Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технические компоненты общения (техники слушания и техники говорения)



2015-12-13 1506 Обсуждений (0)
Технические компоненты общения (техники слушания и техники говорения) 0.00 из 5.00 0 оценок




Почему общение жизненно необходимо?

А почему люди поселяются рядом друг с другом, стремятся вместе проводить время, работать и отдыхать? Потому что удовлетворяя потребность в общении, мы реализуем и другие наши социальные потребности, самая главная среди которых – желание получить поддержку. Когда она есть, возникает ощущение принадлежности к обществу значимых людей, уверенность в том, что они принимают нас.

В этом случае мы полностью удовлетворены общением и оказанной социальной поддержкой, особенно если в нее включаются такие важные аспекты, как:

Эмоциональная поддержка.Когда мы уверены в том, что нас любят и о нас хотят заботиться друзья, близкие и любимые нами люди, что они относятся к нам с искренней симпатией и расположением.

Информационная поддержка.Когда мы с легкостью получаем нужные сведения об окружающем мире и о том, как лучше всего строить свои отношения с ним.

Оценочная поддержка.Когда мы имеем возможность сравнивать наше отношение к событиям и людям с оценками других людей, делать выводы о том, правильно ли мы воспринимаем те или иные явления, и поэтому можем изменить свое отношение к ним.

Инструментальная поддержка.Когда мы получаем конкретную помощь, в которой иногда нуждаемся – физическую, материальную. Она выражается в каких-то определенных действиях, которые приносят нам ощутимую пользу.

Эмоциональный обмен. Есть и другая важная сторона общения – передача своих мыслей, чувств, состояний другим людям. Это помогает уменьшить тяжесть горестных переживаний и увеличивает ощущение радости, восторга, счастья.

И если по какой-то причине человек не может поделиться своим настроением, если он лишен поддержки, его настигает тяжелый стресс. Недаром одно из самых суровых наказаний для преступников – одиночное заключение.

Последствия дефицита общения

Изоляция и невозможность реализовать общение как свою потребность порождает феномен одиночества – тягостное эмоциональное состояние. Оно переживается как отчаянное ощущение своей ненужности, непривлекательности, отверженности, как чувство глубокой печали, тревоги, ожидание какой-то опасности, порой и необоснованное. Некоторые чувствуют себя одиноко на людях, когда качество социальных отношений их не устраивает, когда они не включены ни в какие социальные группы и контакты.

Уединение и острая тяга к общению

Но это не означает, что потребность в общении требует от человека постоянного взаимодействия с другими людьми. Если есть прочные дружеские связи, чувство эмоциональной поддержки от окружающих, человек не только спокойно переносит временное уединение, но и сам иногда стремится к нему. Нам всем бывает нужно побыть наедине с самим собой. Это тоже естественная потребность, более того, если человек не страдает от того, что в течение нескольких часовлишен общества – это говорит о его зрелости.

Но пока эта зрелость не достигнута, потребность в общении бывает очень острой – например, у ребенка. Известно, что младенцы, еще не умея говорить, уже тянутся к взрослому, стараются привлечь его внимание. Они демонстрируют оживление и радость, когда контактируют с ним, отличают приветливый голос от раздраженного, улыбаются в ответ на улыбку и могут заплакать, увидев нахмуренное лицо.

Дети хуже адаптируются и вырастают подозрительными, недоверчивыми и угрюмыми, если с самого раннего возраста оказались лишены любви и нежности. Это подтверждают и исследования, а значит, именно удовлетворяя свою потребность в общении, человек становится отзывчивым и добрым, дружелюбным и открытым.

А поэтому важно учиться гармоничному общению, реализовывать свои желания и вырастать в целостную, зрелую личность.

Технические компоненты общения (техники слушания и техники говорения).

Технические компоненты общения. 2 группы техник:

1. техники активного слушания;

2. Техники регуляции эмоционального напряжения.

Группы техник активного слушания:

1. Техники формулирования вопросов;

2. Техника малого разговора. С помощью этих 2-х техник в ситуации взаимодействия реализуется умение разговаривать.

3. Техника вербализации - ступень «А»;

4. Техника вербализации – ступень «Б»;

5. Техника вербализации – ступень «В».

С помощью этих 3-х техник в ситуации взаимодействия реализуется умение услышать и понять. Техника малого разговора. Малый разговор – это беседа на интересную и приятную для собеседников тему. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу и заложить основы симпатии и доверия; восстановить эмоциональное равновесие.

Умение слушать является одним из важнейших навыков делового общения. Успех многих мероприятий часто определяется умением расположить к себе собеседника, создать ему комфортную обстановку. Именно для таких целей существуют техники активного слушания.

Активное слушание- это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.

Близким к активному слушанию является рефлексивное слушание. Под рефлексивным слушаниемпонимается слушание, которое предполагает ответные реплики в процессе слушания партнера, но такие, которые не являются барьерами общения, не могут нарушить взаимопонимание, отвлечь и сбить говорящего, а позволяют получить максимум информации. Рефлексивное слушание бывает следующих видов: уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

К уточнению относится обращение к говорящему за уточнением сказанного («Не повторите ли вы еще раз?», «Я не совсем вас понял», «Не могли бы вы подробнее объяснить» и т.д.).

Перефразирование- это формулировка слушающим той же мысли, что выразил говорящий, но иными словами. Цель перефразирования - регулирование ритма беседы («Другими словами, вы считаете...», «Если я правильно вас понял...»).

Отражение чувств - выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателем не только за тем, что говорит коммуникатор, но и за тем, что выражает его тело (невербальные реакции: «Я вижу, вас это волнует...»).

Резюмирование- это подведение промежуточных итогов сказанного собеседником в процессе его монолога («Итак, мы с вами обсудили следующее...»).

Рефлексивные ответы применяются в следующих случаях: при продолжительных беседах, при попытке выйти из конфликтной ситуации, в конце совещания или телефонного разговора. Рефлексивное слушание неизбежно также и тогда, когда у собеседника мало желания говорить, а необходимо принять какое-либо решение, когда возникает опасность, что ваше молчание может быть ложно истолковано как согласие, когда говорящий стремится получить от вас активную поддержку.

Кроме умения слушать в деловом общении также важно уметь доносить до партнера свою позицию и, конечно, ее отстаивать. Доказывать собственные взгляды и убеждения в деловом мире означает умело аргументировать, не ущемляя при этом позиций собеседников.

В современной литературе по деловому общению достаточно часто цитируются работы
П. Мицича, предложившего двенадцать риторических методов аргументирования.

1. Фундаментальный метод.Суть этого метода - прямое обращение к собеседнику, которого знакомят с конкретными фактами и событиями, являющимися основой аргументации. Здесь обычно приводятся статистические данные, расчеты, таблицы и т.д.

2. Метод противоречия.Основан на выявлении противоречий в рассуждениях, аргумен-тации собеседника и заострении внимания на них.

3. Метод «извлечения выводов».Основывается на точной аргументации, которая посте-пенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводит нас к окончательному выводу.

4. Метод сравнения.Основан на сравнении фактов.

Техника говорения включает в себя как вербальный, так и невербальный компоненты. По поводу последнего нужно сказать следующее. По сравнению со слушанием при говорении время фиксации взора на собеседнике более ограниченно. Говорящий обычно смотрит на слушателя в те моменты, когда ему необходимо убедиться в том, что отдельные тематические блоки его речи оказываются воспринятыми, получая обратную связь «чтением» мимики слушающего.

Относительно собственно вербальной техники надо отметить значительную роль выбора адекватного лексического слова, что наряду с умелым использованием невербальной техники обеспечивает успешность установления и поддержания контакта в общении.



2015-12-13 1506 Обсуждений (0)
Технические компоненты общения (техники слушания и техники говорения) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технические компоненты общения (техники слушания и техники говорения)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)