе, на долю неожиданностей остается меньше места – в этом причина снижения эмоциональной окраски походов. Попав в такую ситуацию, турист обычно ищет дополнительный источник неожиданностей – увеличивает сложность маршрутов, меняет свои обязанности в группе, меняет вид туризма, и т.д. Интересно кратко рассмотреть поведение человека в случае появление признаков исполнения отрицательной модели – тогда человек настораживается, готовится к защите. В качестве защитных реакций обычно выступают накопленные в опыте шаблоны поведения. Если характер опасности человеку не ясен, и у него нет нужных шаблонов поведения, человек остро переживает свою неготовность, испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. При этом готовность к действиям или резко повышается (человек совершает резкие порывистые действия), или резко затормаживается (человек впадает в бездействие, благодушие). Нередки случаи, когда совершенно посторонние обстоятельства расцениваются человеком как опасные, человек начинает совершать резкие действия, совершенно непонятные окружающим, что может стать причиной конфликта. Коснемся некоторых вопросов человеческого общения – здесь, оставаясь еще пока еще в рамках темы «психологии туриста», мы начинаем вплотную приближаться к теме «психология туристской группы». Речь пойдет о позициях, социальных ролях и масках. Выделены три позиции общения, характерные для любого возраста – «Ребенок», «Родитель», «Взрослый». В позиции «Ребенок» человек смотрит на другого снизу вверх, с почтением, готовностью подчиняться, радуется любви и заботе другого, испытывает чувство зависимости от другого, чувства неуверенности и беззащитности. В позиции «Родитель» человек уверен, демонстрирует покровительность, безапелляционность, приказной тон. Позиция «Взрослый» – это позиция «на равных», это спокойный тон общения, выдержка, солидность, ответственность за свои поступки. Находясь на одной из этих позиций, человек играет в обществе свои социальные роли (иногда даже не осознавая этого). С позиции «Родитель» играются роли – строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, оппонента, распоряжающегося дефицитным товаром продавца, и т.д. В туризме это, естественно, роли инструктора, руководителя, опытного туриста. С позиции «Ребенок» играются роли молодого специалиста, аспиранта, артиста (любимца публики), зятя (берущего в долг), и др.. В туризме это роли курсанта, начинающего туриста, слушателя школы первого и, (более редко), второго года. С позиции «Взрослый» играются роли соседа, встретившегося знакомого, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену подчиненного, и т.д. Как мне кажется, в туризме к ролям с позиции «Взрослый» переходят после более-менее серьезной туристской подготовки. В туризме крайне странным выглядит ситуация, когда опытный турист вдруг становится на позицию «Ребенок», еще комичнее, когда после первого занятия в туристическом клубе человек неожиданно становится в позицию «Родитель». С ролями не следует путать маски - роли играются искренно, маски одеваются лицемерно. К примеру, есть маски вежливости, внимания, скромности, строгости, и т.д. Маска – это набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, истинное отношение к другому. Ношение макси сковывает человека, требует много сил. Маски трудно удержать в непривычной или экстремальной ситуации, когда наружу вырываются истинные эмоции и убеждения. Опытный человек может увидеть маску и при обычном общении – трудность ложного изображения чувств и выражение глаз выдают то, что человек в маске. Тогда под внешним апломбом сразу видна мечущаяся неуверенность, под бравадой – растерянность, за бахвальством застенчивость, через высокомерие – жалкая неприкаянность. Носимая длительное время маска дает свой отпечаток на свойства личности – человеку уже трудно стать самим собой. При этом если маска имеет положительный характер, то такое «прирастание» можно считать полезным. В туризме маски практически бесполезны – в условиях дикой необустроенной природы маску носить просто невозможно, не хватит никаких психических сил. Вспомним слова Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни… Там поймешь, кто такой». Тем не менее, возможна ситуация, когда до первого похода человеку удается носить маску, к примеру, бесстрашного смельчака – и вдруг в первый-второй день путешествия выясняется, что он страдает непреодолимой трусостью, от психологического стресса впал в невроз навязчивых состояний, и продолжать по этой причине поход группа не может, так как не бросать же человека одного, а путешествовать дальше со всеми он просто не в силах. Восприятие. Нам остался еще одни шаг к блоку «психология туристской группы». К проблеме восприятия в психологии относят все, что лежит, так сказать, на пороге одной личности при ее обращении к другой личности. Это и речь, и внутренне установки, и внимание, и первое впечатление при общении. Если кратко, то это: проблемы словесной формулировки мыслей (четкость или нечеткость, ясность или туманность, и др.); проблемы предвзятости и отрицательных установок, имеющихся у одного человека по отношению к другому человеку; проблема элементарного отсутствия внимания при общении; проблема ошибок первого впечатления о другом человеке. Стресс. Прежде, чем перейти к психологии туристской группы, необходимо сказать несколько слов о стрессе. Тема стресса крайне важна в жизни вообще, и в психологии туризма в частности. Эта тема является крайне важной при рассмотрении «психологии экстремальных ситуаций». В переводе с английского «стресс» - напряжение, давление. Стресс – это неспецифическая (универсальная) защитная реакция организма, вызванная воздействием на организм таких факторов, как нервное потрясение, страх, холод, жара, (голод), травма, отравление, инфекция, и тому подобных. Думаю, что физиологию стресса полезно знать каждому туристу, несмотря на обилие в ней специальных терминов. Стресс развивается так:
Итак, если коротко и почти без терминов, то мы видим цепочку: воздействие – доминанта в мозге – адреналин и глюкоза в крови – готовность к физическому действию. Так и видишь перед собой нашего далекого предка, неожиданно встретившегося с медведем. Но ведь в туристкой практике развитие такой цепочки – почти что норма. Это говорит о том, что туристу необходима тренировка защитных сил организма, и знание способов избавления от последствий стресса. Кроме этого, турист, как правило, житель города. А в обычной городской жизни вышеописанная цепочка сворачивается в замкнутое кольцо, из которого выпадает цель, т.е. физическое действие. Результат печален - защитные силы человека не справляются со своей задачей, у человека развивается хроническое заболевание (невроз, гипертония, стенокардия, язвенная болезнь, сахарный диабет), или человек гибнет (чаще всего от инфаркта или инсульта). По этой причине в приложении к лекции вы найдете некоторые методы избавления от стресса.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |