Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации и дидактические единицы



2015-12-13 359 Обсуждений (0)
Методические рекомендации и дидактические единицы 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная тема представляет собой углубленный анализ когнитивного аспекта науки, процесса, методов, противоречий и проблем познания как основного вида человеческой активности.

Исходя из этого, при изучении темы рекомендуется опираться на нижеперечисленные дидактические единицы (изложено в соответствии с планом темы):

 

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура и сущность эмпирического знания. Эмпирические факты и эмпирические понятия. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры и сущность теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Вопросы для обсуждения на семинарах и коллоквиумах

1. Наука и типы цивилизационного развития.

2. Научное и вненаучное знание. Феномен антинауки.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

4. Методология науки: ее сущность, структура и функции.

5. Методы научного исследования.

6. Основные формы научного исследования.

Основная литература

1. Аналитическая философия: Учебное пособие: Под ред. М.В.Лебедева, А.З.Черняка – М.: Наука, 2008. – 740 с.

2. История и философия науки: Учебное пособие. Под ред. Мамзина А.С. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 304 с.

3. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 4-е. / В.П.Кохановский., Е.В.Золотухина, Т.Г. Лешкевич., Т.Б.Фатхи. - Ростов н/Д: "Феникс", 2008. - 448 с.

4. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П.Кохановский. – М.: Наука, 2006. – 352 с.

5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Кнорус, 2005. – 528 с.

6. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник / И.И.Кальной, Ю.А.Сандулов. – М.: ПРИОР, 2008, 4-е изд. – 514 с.

Дополнительная литература

1. Кальной И.И. Философия для аспирантов: Учебник / Кальной И.И., Сандулов Ю.А. – М.: Алетейя, 2003. – 514 с.

2. Мареев С.Н. История философии: Учебное пособие // С.Н.Мареев, Е.В.Мареева. – М.: АСТ, 2004. – 880 с.

3. Новейший философский словарь. Сост. и главн. научн. ред. А.А.Грицанов – М.: Аванта+, 2003. – 1280с.

4. Основы философии науки: Учебное пособие / Под ред. С.А.Лебедева С.А. – М.: Наука, 2005. – 544 с.

5. Парекх Б. Современные политические мыслители // Политология (70-80-е гг.). М., 1993.

6. Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.А.Светлов. М.: Инфра-М, 2010. – 256 с.

7. Социальная философия: Учебник / Под ред. Гобозова И.А. – СПб: Питер, 2003. - 528 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г.Спиркин. – М.: Наука, 2006. – 736 с.

 

Тема 1.3: Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности (4 часа)

Цель занятия: очертить проблемное поле понятий научной традиции, новации, эволюции, раскрыть сущность, роль и особенности явления научной революции как смены парадигм науки, охарактеризовать процесс смены типов научной рациональности как проявление нелинейности роста знаний в науке.

 

План

 

1. Традиция, новации, эволюция, революция в науке. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

2. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.

3. Прогностическая роль философского знания.

4. Нелинейность роста знаний.

5. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

Основные понятия и термины

Научная традиция, научная новация, научная эволюция, научная революция, парадигма науки, точка бифуркации, культурная традиция, культурная универсалия, стратегия научного развития, тип научной рациональности, классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

 



2015-12-13 359 Обсуждений (0)
Методические рекомендации и дидактические единицы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации и дидактические единицы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)