Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии



2015-12-13 1798 Обсуждений (0)
Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияю природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную. Личность как биологический объект Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения. Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери. Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка. Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины. Социальная сторона формирования и развития личности Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация. Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи. Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола. Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует заметит, что через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени.
45. Социально-перцептивные эталоны и стереотипы, их роль в межличностном познании.

Правила идентификации - это обобщения, называемые социально перцептивными эталонами.

Опыт человечества откладывается в каждой определённой культуре в качестве определённых стереотипных схем, шаблонов поведения.

Человек живёт пониманием и восприятием другого человека строится в зависимости от этих эталонов восприятия. Их усвоение является необходимым этапом социализации личности.

Выделяют:

Социальные эталоны (профессиональные, национальные, эталоны экспрессии, эталоны отдельных качеств личности, этико-эстетичные эталоны).

Каждый социально - перцептивный эталон имеет двойную детерминированность: со стороны общественного опыта и со стороны индивидуального.

Функция социально - перцептивных эталонов в процессе познания людьми друг друга: они выполняют функцию "мерки".

При непосредственном восприятии у воспринимающего формируется образ - представление. Он сличается с системой эталонов имеющейся у человека. На основе этого сличения личности оценивается (в целом и её отдельные качества).

Этот процесс весь происходит очень бегло, мы это не осознаём.

Позитивность этого процесса, по Коломинскому, состоит по сути в том, что эти эталоны алгоритмизируют, упрощают процесс восприятия человека человеком.

Негативные стороны: то же упрощение способствует формированию определённой установки, на основании которой мы можем приписывать воспринятому человеку неприсущие ему черты и не замечать того, что ему свойственно.

К тому же исследования Бодалёва показали, что часто обобщения, лежащие в основе стереотипов, эталонов неадекватны.

Социально - перцептивные стереотипы часто идентифицируют с эталонами.

Но вообще-то стереотипы - схематичный, стандартный образ человека как представителя определённой социальной группы.

По этой причине их называют социальными (профессиональные, национальные, ролевые).

Стереотипы - часть эталонов. Размещено в открытой библиотеке http://oplib.ru

В социальных стереотипах обычно превалирует детерминированность общественно историческим опытом.

Социальные стереотипы и эталоны являются одним из важнейших механизмов познания человека человеком.

Эффекты межличностного восприятия-ошибки межличностного восприятия:

1. Эффект "ореола" (идеализации) - влияние, общего благоприятного впечатления о другом человеке на восприятие и оценку отдельных его черт.

1.Может быть со знаком "минус" - эффект негативизации - первое отрицательное впечатление о человеке влияет на дальнейшую переоценку его отрицание и недооценку положительных черт.

Механизм, лежащий в основе этих искажений восприятия формирование установки (либо позитивного, либо негативного характера).

2. Эффекты последовательности - влияние последовательности поступления информации на впечатления о другом человеке.

В этой группе выделяют:

а. Эффект первичности - первая поступившая информация оказывает наиболее сильное влияние на оценку человека, на формирование представления о нём. Эффект срабатывает при восприятии только незнакомых людей;

б. Эффект новизны - на суждение о человеке в большей степени влияет последняя, более новая информация, особенно противоречащая ранее поступившей информации. Этот эффект срабатывает при восприятии знакомых в той или иной степени людей;

3. Эффекты проецирования - неосознаваемая тенденция человека переносить (проецировать) на другого воспринимаемого человека свои собственные особенности, черты, качества. Это, как правильно, негативные собственные черты и даже состояния и такие черты, особенности, которые противоречат нашему мнению о себе. Было выявлено, что 3. проявляется у агрессивных людей и у неуверенных в себе людей, закомплексованных.

Сущность 3. Заключается в своеобразной эгозащитной функции;

4.Эффект снисходительности излишняя благожелательность в восприятии и оценивании других людей. Чаще всœего это у людей уверенных, незакомплексованных.

Механизм этого эффекта - стабильное (позитивная) установка. Все эти эффекты снижают точность восприятия и познания человека человеком.

Существуют объективные (исходят от особенностей человека как объекта познания) и субъективные трудности (это делœение условно).

Объективные трудности: недостаточность информации, поступающей от объекта͵ избыток и противоречивость информации; уникальность и неповторимость внутреннего мира каждого конкретного человека (данный тезис преувеличивают экзистенционалисты); отсутствие жёсткой, однозначной связи между содержанием и качествами личности и их формой (полисемантизм); наличие элементов представления, игры в любом акте человеческого поведения; многогранность, множественность человеческой личности.

Субъективные трудности (связаны с ограниченными возможностями субъекта познания, с субъективными искажениями): эффекты межличностного восприятия; стереотипизация, подгонка личности под какие-то обобщённые типы, категории людей; ограниченность опыта общения и опыта познания: существование у каждого субъекта познания своей собственной имплицитной теории личности, которая на всœегда совпадает с научной; ограниченность социально - перцептивных эталонов, их ригидность.

Субъект восприятия практически никогда не может правильно оценить личность (наши субъективные оценки достаточно не адекватны их степень неадекватности от 50 до 75 %).

И происходит приписывание либо по аналогии с самим собой, либо на основе ассоциаций, либо на основе прошлого опыта взаимодействия с данным человеком.

Это приписывание принято называть атрибуцией. По этой причине весь процесс познания человека человеком можно свести к атрибутивным процессам.

Процессы приписывания изучаются теориями каузальной атрибуции.

Уровень самопознания - один из важнейших факторов определяющих познание других людей.

Вообще процесс самопознания - генетический производный процесс процесса познания других.

Последнее исследование: по мере развития личности как субъекта общения и познания - это отношение становится обратным.



2015-12-13 1798 Обсуждений (0)
Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности формирования понятия о человеке как личности. Атрибутивные процессы в межличностном восприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)