Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах



2015-12-13 10180 Обсуждений (0)
Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах 0.00 из 5.00 0 оценок




Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации (Зимняя, 1991).

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К - С - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) асимметрична. Это можно пояснить на схеме.

Исходной знаковой системой,в обшении, является обычный, естественный язык. Знаки общения — вся совокупность естественных и искусственных языков. Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. Это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложе- ния. Знак — это предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представи- теля чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и пе- редачи информации. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойс- твах и отношениях, которая передается с их помощью. Человек - единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи зна- ковых систем. Существует шесть основных функций человека как субъекта общения - коммуникативная (обеспечение взаимосвязи), информационная (взаимовыражение), ког- нитивная (взаимопознание), эмотивная (переживание взаимоотношений), конативная ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ФОРМУВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ГУМАНІТАРНО-ТЕХНІЧНОЇ ЕЛІТИ 220 (взаимопроявление, управление), креативная (взаимовлияние, преобразование) - транс- формируются в одну главную - регуляторную, которая на инструментальном уровне мо- жет исследовать специфику их реализации в зависимости от природы используемых зна- ковых средств [12]. Одним из основных видов деятельности человека является общение, а коммуникация в общении в самом общем виде заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. При этом имеется ввиду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Однако коммуникативная сторона общения описывается законами именно челове- ческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Ин- формация в общении передается, уточняется, формируется, развивается, генерируется. Взаимное информирование двух личностей, являющихся активными субъектами, предполагает налаживание совместной деятельности. Благодаря субъективности партнеры воздействуют, влияют друг на друга в процес- се обмена информацией. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколь- ко удалось это воздействие, изменяющее отношения между людьми. Как указывает А.Н.Леонтьев, люди не просто обмениваются значениями, а вырабатывают общий смысл. Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Основными каналами коммуникации является, речевой и не речевой каналы обще- ния. А речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Для того чтобы это проследить, на наш взгляд, необходимо рассмотреть структуру и средства коммуникации. В структуру речевого общения входят: 1.Значение и смысл слов: играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, пра- вильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2.Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуля- ция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равно- мерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция ре- чи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникаю- щие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нуле- вые звуки – паузы, а также звуки назализации. Средства коммуникации делятся на две группы: вербальное и невербальное. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человече- ской коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным сред- ством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Но этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от диф- ференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных сти- листических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты ПСИХОЛОГІЧНІ ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ОСОБИСТОСТІ 221 коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Го- воря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой и не- речевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для вы- ражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе передачи информации кодирует, а реципиент в процессе вос- приятия информации декодирует её. С точки зрения передачи и восприятия смысла схема сообщения «коммуникатор – сообщение - реципиент» ассиметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающе- го» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точ- ность понимания «слушающим» смысла высказывания может стать очевидной для ком- муникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей». Диалог, как специфический вид «разговора», представляет собой последователь- ную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообще- ния. Посредствам речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга и убеждают. Мо- гут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А.Леонтьев предлагает обозначить их как: личностно-речевая ориентация и социально-речевая ориен- тация, что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимуществен- ную тематику, содержание коммуникации. [10]. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общаю- щихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — нере- чевых — знаковых систем. Невербальные средства общения: 1) оптика – кинетические (жест) 2) Просодичес- кие и экстра – лингвистические (интонация) 3) Тактильные (рукопожатия) 4) Пространст- венно временные (время, дистанция) Функции невербального общения: 1) Усиливает или ослабляет вербальное воздейс- твие. 2) Помогает выявить намерения участников общения. 3) Создает образ партнера 4) Поддерживает близости участников общения. 5) Является индикатором психического сос- тояния личности. 6) Усиливает эмоциональную насущность сказанного.



2015-12-13 10180 Обсуждений (0)
Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Знаки и знаковые системы в коммуникативных процессах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)