Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология туристской группы



2015-12-13 1434 Обсуждений (0)
Психология туристской группы 0.00 из 5.00 0 оценок




В этом разделе рассмотрим некоторые сведения из теории групп (в ее применении к туристской группе) и теории конфликтов.

Теория групп (на примере туристской группы)

Что такое группа.

Для определения большой массы людей обычно применяют несколько терминов – масса, толпа, группа. Таким образом, группа отличается от массы и толпы. Научные определения группы [4]: это «Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга» или «люди, объединенные реальными отношениями». Группа всегда есть нечто большее, чем просто сумма ее членов.

Группе присущи некоторые типичные черты:

  1. Наличие взаимоотношения и взаимовлияния членов группы - без этого она просто не существует.
  2. Группа более или менее едина, у ее членов имеется чувство "мы" - очень важный субъективный фактор, объединяющий группу и ведущий к ее сплоченности.
  3. Группа характеризуется общностью целей, деятельности, организации.
  4. В группе есть обособленный лидер (реже несколько лидеров), влияющий на остальных.
  5. Члены группы распределяются по определенным ролям.
  6. Группа локализована в пространстве и времени.

Группы бывают: открытые (новым членам легко вступить в группу) и закрытые (вход новых членов затруднен), формальные и неформальные, первичные и вторичные.

Обычно туристские группы неформальны, т.е. формируются в результате личных симпатий, привязанностей, потребностей ее членов. Такие группы или собираются и затем выделяют из себя лидера, либо лидер подбирает группу, как говорится, «под себя». Бывают и формальные туристские группы – они формируются на основании принятых документов, и возглавляются ответственным руководителем.

В первичную, или малую группу (в этой группе нет дальнейшего деления) туристы объединяются на основе сходных целей, состояний, занимаемой территории (палатка, связка, «двойка», лодка в водном туризме, и т.д.). Эти группы не имеют структуры, их состав непостоянен. Вторичной, или большой, считается группа, объединяющая несколько малых групп – туристская группа, как правило, вторична. Каждая малая группа влияет на большую группу – или стиль большой группы складывается как равнодействующая стилей отдельных групп, либо одна малая группа может навязать свой стиль всей большой группе.

Взаимоотношения между малыми группами складывается по следующим направлениям: или своя группа противопоставляется чужим (отношения мы – они), или проявляется интерес и внимание к другим группам, или формируется желание привлечь внимание к своей группе (через формирование положительного или отрицательного престижа). Чем больше интерес групп друг к другу, тем менее вероятным становится возникновение конфликта в большой группе, и наоборот.
Группа и ее члены.

Каковы же взаимоотношения человека и его группы?

Как правило, на временной основе или более-менее постоянно каждый человек одновременно является членом нескольких малых групп. Среди них есть те группы, мнением которых человек сильно дорожит – такие группы принято называть «референтными» (эталонными). Другие группы в этом плане менее значимы, или вообще не значимы.

Пользуясь положительными либо отрицательными санкциями, группа воздействует на человека с целью обеспечения соблюдения норм и правил, принятых в группе. Сам человек относится к группе по-разному – открывается группе либо полностью, либо только некоторыми своими гранями, или просто лицемерит и приспосабливается, а иногда игнорирует требования группы. Как правило, человек сравнивает требования группы и требования своих внутренних личных норм, и или чувствует себя в группе комфортно, или вынужден «носить маску», что для него бывает весьма тяжело. В путешествии зачастую истинное лицо человека проявляется не столько в экстремальных ситуациях - здесь работают выдержка и самообладание, - сколько в бытовых мелочах (поведение на привале, работы в лагере, дежурство, место в палатке, и др.).
Группа и цели (ожидания) ее участников

Описанные выше цели и ожидания у участников группы могут совпадать – так формируются общегрупповые цели. Часто случается так, что цели и ожидания участника группы входят в противоречие или с целями и ожиданиями другого участника, или с общегрупповыми целями – это служит причиной внутригрупповых конфликтов. Необходимо понимать, что существуют совместимые цели – к примеру, достижение спортивных успехов и самоутверждение. Но есть трудно совместимые или вообще несовместимые цели – к примеру, достижение спортивных успехов и отдых. Если цели разных участников группы несовместимы, то конфликт между ними неизбежен, поэтому участника группы еще до похода имеет смысл выяснить цели и ожидания – как свои, так и других членов группы.

Роли в группе

Выше уже была речь о социальных ролях, как бы «играемых» человеком (часто неосознанно). Вступая в группу, человек начинает выполнять свои социальные функции, а группа ожидает от личности при этом определенного поведения – исполнения той или иной роли. Роли бывают функциональные (официальные) и психологические (позиционные, неофициальные). О функциональных ролях – руководитель, завхоз, завснар, и т.д., - обычно говорят в отдельной лекции, и поэтому мы этот вопрос рассматривать не будем, а обратим наше внимание на роли психологические.

Лидер.

Любая малая группа имеет лидера – это самый влиятельный член группы. Группа может выдвинуть лидера из своей среды, либо лидер изначально объединяет группу вокруг себя.

В оптимальном варианте лидером большой группы туристов должен быть руководитель группы. Тем не менее, может случиться так, что – или на время действия конкретной ситуации (маршрут, установка лагеря, приготовление еды), или на постоянной основе, - лидер малой группы занимает место лидера большой группы. В этом случае между руководителем и лидером может возникнуть конфликт, а в большой группе – раскол и конфликты между членами малых групп. Такого не происходит, если появление ситуативного лидер, выдвигаемого на время той или иной ситуации в путешествии, так или иначе санкционировано самим руководителем.

Выделено два типа лидерства (и, соответственно, два типа руководства). Авторитарность основана на подчинении активности каждого единой воле лидера, подавлении или ограничении личной инициативы, и нивелировании индивидуальных особенностей членов группы. Авторитарный лидер обладает непререкаемым авторитетом, резко доминирует над другими членами группы, уверен в себе, часто не считается с мнением других членов группы, его часто почитают и боятся. Демократичность основана на гармоничном объединении усилий каждого, максимальном развитии личной инициативы, и наиболее полном выражении индивидуальности членов группы. Демократический лидер может не обладать высоким уровнем авторитета, терпим к другим, ищет решений в совете с другими, не подавляет инициативы других членов группы. Оптимальным считается вариант сочетания обоих типов лидерства в зависимости свойств личности самого лидера, конкретного состава группы, а так же от ситуации – в обычной ситуации лучше демократический тип, в критической - авторитарный.

Энтузиаст.

Энтузиаст добровольно и с удовольствием принимаются за любое дело, может исполнить это дело лучше и быстрее других.

Очевидно, что энтузиаст приносит много пользы группе. Однако не следует упускать из виду следующее. Энтузиаст подавляет инициативу других членов группы, не дает им возможности учиться (в том числе и на своих ошибках) – это приводит других к неудовлетворенности, неверию в свои силы, потере интереса к туризму. Видя, как легко справляется с делом энтузиаст, другие члены группы могут переоценить свои возможности и недооценить сложность того или иного дела. У самого энтузиаста может возникнуть любование собой и чувство превосходства над другими – это обязательно приведет к конфликту. Исходя из этих соображений, руководителю путешествия имеет смысл постоянно контролировать действия энтузиастов, не ущемляя при этом их интересы. Ошибкой является словесное противопоставление умения энтузиастов неумению других участников похода.

Старейшина

Это наиболее авторитетный и независимый член группы. Старейшиной может быть руководитель, лидер, энтузиаст, или кто-то другой. Если в группе несколько старейшин, и их мнения по тому или иному вопросу не совпадают, то возможно падение авторитета старейшин, а это чревато конфликтом и расколом группы.

Юмористический лидер

В качестве юмористических лидеров выступают шут (объект для шуток и их мишень) и остряк (добывает смех своим остроумием, остря в основном над другими). Бывает совмещение ролей шута и остряка в одном лице. Если в группе два или более юмористических лидера, то поход может превратиться в спектакль, который может создать большую психологическую нагрузку для других участников группы.

Потребители

Это те, которые поддерживают распределение позиционных ролей, используют «продукцию» исполнителей других ролей, активно поддерживают их своими реакциями, формируя «общественное мнение». Потребители могут организовываться в первичные группы со своими лидерами.

Самоопределяющийся

Обычно (но не всегда) это крайний индивидуалист с низкими личными нормами. Самоопределяющийся постоянно руководствуется собственными интересами, не считается с чужим мнением, не заботится о том, какое впечатление он производит на окружающих. Если самоопределяющихся в группе несколько, то они могут объединиться в неустойчивую малую группу со своим отрицательным лидером.



2015-12-13 1434 Обсуждений (0)
Психология туристской группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология туристской группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)