Рабочая программа дисциплины
«История и философия науки»
Для направления
Государственное и
Муниципальное управление (уровень
Магистратуры)
Часов по ФГОС (из РУП): 108
Часов по РПД: 108
Очное отделение.
Аудиторных часов по РПД: 38 (лекции: 6, семинары/практические занятия: 32)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 34
Заочное отделение.
Аудиторных часов по РПД: 10 (лекции: 4, семинары/практические занятия: 6)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 87
КСР: 2
Виды контроля по семестрам
Экзамен:1 курс, 1 семестр (очное отделение).
Контрольная работа: учебным планом не предусмотрена.
Зачеты: учебным планом не предусмотрены.
Курсовые работы: учебным планом не предусмотрены.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании:
1) Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры).
2) Рабочего учебного плана направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.
Срок действия программы – 5 лет
Раздел №1 Цели и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины: общенаучная подготовка студентов уровня магистратуры формирование у них научного мировоззрения, профессионального мышления, развитие навыков и умения применения общефилософских, общеметодологических законов, категорий в познании и практической деятельности, обоснования основных принципов социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации будущих специалистов.
Задачи дисциплины:
- формирование целостного представления о науке как особом виде человеческой деятельности, отдельном социальном институте и важнейшей сфере современной культуры, а также о тенденциях ее исторического развития;
- изучение стилей научного анализа в различных типах рациональности;
- изучение мировоззренческих и методологических основ современного научного знания;
- совершенствование философской и методологической культуры мышления;
- изучение нормативно-ценностных ориентиров современной научной деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «История и философия науки» ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности магистрантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования. Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, дисциплина ориентирует студентов на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
Раздел №2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6);
- способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-11);
- способность критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-13);
- способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-16);
- способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17);
- владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18);
- владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20).
Результаты обучения
Студент должен знать:
- понятие науки как системы знаний и вида духовного производства
- основные этапы развития научной мысли и современных направлениях развития науки;
- основные области философского и научного знания;
- специфику социально-гуманитарного познания, предмет и функции социальных дисциплин, характер исторического процесса;
- специфику естественно-технических дисциплин, понятие природы и взгляды на природу в истории развития научной мысли;
- динамику развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания;
- аспекты функционирования науки как социального института;
- понятие и роль ценностей в науке.
Студент должен уметь
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию,
- применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности;
- выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства.
Студент должен владеть
- навыками проведения научных исследований;
- навыками выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
Содержание дисциплины
Содержание образовательной программы
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тематический план (в соответствии с РУП направления)
Наименование
разделов
(тем)
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
|
Лекции
(час.)
| Практ. и сем. занятия
(час.)
| Сам. раб.
(час.)
| КСР
(час.)
| ЗЕТ
| Лекции
(час.)
| Практ. и сем. занятия
(час.)
| Сам. раб.
(час.)
| КСР
(час.)
| ЗЕТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки
|
|
|
|
____
| 0,25
|
| ____
|
| 0,25
| 0,25
|
2.1. Структура научного знания
| _____
|
|
| ____
| 0,25
| _____
| ____
|
| 0,25
| 0,25
|
3.1. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| _____
|
|
|
____
| 0,25
| _____
|
|
| 0,25
| 0,25
|
4.2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| _____
|
|
|
____
| 0,25
| _____
| ____
|
| 0,25
| 0,25
|
5.2. Динамика науки как процесс порождения нового знания
|
|
|
|
____
| 0,25
| _____
|
|
| 0,25
| 0,25
|
6.3. Наука как социальный институт
| _____
|
|
| ____
| 0,25
|
| ____
|
| 0,25
| 0,25
|
7.3. Наука в социокультурном контексте современной цивилизации
| _____
|
|
|
____
| 0,25
| _____
|
|
| 0,25
| 0,25
|
8.3. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
|
|
|
|
____
| 0,25
| _____
| ____
|
| 0,25
| 0,25
|
Экзамен
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
| ------
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
1 ЗЕТ = 36 академических часов
Темы разделов дисциплины, их содержание (дидактические единицы) и компетенции
Номер раздела
| №
темы
| Тема
| Вид занятия и форма проведения
| Компетенции
| Знания,
умения,
владения
|
|
|
|
|
|
|
1. Наука как предмет философского анализа.
| 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
| Понятие и составляющие науки.
Субъект и особенности научной деятельности.
| Лекция
| ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20
| Знание понятия науки как системы знаний и вида духовного производства, основных областей философского и научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Наука как система научных учреждений и научных отраслей.
| Семинар
|
Основные этапы развития и подходы к изучению философии науки.
| Семинар
|
2. Структура научного знания
| Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Структура и сущность эмпирического знания.
Основания науки. Структура оснований.
| Семинар
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-20
| Знание специфики социально-гуманитарного познания, предмет и функции социальных дисциплин, характер исторического процесса, специфики естественно-технических дисциплин, понятие природы и взгляды на природу в истории развития научной мысли. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
| Семинар
|
3. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| Традиция, новации, эволюция, революция в науке. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
Прогностическая роль философского знания.
Нелинейность роста знаний.
| Семинар
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-16, ПК-17, ПК-20
| Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
| Семинар
|
2. Историческая динамика науки.
| 4. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
| Преднаука и наука в собственном смысле слова.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Западная и восточная средневековая наука.
| Семинар
| ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20
| Знание понятия науки как системы знаний и вида духовного производства, основных областей философского и научного знания. Умение обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, выделять и структурировать направления развития современной науки, культуры, искусства. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Формирование науки как профессиональной деятельности.
Становление социальных и гуманитарных наук.
| Семинар
|
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания
| Механизмы порождения научного знания и их историческая изменчивость.
| Лекция
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-18, ПК-20
| Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске.
Становление развитой научной теории.
| Семинар
|
Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.
Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
| Семинар
|
3. Наука как социальный институт.
| 6. Наука как социальный институт
| Различные подходы к определению социального института науки.
Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.
Подготовка научных кадров.
| Семинар
| ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20
| Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
Наука и экономика.
Проблема государственного регулирования науки.
| Семинар
|
7. Наука в социокультурном контексте современной цивилизации
| Наука и культура. Механизм взаимодействия науки и культуры.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
| Семинар
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20
| Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Функции науки в жизни общества.
Наука как производительная и социальная сила.
| Семинар
|
8. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
| Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
| Лекция
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-3, ПК-6, ПК-11, ПК-13, ПК-17, ПК-20
| Знание динамики развития науки, смену этапов научной рациональности, получение нового научного знания. Знание аспектов функционирования науки как социального института, понятия и роли ценностей в науке. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности. Владение навыками проведения научных исследований, выдвижения научных гипотез, выводов и заключений на основе имеющихся знаний об эмпирических и логических методах исследования.
|
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
| Семинар
|
Экологическая этика и ее философские основания.
Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
| Семинар
|