Комплексная диагностика человека
Главное назначение модели – комплексное диагностирование человека. Еще одно назначение – применение модели для сверки правильности курса формирования человека. Имея целостную модель, мы можем увидеть и оценить, насколько полно учитываются в процессах эдукации и робурсации все стороны многогранного человека. Логика диагностической модели человека вытекает из принципа природосообразности. Суть последнего, напомним, сводится к тому, что в соотношении биологического и социального начал в человеке приоритет стойко принадлежит первому. По оценкам исследователей (Ш. Ауэрбах, Г. Айзенк, Д. Адамс, В. Мют), степень врожденного (природного) в интеллекте колеблется в пределах 70-80%. В сложном процессе регулирования человеческих способностей ведущая роль остается за природой, проводящей "политику" естественного отбора в течение многих тысячелетий и при этом мало реагирующей на усилия человека в этом направлении. Вряд ли такое соотношение изменится в ближайшем будущем. Достаточно сказать, что генетический код, выработанный в древние геологические эпохи, так и остался в неизменном состоянии, а богатое разнообразие биологического мира – лишь многочисленные вариации на одну и ту же тему. Признавая объективную реальность и подчиняясь ей, следует постепенно совершенствовать человеческую природу путем познания законов творения. Современные возможности генной инженерии, медицины, педагогики уже сегодня позволяют идти в воспитании не только в русле, очерченном природой, но и вносить в него существенные коррективы. Во всех дальнейших исследованиях человека сохраняется задача свода к общему знаменателю его разнообразных свойств, о которых известно уже немало. Задача актуализируется с каждым днем, ведь жизнь выдвигает все новые запросы на использование человеческого потенциала. Для выживания в новых, созданных самим человеком условиях цивилизации, ему требуется существенно повысить свой коэффициент духовности, воспитанности, и прежде всего в сфере интеллектуальной деятельности. Известный афоризм – "человек есть мера всех вещей" наиболее полно раскрывает свой истинный смысл только в высокотехнологичном и свободном демократическом обществе, где каждый имеет возможность реализовать свои способности и достичь максимального социально-психологического комфорта. Чем более технологично общество, тем больше обращается оно к потенциальным возможностям людей, их активности, творчеству. Возрастающее взаимодействие общества, технологий и человека привело к серьезному обострению противоречий между научно-техническим прогрессом и человеческими возможностями. Обнаружилось, что человек, создавая новую, так называемую "антропогенную природу" (Ч. Шухерт, А. Вернадский) и все больше изменяя ее в нужном для себя направлении, мало что изменил в своей собственной биологической природе, отличающейся, как известно, стойким консерватизмом. Более того, растущая массификация человечества ведет к усреднению его интеллектуального потенциала, его творческих потенций и к уменьшению общего числа высокоодаренных людей на земле. Расчет на евгенику не оправдался, реальная отдача отодвигается на многие десятилетия. Отсюда единственной альтернативой может служить отбор наиболее способных и одаренных от природы людей для выполнения той или иной социальной роли. Нужна новая, более совершенная концепция отбора, отличающаяся от традиционной системным подходом, сущность которого – исследование не поверхностных, а глубинных уровней личности, включающих в себя свойства нравственного, психологического, физиологического, биохимического и даже генного срезов. Именно они определяют базисную основу энергетики, психики, интеллекта, способностей, таланта, поведения, здоровья человека. Наука уже располагает обширными знаниями о сферах многогранного человека. Осталось только правильно "соединить" их между собой, чтобы посмотреть – человек ли это? Здесь нас подстерегают важные методологические затруднения. Одно из них заключается в том, какую сферу человека выделить в качестве главной. Существует убеждение: несомненно, биологическую (генетическую), а к ней присоединяются по принципам иерархического соподчинения психическая, социальная, духовная. Однако в действительности все может оказаться с точностью до наоборот. В свете добытых наукой знаний об энергоинформационной сущности человека духовная, а не физическая сфера является определяющей. Сначала душа, дух, а потом уже остальное. Не тело рождается прежде духа. Энергия и информация идут в начале. Душа и дух, вселяемые в человека при рождении, уже обладают абсолютным знанием. Если это правильно, то всего человека следует "читать" не от физического тела к духу, а наоборот – от духа к телу. И нашу интегральную модель также следует анализировать с конца. Трудно себе представить, как может измениться воспитание человека, если этот вывод окажется правильным. Рассчитав объем и последовательность тщательно подобранных воспитательных влияний, можно будет путем систематического упражнения достаточно эффективно воздействовать на все уровни личности, включая и духовные. Образующиеся при этом связи образуют вторичную природу человека в виде энергоинформационного потока. Связи высшего порядка в тесном взаимодействии с телесными позволят расширить общий диапазон возможностей человека в его борьбе за прогресс и выживание. Остается добавить, что большинство из выделенных показателей интегральной модели (кроме энергоинформационных) могут быть количественно оценены, а некоторые даже точно измерены. Дальше разрабатываются математические модели всевозможных комбинаций и сочетаний основных сфер, свойств и качеств, которые будут "проиграны" на ЭВМ в реальном или "сжатом" времени. Неторопливая поступь классического познания заменяется семимильными шагами. Интегральная диагностика – это вершина современной теоретической педагогики. Такого уровня мы достигли на основе традиционных представлений, соединив их с новыми открытиями. Теперь видим, что прежние наши знания весьма неполные и упрощенные. Человек неизмеримо богаче и сложнее. Уже понятно: мы мало знаем и плохо учитываем его самые тонкие, потаенные свойства, и это не позволяет нам достичь существенного прогресса в воспитании. Все настойчивее стучатся в нашу жизнь энергоинформационные идеи, основанные на иных представлениях о человеке. На них и предстоит выстраивать новую парадигму человеческого воспитания.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |