Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение познания, практики и опыта



2015-12-13 1754 Обсуждений (0)
Соотношение познания, практики и опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Практика в отношении к познанию представляет собой чувственно-предметную деятельность людей, их воздействие на конкретный объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Основные формы практики:

– общественно-производственная,

– социально-политическая,

– научно-экспериментальная,

– медицинская,

– бытовая, хозяйственная.

В отношении к познанию практика выполняет троякую роль: а/ является источником, движущей силой, дает познанию фактический материал; б/ является сферой приложения знаний; в/ представляет собой критерий истинности результатов познания.

Познавательная деятельность осуществляется и под влиянием опыта – мыслительного или чувственного содержания, которое человек (субъект) обнаруживает в себе как:

– физический опыт (состояние физическое);

– психический опыт (состояние психическое);

– мистический опыт.

Психический и мистический опыт базируются на душевных состояниях, которые сопровождаются обращением человека к своему внутреннему, нечувственному опыту (любви, совести, чувству долга, искусству, вере и др.).

Вывод: Познание, практика и опыт образуют единое целое, компоненты

которого своим взаимодействием обусловливают прогресс в

познавательной деятельности человека.

 

Проблема истины в познании.

Истина – соответствие человеческих знаний действительности, совпадение мысли об объекте последнему (отражение объективной реальности субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания).

Истина имеет субъективную и объективную стороны. Ее субъективность означает, что она находится в сознании человека и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна же истина в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективно существующим предметам (существующим независимо от сознания).

Объективность истины может рассматриваться в трех аспектах:

– истина понимается как подлинно существующее, “сущее”;

– с познавательной точки зрения истина рассматривается как справедливость,

правда, добро, правота;

– истина – созидательное начало, так как будучи компонентой практики,

выступает в роли программы организации практического действия человека.

Объективная истина – такие знания о действительности, которые не зависят ни от субъекта, ни от человечества. Но существует истина всегда в субъективной форме, отражая уровень развития практической деятельности, способа мышления людей. Углубление объективной истины отражается во взаимосвязи абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – такое содержание человеческих знаний, которое тождественно своему предмету и которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием практики. Относительная истина – объективное, адекватное, но не полное отражение действительности; это определенная ступенька к абсолютной истине.

Не существует единой точки зрения на проблему истины:

Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной

признак их истинности;

Платон понимал под истиной определенные неизменные качества эйдосов;

Аристотель – соответствие наших знаний объективной реальности;

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность

и отчетливость мыслимого;

Г. Гегель усматривал истину в процессе достижения абсолютной идеи через

рациональные формы познания;

позитивисты заявляли возможность достижения истины исключительно методами естественных наук;

экзистенциализм усматривает истину в переживаниях индивида;

прагматизм считает истиной такой результат познания, который обеспечивает

успех или удовольствие.

 

В современной философии выделяются три концепции истины:

1/ соответствия – истинными являются высказывания, далее – чувства, мысли, интерпретация, которые соответствуют действительности (т.е. установление истины требует интерпретации);

2/ когерентности (сцепления и непротиворечивости высказываний) – отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Данная концепция обогащает концепцию соответствия;

3/ прагматичности – критерием истинности выступает практика.

Три концепции истины, по мнению американского философа Н. Решера, не отменяют, но дополняют друг друга. Но они не равнозначны во всех случаях жизни: для математика важно, чтобы его суждения гармонировали между собой (когерентная концепция); физик сосредоточен на том, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений (концепция соответствия); для техника большое значение имеет практика (прагматическая концепция истины).

Вывод: Истина выявляет объективное содержание человеческих проблем и

побуждает человека совершенствовать теоретические и практические

средства деятельности.

 



2015-12-13 1754 Обсуждений (0)
Соотношение познания, практики и опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение познания, практики и опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1754)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)