Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика и порядок проведения семинарских (практических) занятий



2015-12-13 369 Обсуждений (0)
Тематика и порядок проведения семинарских (практических) занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1.1: Предмет и основные концепции современной философии науки (4 часа)

Цель занятия: составить представление о сущности, предмете и функциях современной философии науки, ее месте в системе гуманитарного знания, раскрыть содержание основных концепций научно-философского знания и основных этапов развития науки как познавательной деятельности.

 

План

1. Понятие и составляющие науки.

2. Субъект и особенности научной деятельности.

3. Наука как система научных учреждений и научных отраслей.

4. Основные этапы развития и подходы к изучению философии науки.

Основные понятия и термины

Наука, философия науки, гносеология, агностицизм, рационализм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, интернализм (когнитивизм), экстернализм (социологизм).

Методические рекомендации и дидактические единицы

Первая тема курса является своего рода вводной, представляя собой общий обзор современной науки как целостного многоаспектного феномена, а также основного спектра идей современной философии науки, начиная с позитивизма.

Приступая к изучению темы, целесообразно опираться на нижеследующие дидактические единицы (указаны в соответствии с пунктами вышеприведенного плана):

 

Понятие науки. Составляющие науки. Субъект научной деятельности. Особенности научной деятельности. Наука как система научных учреждений и научных отраслей. Многогранность науки и научной деятельности. Основные подходы к изучению науки. Предмет философии науки.

Неопозитивизм как первый целостный логико-познавательный подход к исследованию науки (Карнап, Шлик, Нейрат, Рейхенбах и др.). Разделение науки и философии, эмпирического и теоретического знания. Принципы научности неопозитивизма. Кризис неопозитивизма.

Постпозитивизм. Идея зависимости познавательного процесса от общества и познающего индивида (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд, Полани). Требования к научной теории с позиций постпозитивизма. Периферийное знание.

Внутренние и внешние детерминанты развития науки (интернализм (когнитивизм) и экстернализм (социологизм).

Вопросы для обсуждения на семинарах и коллоквиумах

1. Понятие науки и научной рациональности в современной культуре.

2. Основные исследовательские программы философии науки на рубеже XIX — XX вв.

3. Основополагающие принципы неопозитивистской доктрины научного знания.

4. Методологическая программа критического рационализма.

5. Когнитивная и социокультурная парадигмы в постпозитивистской

6. философии науки.

7. Инструменталистские концепции в философии науки: история и современность.

8. Структурализм как рационалистская методология социогуманитарного познания.

Основная литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник / С.Р.Аблеев - М.: Высшая школа, 2008. - 414с.

2. История и философия науки: Учебное пособие. Под ред. Мамзина А.С. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 304 с.

3. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 4-е. / В.П.Кохановский., Е.В.Золотухина, Т.Г. Лешкевич., Т.Б.Фатхи. - Ростов н/Д: "Феникс", 2008. - 448 с.

4. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П.Кохановский.–М.:Наука, 2006. – 352 с.

5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Кнорус, 2005. – 528 с.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. История философии: Учебник /Алексеев П.В. – СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник / В.Ф.Асмус – М.: ВЛАДОС, 2005. - 541с.

3. Волкова А.Н.История философии: Учебное пособие / А.Н.Волкова, В.С.Горнев, Р.Н.Данильченко и др. – СПб.: Питер, 1997. - 464с.

4. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. Грицанов А.А. – М.: Наука, 2001. – 1312 с.

5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 2001. - 2-е изд. - 416 с.

6. История русской философии: Учебник / Под ред. Маслина М.А. – М. ВЛАДОС, 2008. – 640 с.

7. История философии: Учебник / Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.В. – М.: НОРМА, 2005. - 680с.

8. История философии: Энциклопедия. / Сост. Грицанов А.А. – М.: Мысль, 2002 . – 1376 с.

9. Редкин П.Г. Лекции по истории философии права. СПб.1889.

 

Тема 1.2: Структура научного знания (4 часа)

Цель занятия: раскрыть смысл и сущность понятия знания как саморазвивающейся системы, проанализировать особенности эмпирического и теоретического способов познания, очертить проблемное поле понятия научной картины мира, ее внутреннюю структуру, динамику развития, исторические типы и взаимосвязь с иными формами мировоззрения.

 

План

 

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

2. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

3. Структура и сущность эмпирического знания.

4. Основания науки. Структура оснований.

5. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

6. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Основные понятия и термины

Язык науки, логика, силлогизм, эмпирическое знание, теоретическое знание, научное понятие, эксперимент, наблюдение, научный закон, гипотеза, дедукция, индукция, идеал науки, научная картина мира.

 



2015-12-13 369 Обсуждений (0)
Тематика и порядок проведения семинарских (практических) занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика и порядок проведения семинарских (практических) занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)