Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религия как предмет социологического исследования



2015-12-13 441 Обсуждений (0)
Религия как предмет социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




На рубеже ХIХ–ХХ вв. начинает развертываться многоплановая критика контовского позитивизма. Один из важнейших упреков, исходивший из рядов неокантианцев (Виндельбанд, Риккерт) (см. 17.10), касался принципиальной некорректности распространения на изучение социальных явлений методов естествознания, прежде всего в силу принципиальной неповторимости и уникальности любых со­бытий в жизни общества. С другой стороны, представители филосо­фии жизни, прежде всего В.Дильтей, разрабатывали учение о фунда­мен­тальной онтологической разнородности «наук о природе» и «наук о духе». Если первые имеют дело с внешними познающему субъекту яв­лениями материального мира, то в области вторых индивид обра­щает­ся к исследованию принципиально однородной его разуму ду­хов­ной реальности. Соответственно, в отличие от господствовавшего в естествознании метода наблюдения, в «науках о духе» основным дол­жен стать принцип «вчувствования в эпоху», ее «понимания» и т.д. Под влиянием подобных идей складывалась веберовская концепция «понимающей социологии». Соответственно, формируется и новая ме­тодология, ориен­ти­рующая­ся не на открытие неких всеобщих законов социальной жиз­ни, а на изучение социальных причин, сово­купное действие которых при­водит к возникновению какого-либо значимого социального явления.

В русле этого направления и Вебер сформулировал концепцию западного капитализма, которая, в отличие от кон­цеп­ции капита­лизма, выдвинутой Марксом, рассматривалась им не в качестве уни­версального явления, с необходимостью возни­каю­щего во всех куль­турах на определенном этапе их исторического развития, а в качестве сугубо локального явления, сформиро­вавшего­ся в силу действия уникальным образом совпавших причин. Важней­шей, хотя отнюдь не единственной такой причиной, Вебер считал рас­пространение на Западе Европы протестантского (прежде всего, каль­ви­нистского) уче­ния. Наиболее подробно эта проблема рассмат­ри­вается им в рабо­те «Протестантская этика и дух капитализма».

Таким образом, в отличие от Дюркгейма, который стремился рас­крыть всеобщую, универсальную природу религии, определить функ­ции, выполняемые ей во всех обществах, Вебер, напротив, рас­смат­ривал роль конкретных религий в формировании принципиально но­вых и уникальных экономических феноменов.

 

23.5.2. Сущность веберовского определения западного капи­та­лизма и его особенностей

Капитализм вообще рассматривается Вебером как явление универ­саль­ное, в определенных своих проявлениях (т.н. «авантю­ристи­чес­кий» капитализм) существовавшее и в Индии, и в Вавилоне, и в Ки­тае. Напротив, западный капитализм представляет для него совер­шен­но особое, локальное явление, для возникновения которого по­требовалось совпадение различных, друг с другом не связанных куль­турно-исторических обстоятельств. Основное отличие этого ка­пи­тализма состоит в том, что средством получения прибыли здесь ста­но­вится не грабеж, завоевания и проч. авантюры, а рациональная ор­ганизация производства и всей социальной жизни вообще. Таким образом, этот капитализм вносит рациональное обуздание в ирра­цио­нальное стремление человека к максимальной прибыли. В частности, рационализация жизни проявляется в новой роли бюрократии и науки в жизни всего общества.

Сущность бюрократа: выполнение им профессиональных функ­ций совершенно не связано с ним как с личностью; в своей профес­сиональной деятельности он абсолютно обезличен. Бюрократия не есть исключительное порождение западного капитализма – это явле­ние было известно и в Египте, и в Риме. Однако лишь в западной Евро­пе с присущим ей духом рациональности бюрократ, согласно Ве­беру, стал неотъемлемой частью производства.

Наука также существовала и до капитализма, однако лишь в его рам­ках она превратилась в неотъемлемую часть экономической жизни и жизни общества вообще. Наука ориентирована на рациональность, по­этому она органична капитализму. Одно развивает другое. Именно в капиталистических обществах наука завершает рациональное «рас­кол­довывание» мира. Все это в совокупности порождает и стимулирует тех­нический прогресс.

Рассматривая причины возникновения западного капитализма, Вебер проводит жесткое различие между законами возникновения и за­конами функционирования систем. Так, когда капитализм уже сфор­ми­рован, он имеет достаточно сил и возможностей самовоспроиз­во­диться без опоры на многие из породивших его внешних факторов, в частности на факторы религиозно-нравственные. Однако для его ста­новления было просто необходимо наличие подобного рода предпо­сы­лок в духовной атмосфере общества.

 

23.5.3. Гипотеза Вебера и факты, дающие ей косвенное под­тверждение

Одной из основных предпосылок, сформировавшей рационально ориентированное мировоззрение и породившей совершенно особое отношение к труду, явилось, согласно гипотезе Вебера, распро­стра­нение в Западной Европе протестантизма (кальвинизма), с прису­щим ему весьма специфическим этическим мировоззрением. Косвен­но этот вывод подтверждают проанализированные им статистичес­кие данные: в райо­нах совместного проживания католиков и протестан­тов доля пре­успевающих бизнесменов среди протестантов в три раза выше, чем сре­ди католиков.

 

23.5.4. Основные черты протестантского ми­ровоззрения

Вебер выделяет следующие черты этого мировоззрения.

Во-пер­вых, Бог создал мир, но причины и мотивы его действий не­доступны по­ниманию человека. Во-вторых, Бог, в силу своего все­мо­гу­щества и всеведенья, заранее предопределил каждого человека на вечные му­ки или на спасение, и люди бессильны что-либо изме­нить в божест­венных решениях своими делами или молитвами (в данном пункте каль­винисты во многом следовали разработанной Августином «кон­цеп­ции предопределения»). В-третьих, Бог создал мир во славу себе. В-четвертых, человек, которого Бог предопре­делил к спасению, дол­жен трудиться на преумножение Божьей славы и стремиться к успеху.

Согласно Веберу, все эти элементы по отдельности существуют и в других религиях, но лишь в протестантизме они соединились вмес­те, и последствия этого соединения были весьма значительны.

 

23.5.5. Духовные последствия распространения кальвинист­ско­го мировоззрения и его роль в возникновении западного капитализма:

– такое мировоззрение исключает мистицизм, возможность не­по­средственного общения с Богом;

– исчезает ритуальность; настоящий пуританин даже возле гроба близких отказывается от основанных на суеверии церемоний;

– снятие магического элемента создает благоприятные условия для формирования рациональной культуры, в рамках которой завер­шается «расколдовывание мира», и, соответственно, начинают разви­вать­ся науки (см. 17.3, 17.6);

– разделяющий такое мировоззрение человек оказывается в итоге в страшном психическом состоянии: он одинок перед не слышащим его Богом, он не может ничего изменить в своей посмертной судьбе, и он угнетен лишь одной мыслью: избран ли я?

– вполне естественно, что в окружающем мире и в собственной ду­ше этот человек стремится найти признаки своей избранности. Сам Каль­вин считал это невозможным, но в массовом сознании его по­сле­дователей сформировалось иное представление: признаком избран­ности человека является, во-первых, его уверенность в этом, во-вто­рых, – самозабвенный труд во имя Бога, в-третьих, жизненный успех,в-четвертых, аскетический, соответствующий идеалу правед­ни­ка, образ жизни.

Вебер приходит к выводу, что именно кальвинистское мировоз­зре­ние создает духовные предпосылки для формирования двух основных факторов капитализма: а) рационального отношения к миру; б) осо­бо­го отношения к труду, когда целью усилий капиталиста является из­влечение прибыли, идущей не на потребление, а на создание в бу­дущем еще большей прибыли.

 

23.5.6. Взаимосвязь характера экономических отношений и об­щемировоззренческих принципов в других культурах

Вебер не ограничился изучением влияния протестантского миро­воз­зрения на возникновение западного капитализма и рассмотрел проблему взаимосвязи религиозных представлений и экономических отношений в других культурах. Данной проблеме посвящен цикл его работ, объединенных в сборник «Собрание сочинений по социологии религии».

Что касается китайского мировоззрения, то его основу составляет пред­ставление о Космосе как о строго организованной системе, где все взаимосвязано, подчинено незыблемым законам и имеет свою меру. Это тоже рациональный взгляд на мир, однако в этой культуре от­сутствует необходимое для капитализма отношение к труду. Напро­тив, рационализация здесь приводит к тому, что человек трудится ров­но столько, сколько ему необходимо для удовлетворения привычных, традиционных потребностей. Никто и ничто не должно переступать свою меру, поэтому в случае увеличения производительности труда че­ловек будет не больше производить, а меньше работать. Таким об­ра­зом, Вебер лишний раз доказывает, что для возникновения капи­тализма западного типа необходимо было появление не одной причи­ны (например, рационального мировоззрения), а их совокупности.

Основу индийской религии составляет учение о переселении душ (реинкарнации), что находится в органической взаимосвязи с кастовой сис­темой. Согласно господствующему в этой культуре мировоз­зре­нию, человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, полу­чает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обще­стве, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет воз­можности перейти в другую, капитализм западного типа в прин­ципе не может возникнуть.

 



2015-12-13 441 Обсуждений (0)
Религия как предмет социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Религия как предмет социологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)