Предмет и функции философии
Конспект лекций
По философии
для студентов, аспирантов и соискателей
проф. кафедры СФ и П ОНАПТ
Шевченко А.А.
Одесса – 2012 I Историко-философское введение Лекция I. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. „Философия – это эпоха, охваченная разумом”
Г. Гегель План 1.Мировоззрение и философия. 2.Предмет и функции философии. 3.Структура философии. 4.Философия как методология.
1. Мировоззрение и философия.Мировоззрение – концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Элементами мировоззрения, в первую очередь, являются идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На основе последней возникает оценка человеком себя, своей жизни в мире – формируется система ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте и так далее. Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя, вырабатывает жизненную позицию, квинтэссенцией которой является система личностных убеждений человека - внутреннее духовное ядро личности. Итак, мировоззрение – высший уровень самосознания индивида. С другой стороны, мировоззрение индивида выражает „дух эпохи” – сопрягается со взглядами, идеями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества; выступает как социальное, культурно – историческое образование. Существуют три основные исторические типа мировоззрения:
В историческом плане философия – вид мировоззрения, возникший после мифа и религии в условиях, когда все большую значимость приобретает наука. Вывод: – Мировоззрение – система ценностных ориентаций, идеалов, верований, убеждений, а также образа жизни человека и общества; – Философия – система основополагающих идей в составе мировоззрения.
Предмет и функции философии. Философия (с греческого – любовь к мудрости) – форма интеллектуальной деятельности человека, ориентированная на осмыслении основных проблем его бытия, на определение возможностей и границ человеческой самореализации, которая обусловлена отношениями людей с природой, культурой, различными видами жизненных средств. В различных философских направлениях философия определяется как: – мировоззрение; – методология познания (учение о методе); – знание о мире в целом; – форма идеологии; – наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления; – нерационализированное постижение жизни…
Смысл философии определяется в период античности как: – поиск истины (Пифагор); – преподание мудрости (софисты); – познание вечных и абсолютных истин (Платон); – освобождение человека от страха перед будущим и страданий (Эпикур). На современном этапе развития фундаментальными проблемами философской науки, составляющими ее предметное самоопределение, являются: – уникальность и смысл бытия человека в мире; – отношение человека к Богу; – проблемы сознания; – идеи души, ее смерть и бессмертие; – идеи познания; – проблемы нравственности и эстетики; – социальная философия; – философия истории и др.
Функции философии образуют две группы: 1/. Функции удовлетворения потребностей духа; 2/. Общественные функции.
1/.Философия служит удовлетворению потребности человека осмыслить мир, обнаружить и рационально сформулировать взаимосвязь и взаимозависимость его элементов. 2/. Общественные функции философии многообразны, что обусловлено ее участием в решении различных социальных проблем: а) функция интеграции культуры – самосознания культуры. Например, современный русский философ К. Кедров в качестве необходимого пространства для поиска истинного знания предлагает следующую систему координат:
б) функция определения смысла исторического бытия людей, объединенных в государственное целое; в) функция осмысления целей и смысла существования человечества в целом; г) просветительская функция и т.д. Вывод: Цель изучения философии – в усвоении определенного объема философских знаний и умений применять их в жизненных ситуациях.
Структура философии. Философия как система знания включает в себя: – Онтологию (с греч. – учение о сущем) – исследование наиболее общих вопросов бытия (проблем бытия и небытия; бытия материального и идеального; бытия природы, общества и человека); – Гносеологию (с греч. – учение о знании, познании) – анализ наиболее общих вопросов познания (проблема познаваемости мира; возможности, методы и цели познания; сущность познания; что есть истина и т. д.); – Логику – науку о мышлении; – Социальную философию – изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества; – Философскую антропологию (с греч. – учение о человеке) – исследование наиболее общих и существенных вопросов жизни человека; – Этику – науку о нравственности; – Эстетику – науку, изучающую: а/ сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру; б/ сферу художественной деятельности людей; – Теорию культуры; – Историю философии.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |