Библиографический список. 1. Байярд Р. Т., БайярдД
1. Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. 2. Борисов С. Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века М : 3. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992. 4. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург - XXI век 5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988. 6. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) 7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 8. Он же. Психология старшеклассника. М., 1982. 9. Он же. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 10. Он же. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспек- 11. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рож- 13. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990. 14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков 15. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992. 16. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987. 17. Прихожан А. М., Толстых Н. И. Дети без семьи. М., 1990. 18. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 19. Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы 20. СнайдерД. Курс выживания для подростков. Екатеринбург, 1992. 21. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп- 22. Цукермаы Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей // 23. ЯчевскийА. На пути к зрелости. М., 1992. 24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Уни- 25. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Зрелость На сегодняшний день детство в психологии развития изучено лучше всего, юность неизмеримо слабее, а период взрослости остается белым пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какие-то другие законо-мерности, нежели кризисы ребенка: «Трудно представить себе, чтобы раз-витие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития». Как уже было сказано выше, большинство теорий развития относятся к детскому возрасту, и до сих пор единственной попыткой проследить зако-номерности развития на протяжении всего жизненного пути была попытка Э. Эриксона. Ниже будет рассмотрен период жизненного пути, охваты-вающий взросление и старость. Вслед за Э. Эриксоном этот период имену-ется зрелостью, а внутри периода выделяются следующие стадии: - ранняя зрелость (молодость); - нормальная зрелость (взрослость); - поздняя зрелость (старость). Э. Эриксон предлагает каждую стадию жизненного пути человека рас-сматривать как новую идентичность, которую тот осваивает (см. гл. «Тео-рии развития»). Ранняя зрелость Согласно теории Э. Эриксона, это шестая стадия жизненного пути, со-ответствующая молодости. Еще одно название этого периода - зрелая ге-нитальность. Эриксон характеризует эту стадию наличием дилеммы: «близостьпро-тив изоляции».Она наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Это возможно только после того, как у человека сформировалось чувство идентичности. Человек готов смешать свою добытую столькими усилиями идентичность с партнером, с которым он будет разделять цикл: «работа-рождение детей-отдых». Кризисом этой стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значи-тельно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной идентичности. В противном случае человек оказывается в одиночестве и близость с другим воспринимается им как опасность. Это стадия развития новой добродетели возраста - любви.Э. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке: «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделен-ным функциям». Любовь принимает много различных форм. Но если меж-ду взрослыми людьми наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение. Выбор изоляции дает «сердцевинную патологию стадии» - исключи-тельность, отвержение. Э. Фромм о любви.Э. Фромм утверждает, что в своем стремлении ов-ладеть интимностью люди обычно оказываются жертвами следующих за-блуждений: - люди исходят из посылки, что проблема не в том, чтобы любить са- - люди рассматривают поиск любимого человека как проблему объек- - люди смешивают состояние первоначального чувства влюбленности Взамен существующих заблуждений Э. Фромм предлагает определение любви как ответа на вопрос человеческого существования. Быть отделен-ным - значит быть отвергнутым и не иметь возможности употребить свои силы. Желание межличностного слияния - наиболее мощное стремление в человеке, сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению. Таким образом, любовь - это реализация человеческой силы, это дей-ствие, активный процесс. Это давать, а не брать. Наиболее распространено мнение, что давать - значит отказываться от чего-то в чью-то пользу, жертвовать, лишаться, поэтому «давание» считается добродетелью. Но для продуктивного характера «давание» - высшее проявление силы, богатства, власти. Э. Фромм считает, что искусству любви, как и любому искусству, сле-дует учиться, практикуя его. Кризис тридцати лет Кризис тридцати лет относится к кризисам эмансипации, напоминая три предыдущих кризиса эмансипации: -кризис новорожденности (биологическая эмансипация от материн-ского организма); - кризис трех лет (психологическая эмансипация); - кризис подросткового возраста (социальное отделение от генеалоги- * Термин наш (Р.Е.).
Симптоматика кризиса тридцати лет проявляется в виде ощущения мо-нотонности, заданности, предопределенности. Возникают сложности в семье и на работе. В семье - ощущение одиночества среди близких людей («меня не понимают»). На работе - потеря значимости своей профессии и интереса к ней; неудовлетворенность выбором профессиональной сферы и состоянием своей карьеры. Выход из кризиса - в расширении жизненной перспективы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |