Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиографический список. 1. Байярд Р. Т., БайярдД



2015-12-13 352 Обсуждений (0)
Библиографический список. 1. Байярд Р. Т., БайярдД 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Борисов С. Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века М :
Ладомир, 2002.

3. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992.

4. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург - XXI век
1997.

5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.

6. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие)
М., 1991.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

8. Он же. Психология старшеклассника. М., 1982.

9. Он же. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

10. Он же. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспек-
тива). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рож-
дения до 17 лет. М.: РОУ, 1996.

13. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков
М., 1983.

15. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.

16. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.

17. Прихожан А. М., Толстых Н. И. Дети без семьи. М., 1990.

18. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

19. Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности. М., 1994.

20. СнайдерД. Курс выживания для подростков. Екатеринбург, 1992.

21. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

22. Цукермаы Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей //
Знание - сила. 1995. № 5.

23. ЯчевскийА. На пути к зрелости. М., 1992.

24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Уни-
верситетская книга», 1996.

25. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Зрелость

На сегодняшний день детство в психологии развития изучено лучше всего, юность неизмеримо слабее, а период взрослости остается белым


пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какие-то другие законо-мерности, нежели кризисы ребенка: «Трудно представить себе, чтобы раз-витие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития».

Как уже было сказано выше, большинство теорий развития относятся к детскому возрасту, и до сих пор единственной попыткой проследить зако-номерности развития на протяжении всего жизненного пути была попытка Э. Эриксона. Ниже будет рассмотрен период жизненного пути, охваты-вающий взросление и старость. Вслед за Э. Эриксоном этот период имену-ется зрелостью, а внутри периода выделяются следующие стадии:

- ранняя зрелость (молодость);

- нормальная зрелость (взрослость);

- поздняя зрелость (старость).

Э. Эриксон предлагает каждую стадию жизненного пути человека рас-сматривать как новую идентичность, которую тот осваивает (см. гл. «Тео-рии развития»).

Ранняя зрелость

Согласно теории Э. Эриксона, это шестая стадия жизненного пути, со-ответствующая молодости. Еще одно название этого периода - зрелая ге-нитальность.

Эриксон характеризует эту стадию наличием дилеммы: «близостьпро-тив изоляции».Она наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Это возможно только после того, как у человека сформировалось чувство идентичности. Человек готов смешать свою добытую столькими усилиями идентичность с партнером, с которым он будет разделять цикл: «работа-рождение детей-отдых».

Кризисом этой стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значи-тельно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной идентичности. В противном случае человек оказывается в одиночестве и близость с другим воспринимается им как опасность.

Это стадия развития новой добродетели возраста - любви.Э. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке: «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделен-ным функциям». Любовь принимает много различных форм. Но если меж-ду взрослыми людьми наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение.

Выбор изоляции дает «сердцевинную патологию стадии» - исключи-тельность, отвержение.


Э. Фромм о любви.Э. Фромм утверждает, что в своем стремлении ов-ладеть интимностью люди обычно оказываются жертвами следующих за-блуждений:

- люди исходят из посылки, что проблема не в том, чтобы любить са-
мому, а в том, чтобы любили его. Для привлечения к себе женщины и
мужчины используют привлекательность и эффективность;

- люди рассматривают поиск любимого человека как проблему объек-
та, главное при этом - встретить «подходящего» человека. Это, по Фром-
му, рыночная ориентация, при которой человек является добычей;

- люди смешивают состояние первоначального чувства влюбленности
с перманентным состоянием пребывания в любви. Но сила такой любви
равна лишь силе предшествующего одиночества.

Взамен существующих заблуждений Э. Фромм предлагает определение любви как ответа на вопрос человеческого существования. Быть отделен-ным - значит быть отвергнутым и не иметь возможности употребить свои силы. Желание межличностного слияния - наиболее мощное стремление в человеке, сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению.

Таким образом, любовь - это реализация человеческой силы, это дей-ствие, активный процесс. Это давать, а не брать. Наиболее распространено мнение, что давать - значит отказываться от чего-то в чью-то пользу, жертвовать, лишаться, поэтому «давание» считается добродетелью. Но для продуктивного характера «давание» - высшее проявление силы, богатства, власти.

Э. Фромм считает, что искусству любви, как и любому искусству, сле-дует учиться, практикуя его.

Кризис тридцати лет

Кризис тридцати лет относится к кризисам эмансипации, напоминая три предыдущих кризиса эмансипации:

-кризис новорожденности (биологическая эмансипация от материн-ского организма);

- кризис трех лет (психологическая эмансипация);

- кризис подросткового возраста (социальное отделение от генеалоги-
ческой семьи). Теперь человек входит в кризис сценарной * эмансипации.
Это значит, что ему предстоит осознать те установки, которые интериори-
зованы в процессе жизни, и решить, подходят ли они лично ему.
В противном случае - пересмотреть сценарий жизни и построить свой соб-
ственный путь.

* Термин наш (Р.Е.).


 




Симптоматика кризиса тридцати лет проявляется в виде ощущения мо-нотонности, заданности, предопределенности. Возникают сложности в семье и на работе. В семье - ощущение одиночества среди близких людей («меня не понимают»). На работе - потеря значимости своей профессии и интереса к ней; неудовлетворенность выбором профессиональной сферы и состоянием своей карьеры.

Выход из кризиса - в расширении жизненной перспективы.



2015-12-13 352 Обсуждений (0)
Библиографический список. 1. Байярд Р. Т., БайярдД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиографический список. 1. Байярд Р. Т., БайярдД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)