Краткая справка о состоянии психологии на современном этапе
Психология – одна из наук о человеке, изучающая, как уже указывалось, взаимосвязанные сферы человеческого бытия: мышление, эмоции, поведение (иногда нравственное чувство). В психологии как науке есть два больших отдела, которые условно называют «религиозная психология» и «светская психология». Первая говорит об уме, чувствах, воле, нравственности человека с точки зрения той или оной религии – таким образом, в каждой религии имеется своя религиозная психология. Светская психология работает в свете внерелигиозной установки, используя научные методы эксперимента, наблюдения, систематизации, опросов, анкетирования, анализа, синтеза, и так далее. Понятно, что в религиозной психологии единства нет и быть не может (религии ведь разные), но и в светской психологии единства так же не наблюдается. Современная светская психология – это скорее набор психологических школ, строящих каждая свои теории, и отвечающих на одни и те же вопросы по-разному. К примеру, современная светская психология строит свое понимание человека так, что отдельные психологические школы объединяются в группы на основании некоторых моделей понимания человека. Рассмотрим их вкратце [5]. 1.) Модель конфликта. В этой модели человек формируется и живет под воздействием 2-х конфликтующих сил. В одном варианте одна из этих сил находится в самом человеке, вторая – в противостоящем человеку обществе. Во втором варианте обе силы находятся в самом человеке. В обоих случаях человеку остается или искать компромисс в балансе этих сил, или делать обреченную на провал попытку устранить одну из этих сил. В этом и состоит жизнь человека. 2.) Модель самореализации. Говорится о том, что в человеке существует некая ведущая и движущая сила, которая с течением полноценной жизни должна все более возрастать в своем проявлении. В одном варианте эта сила есть некая генетическая программа, нацеленная на некоторые человеческие способности. Выполняя эту программу, человек самоактуализируется, и ведет полноценную успешную жизнь. Невыполнение этой программы приводит к неполноценной жизни. Во втором варианте рассматриваемая сила есть некий идеал красивой полноценной и осмысленной жизни, к которому человек постоянно стремится в своем самосовершенствовании. Недостижение идеала обесценивает жизнь. 3.) Модель согласованности. Человек живет под постоянным влиянием обратной связи из внешнего по отношению к нему мира. Если данные этой обратной связи согласуются с некоторым ожиданием самого человека, то человек находится в покое. Если не согласуются, то в человеке возникает чувство рассогласованности, что подвигает человека к устранению неудовлетворяющего его положения вещей. Жизнь заключается в постоянной поддержке согласованности и спокойствия. В одном варианте все это работает на уровне разумно-познавательных способностей человека (согласование идей, осмысление и согласование ожидания и того, что реально произошло), во втором варианте акцент делается на активности человека (согласование действий – необходимого в настоящий момент и возможного для человека уровня физического напряжения). Из приведенного обзора видна основная проблема современной психологии – рассогласованность психологических школ, разность путей их развития. Соответственно, осложняется и рассмотрение интересующей нас темы психологии туризма, но сложности не должны мешать достижению поставленной нами цели. Сразу необходимо отметить - метод избавления от стресса через агрессию и ругань является, во-первых, социально неприемлемым (так как при этом стрессу подвергаются другие люди), и, во-вторых, ведет не к избавлению от стресса, а к новому стрессу. Итак, для избавления от стресса:
При стрессе успокаивают рукоделие, декламация стихотворений, танцы, посещение парной бани, новая прическа, дыхательные упражнения, мимические упражнения (гримасы, бокс с воображаемым противником). Итак: «В после стрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать выделившиеся активные вещества, прекратить «умственную жвачку» неприятных событий и тем самым блокировать выделение новых порций гормонов стресса» [2, стр.202]. Разработчик теории стресса Ганс Селье выдвинул свой, по времени первый, метод защиты от эмоционального стресса, назвав его «альтруистический эгоизм». Суть метода – естественные эгоистические желания человека можно удовлетворить только тем, чтобы быть полезным другим людям. Селье выдвинул принцип альтруистического эгоизма – «Заслужи любовь ближнего». Из этого принципа вытекают некоторые рекомендации для повседневного общения:
Стресс можно преодолеть, используя следующие методы психологической саморегуляции:
Первые три пункта входят в комплекс аутогенотренировки - одного из сильнейших методов избавления от стресса. Положительного эмоционального настроя и душевного равновесия можно достигнуть, используя следующие психологические принципы:
В итоге – познать самого себя без переоценки или недооценки. Это значит «научиться реалистично, ответственно оценивать свои возможности и планировать свои действия, никогда, ни при каких обстоятельствах не теряясь и не впадая в уныние, но в то же время и не отрываясь от твердой почвы под ногами, не уходя от реальной жизни в радужно-иллюзорный мир несбыточных мечтаний и фантазий» [2,стр.130]. Это значит осознать и те части Я, которые обычно находятся в тени, расширить свое сознание за рамки привычных для Я стереотипов мышления. Для этого необходимо отслеживать и запоминать состояния собственного «Я», различать их тонко и детально, уметь воспроизводить их по памяти. Познать себя – значит научиться использовать заложенные в нас возможности для снятия стресса и отрицательных эмоций. Познать себя – значит, сделать постоянным своим спутником самонаблюдение (взгляд на себя со стороны), самоанализ, запоминание различных состояний своего «Я»: негативных для осознания источника и освобождения, позитивных для того, чтобы сделать их привычными и быть способным вызвать их на помощь в трудную минуту. *** Для предотвращения конфликтов в общении с человеком необходимо учитывать, какие особенности его поведения обусловлены его темпераментом. Вспомним – темперамент зависит от деятельности нервной системы, которую так просто не поменяешь, и не следует пытаться делать это грубо и одномоментно. Интересны следующие примеры. Излишняя вспыльчивость и суетливость холерика раздражает флегматика; самого холерика раздражает медлительность и степенность флегматика или излишняя чувствительность меланхолика. Холерик, услышав нечто его возмутившее, может мгновенно эмоционально разрядиться вспышкой слов, и быстро забыть об этом, а его собеседник – меланхолик, - надолго погружается в пучину обиды. *** Одно и то же событие люди с мыслительным и художественным типом (физики и лирики) воспринимают по-разному, и это бывает причиной конфликтов и споров. *** Столкновение экстраверта и интроверта может привести к конфликту – экстраверт склонен принимать необдуманные решения, а интроверт склонен рассуждать там, где требуются незамедлительные действия. *** К конфликтам приводят следующие проявления невротичности и тревожности:
*** Любой человек обладает той или иной долей акцентуации характера, но если ее уровень низкий, то этого можно просто не заметить. Если же уровень превышает некоторый порог, то в общении это приводит к частым однотипным конфликтам и нервно-психическим срывам. *** К конфликтам приводит как завышенная, так и заниженная самооценка человека ***Эмоции и конфликты Основной источник отрицательных эмоций – межличностные столкновения, когда слова или действия одного человека препятствую удовлетворению потребности другого человека. Катализатором служит чрезмерная эмоциональная возбудимость. Иногда то, что субъективно является незначительной мелочью для одного, субъективно важно для другого. Эмоции могут стать неуправляемыми – конфликт в этом случае трудноразрешим. Человек часто даже не осознает свою отрицательную роль в возникшем конфликте. Порог возникновения отрицательных эмоций снижается при усталости, подавленности, раздраженности, испытании болевых ощущений. При общении эмоции способны резко усилить или ослабить скованность и робость. Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению (сравни неприязнь и очарование). При этом барьер в общении создает не любая, но только устойчивая отрицательная эмоция. Это такие эмоции, как:
*** Рекомендации для предупреждения и разрешения семейных конфликтов [1]:
*** Рекомендации для предупреждения и разрешения служебных конфликтов [1] (актуально и для туризма) :
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |