Примерная тематика контрольных работ
1. Понятие и составляющие науки. 2. Субъект научной деятельности. 3. Особенности научной деятельности. 4. Наука как система научных учреждений и научных отраслей. 5. Основные подходы к изучению науки. 6. Неопозитивизм как логико-познавательный подход к исследованию науки. 7. Требования к научной теории с позиций постпозитивизма. 8. Внутренние и внешние детерминанты развития науки (интернализм (когнитивизм) и экстернализм (социологизм). 9. Механизм взаимодействия науки и культуры. 10. Традиционалистский («восточный») и техногенный («западный») типы цивилизационного развития и их базисные ценности. 11. Ценность научной рациональности. 12. Функции науки в жизни общества 13. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 14. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 15. Античная логика и математика. 16. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. 17. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. 18. Западная и восточная средневековая наука. 19. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 20. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. 21. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. 22. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. 23. Формирование науки как профессиональной деятельности. 24. Становление социальных и гуманитарных наук. 25. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 26. Многообразие типов научного знания. 27. Структура и сущность эмпирического знания. 28. Структура и сущность теоретического знания. 29. Исторические формы научной картины мира. 30. Механизмы порождения научного знания и их историческая изменчивость. 31. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 32. Традиция, новации, эволюция, революция в науке. 33. Внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы научных революций. 34. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. 35. Глобальные революции и типы научной рациональности. 36. Современная постнеклассическая наука: главные характеристики и тенденции. 37. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. 38. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 39. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. 40. Новые этические проблемы науки 41. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. 42. Проблемы экологической этики в современной западной философии. 43. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. 44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 45. Научные сообщества и их исторические типы 46. Подготовка научных кадров. 47. Компьютеризация науки и её социальные последствия. 48. Проблема государственного регулирования науки.
Примерная тематика эссе (допускается корректировка тем в индивидуальном порядке) 1. Категории бытия, материи, времени, пространства, движения, развития, закономерности в философии и науке. 2. Диалектика, ее основные законы, категории, принципы. 3. Проблема познаваемости мира в истории философии и науки. 4. Концепции истины. 5. Особенности социального познания. 6. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 7. Научная картина мира и объективная реальность. 8. Инновации и преемственность в развитии науки. 9. Естественные и технические науки, «естественное» и «искусственное». 10. Особенности теоретических исследований в современном неклассической науке. 11. Дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества. 12. Научная и техническая этика, социальная ответственность ученого. 13. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 14. Философские проблемы современной космологии: вселенная в научной картине мира. 15. Специфика субъекта, объекта и предмета; истинности и рациональности; веры, сомнения и знания в социально-гуманитарном познании. 16. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 17. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. 18. Научное и ненаучное социальное знание. 19. Наука как вид власти. 20. Наука как фактор политической игры: когнитивные и нравственные аспекты. Тестовые задания. 1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода - системного; - аналитического; - индуктивного; - дедуктивного.
2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался) - знание; - вера; - опыт; - здравый смысл.
3. Метод эмпирической индукции разработал - Р. Декарт; - Г. Гегель; - Ф. Бэкон; - Г. Лейбниц.
4. Метод рациональной дедукции разработал - Р. Декарт; - Ф. Бэкон; - Г. Гегель; - Г. Лейбниц.
5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал - Л. Витгенштейн; - И. Лакатос; - К. Поппер; - Б. Рассел.
6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется - дедукция; - доказательство; - аргументация; - рассуждение.
7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется - эмпиризм; - агностицизм; - скептицизм; - сенсуализм.
8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется - дедукция; - индукция; - экстраполяция; - аналогия.
9. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал - Л. Витгенштейн; - Б. Рассел; - Р. Карнап; - И. Лакатос.
10. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется - заключение; - основная часть; - введение; - оглавление.
11. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется - моделирование; - сравнение; - измерение; - идеализация.
12. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать - Б. Рассел; - Р. Карнап; - К. Поппер; - И. Лакатос.
13. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется - индукция; - дедукция; - аналогия; - аргументация.
14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется - суждением; - синтезом; - умозаключением; - выводом.
15. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется - синтезом; - мышлением; - фантазией; - анализом.
16. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется - брошюра; - монография; - диссертация; - словарь.
17. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется - языком; - речью; - теорией; - интерпретацией.
18. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется - понятие; - представление; - восприятие; - умозаключение.
19. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется - книга; - брошюра; - монография; - словарь.
20. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется - знанием; - интерпретацией; - правдой; - истиной.
21. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется - ощущение; - восприятие; - представление; - понятие.
22. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется - софистика; - релятивизм; - эклектика; - догматизм.
23. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется - эклектика; - диалектика; - метафизика; - софистика.
24. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется - догмат; - теорема; - постулат; - закон.
25. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется - провиденциализм; - эмпиризм; - сциентизм; - антисциентизм.
26. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется - гипотезой; - концепцией; - теорией; - аргументом.
27. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются - закономерности; - категории; - законы логики; - теории.
28. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется - предмет познания; - субъект познания; - объект познания; - предмет практики.
29. Предварительное и проблематичное суждение называется - предположение; - мнение; - домысел; - взгляд.
30. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется - методология; - гносеология; - герменевтика; - пропедевтика. Приложение №2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |