Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Студент должен владеть



2015-12-13 1503 Обсуждений (0)
Студент должен владеть 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа дисциплины

«История и философия науки»

Для направления

Государственное и

Муниципальное управление (уровень

Магистратуры)

Часов по ФГОС (из РУП): 108

Часов по РПД: 108

Очное отделение.

Аудиторных часов по РПД: 38 (лекции: 6, семинары/практические занятия: 32)

Часов на самостоятельную работу по РПД: 34

Заочное отделение.

Аудиторных часов по РПД: 10 (лекции: 4, семинары/практические занятия: 6)

Часов на самостоятельную работу по РПД: 87

КСР: 2

Виды контроля по семестрам

Экзамен:1 курс, 1 семестр (очное отделение).

Контрольная работа: учебным планом не предусмотрена.

Зачеты: учебным планом не предусмотрены.

Курсовые работы: учебным планом не предусмотрены.

Рабочая программа дисциплины составлена на основании:

1) Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).

 

2) Рабочего учебного плана направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.

Срок действия программы – 5 лет

Раздел №1 Цели и задачи учебной дисциплины

Цель дисциплины: общенаучная подготовка студентов уровня магистратуры формирование у них научного мировоззрения, профессионального мышления, развитие навыков и умения применения общефилософских, общеметодологических законов, категорий в познании и практической деятельности, обоснования основных принципов социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации будущих специалистов.

Задачи дисциплины:

- формирование целостного представления о науке как особом виде человеческой деятельности, отдельном социальном институте и важнейшей сфере современной культуры, а также о тенденциях ее исторического развития;

- изучение стилей научного анализа в различных типах рациональности;

- изучение мировоззренческих и методологических основ современного научного знания;

- совершенствование философской и методологической культуры мышления;

- изучение нормативно-ценностных ориентиров современной научной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «История и философия науки» ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности магистрантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования. Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, дисциплина ориентирует студентов на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

Раздел №2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6);

- способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);

- способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);

- способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16);

- способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17);

- владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18);

- владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20).

 

Результаты обучения

Студент должен знать:

- понятие науки как системы знаний и вида духовного производства

- основные этапы развития научной мысли и современных направлениях развития науки;

- основные области философского и научного знания;

- специфику социально-гуманитарного познания, предмет и функции социальных дисциплин, характер исторического процесса;

- специфику естественно-технических дисциплин, понятие природы и взгляды на природу в истории развития научной мысли;

- динамику развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания;

- аспекты функционирования науки как социального института;

- понятие и роль ценностей в науке.

Студент должен уметь

- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию,

- применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности;

- выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства.

Студент должен владеть

- навыками проведения научных исследований;

- навыками выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.

Содержание дисциплины

Содержание образовательной программы

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

   
   

Тематический план (в соответствии с РУП направления)

Наименование разделов (тем) Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лекции (час.) Практ. и сем. занятия (час.) Сам. раб. (час.) КСР (час.) ЗЕТ Лекции (час.) Практ. и сем. занятия (час.) Сам. раб. (час.) КСР (час.) ЗЕТ
   
1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки   ____ 0,25 ____ 0,25 0,25
2.1. Структура научного знания _____ ____ 0,25 _____ ____ 0,25 0,25
3.1. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности _____   ____ 0,25 _____ 0,25 0,25
4.2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции _____   ____ 0,25 _____ ____ 0,25 0,25
5.2. Динамика науки как процесс порождения нового знания   ____ 0,25 _____ 0,25 0,25
6.3. Наука как социальный институт _____ ____ 0,25 ____ 0,25 0,25
7.3. Наука в социокультурном контексте современной цивилизации _____   ____ 0,25 _____ 0,25 0,25
8.3. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса   ____ 0,25 _____ ____ 0,25 0,25
Экзамен    
Итого: ------
                       

 

1 ЗЕТ = 36 академических часов

 

Темы разделов дисциплины, их содержание (дидактические единицы) и компетенции

Номер раздела № темы Тема Вид занятия и форма проведения Компетенции Знания, умения, владения
1. Наука как предмет философского анализа. 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. Понятие и составляющие науки. Субъект и особенности научной деятельности. Лекция ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20 Знание понятия науки как системы знаний и вида духовного производства, основных областей философского и научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Наука как система научных учреждений и научных отраслей. Семинар
Основные этапы развития и подходы к изучению философии науки. Семинар
2. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура и сущность эмпирического знания. Основания науки. Структура оснований. Семинар ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20 Знание специфики социально-гуманитарного познания, предмет и функции социальных дисциплин, характер исторического процесса, специфики естественно-технических дисциплин, понятие природы и взгляды на природу в истории развития научной мысли. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Семинар
3. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Традиция, новации, эволюция, революция в науке. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Прогностическая роль философского знания. Нелинейность роста знаний. Семинар ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-20 Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. Семинар
2. Историческая динамика науки. 4. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции Преднаука и наука в собственном смысле слова. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука. Семинар ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20 Знание понятия науки как системы знаний и вида духовного производства, основных областей философского и научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социальных и гуманитарных наук. Семинар
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Механизмы порождения научного знания и их историческая изменчивость. Лекция ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-20 Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Становление развитой научной теории. Семинар
Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Семинар
3. Наука как социальный институт. 6. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Семинар ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20 Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки. Семинар
7. Наука в социокультурном контексте современной цивилизации Наука и культура. Механизм взаимодействия науки и культуры. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Семинар ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20 Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Функции науки в жизни общества. Наука как производительная и социальная сила. Семинар
8. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Лекция ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20 Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Семинар
Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Семинар



2015-12-13 1503 Обсуждений (0)
Студент должен владеть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Студент должен владеть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)