Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная тематика контрольных работ



2015-12-13 1151 Обсуждений (0)
Примерная тематика контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие и составляющие науки.

2. Субъект научной деятельности.

3. Особенности научной деятельности.

4. Наука как система научных учреждений и научных отраслей.

5. Основные подходы к изучению науки.

6. Неопозитивизм как логико-познавательный подход к исследованию науки.

7. Требования к научной теории с позиций постпозитивизма.

8. Внутренние и внешние детерминанты развития науки (интернализм (когнитивизм) и экстернализм (социологизм).

9. Механизм взаимодействия науки и культуры.

10. Традиционалистский («восточный») и техногенный («западный») типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

11. Ценность научной рациональности.

12. Функции науки в жизни общества

13. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

14. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

15. Античная логика и математика.

16. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.

17. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

18. Западная и восточная средневековая наука.

19. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

20. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

21. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

22. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

23. Формирование науки как профессиональной деятельности.

24. Становление социальных и гуманитарных наук.

25. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

26. Многообразие типов научного знания.

27. Структура и сущность эмпирического знания.

28. Структура и сущность теоретического знания.

29. Исторические формы научной картины мира.

30. Механизмы порождения научного знания и их историческая изменчивость.

31. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

32. Традиция, новации, эволюция, революция в науке.

33. Внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы научных революций.

34. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

35. Глобальные революции и типы научной рациональности.

36. Современная постнеклассическая наука: главные характеристики и тенденции.

37. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

38. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

39. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

40. Новые этические проблемы науки

41. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

42. Проблемы экологической этики в современной западной философии.

43. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

45. Научные сообщества и их исторические типы

46. Подготовка научных кадров.

47. Компьютеризация науки и её социальные последствия.

48. Проблема государственного регулирования науки.

 

Примерная тематика эссе (допускается корректировка тем в индивидуальном порядке)

1. Категории бытия, материи, времени, пространства, движения, развития, закономерности в философии и науке.

2. Диалектика, ее основные законы, категории, принципы.

3. Проблема познаваемости мира в истории философии и науки.

4. Концепции истины.

5. Особенности социального познания.

6. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

7. Научная картина мира и объективная реальность.

8. Инновации и преемственность в развитии науки.

9. Естественные и технические науки, «естественное» и «искусственное».

10. Особенности теоретических исследований в современном неклассической науке.

11. Дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества.

12. Научная и техническая этика, социальная ответственность ученого.

13. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

14. Философские проблемы современной космологии: вселенная в научной картине мира.

15. Специфика субъекта, объекта и предмета; истинности и рациональности; веры, сомнения и знания в социально-гуманитарном познании.

16. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

17. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.

18. Научное и ненаучное социальное знание.

19. Наука как вид власти.

20. Наука как фактор политической игры: когнитивные и нравственные аспекты.

Тестовые задания.

1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода

- системного;

- аналитического;

- индуктивного;

- дедуктивного.

 

2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)

- знание;

- вера;

- опыт;

- здравый смысл.

 

3. Метод эмпирической индукции разработал

- Р. Декарт;

- Г. Гегель;

- Ф. Бэкон;

- Г. Лейбниц.

 

4. Метод рациональной дедукции разработал

- Р. Декарт;

- Ф. Бэкон;

- Г. Гегель;

- Г. Лейбниц.

 

5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

- Л. Витгенштейн;

- И. Лакатос;

- К. Поппер;

- Б. Рассел.

 

6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется

- дедукция;

- доказательство;

- аргументация;

- рассуждение.

 

7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется

- эмпиризм;

- агностицизм;

- скептицизм;

- сенсуализм.

 

8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется

- дедукция;

- индукция;

- экстраполяция;

- аналогия.

 

9. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

- Л. Витгенштейн;

- Б. Рассел;

- Р. Карнап;

- И. Лакатос.

 

10. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется

- заключение;

- основная часть;

- введение;

- оглавление.

 

11. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется

- моделирование;

- сравнение;

- измерение;

- идеализация.

 

12. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать

- Б. Рассел;

- Р. Карнап;

- К. Поппер;

- И. Лакатос.

 

13. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется

- индукция;

- дедукция;

- аналогия;

- аргументация.

 

14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется

- суждением;

- синтезом;

- умозаключением;

- выводом.

 

15. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется

- синтезом;

- мышлением;

- фантазией;

- анализом.

 

16. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется

- брошюра;

- монография;

- диссертация;

- словарь.

 

17. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется

- языком;

- речью;

- теорией;

- интерпретацией.

 

18. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется

- понятие;

- представление;

- восприятие;

- умозаключение.

 

19. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется

- книга;

- брошюра;

- монография;

- словарь.

 

20. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется

- знанием;

- интерпретацией;

- правдой;

- истиной.

 

21. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется

- ощущение;

- восприятие;

- представление;

- понятие.

 

22. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется

- софистика;

- релятивизм;

- эклектика;

- догматизм.

 

23. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется

- эклектика;

- диалектика;

- метафизика;

- софистика.

 

24. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется

- догмат;

- теорема;

- постулат;

- закон.

 

25. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

- провиденциализм;

- эмпиризм;

- сциентизм;

- антисциентизм.

 

26. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется

- гипотезой;

- концепцией;

- теорией;

- аргументом.

 

27. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются

- закономерности;

- категории;

- законы логики;

- теории.

 

28. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется

- предмет познания;

- субъект познания;

- объект познания;

- предмет практики.

 

29. Предварительное и проблематичное суждение называется

- предположение;

- мнение;

- домысел;

- взгляд.

 

30. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется

- методология;

- гносеология;

- герменевтика;

- пропедевтика.

Приложение №2



2015-12-13 1151 Обсуждений (0)
Примерная тематика контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная тематика контрольных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)