Философия Средневековья. Общая характеристика
“Философия – служанка богословия” Ф. Аквинский.
Философия Средних веков (V – XV вв.) представляет собой своеобразный синтез античных философских идей и теологии (тео–Бог), в котором объединяющим принципом является идея единого Бога. Особенности средневековой философии: – неразрывная связь со Священным Писанием, рассматриваемом как отправной пункт философии, ее рамки и образец; – философия должна была выявлять связь между явлениями культуры и “божественной реальностью”; – философское творчество состояло в философском толковании Священного Писания; – средневековая философия основана на традиции, преемственности, ей не свойственны нигилизм, скептицизм; – средневековая философия предполагает идею божественного предопределения, начала и конца мира; – она включает теодицею (богооправдание), т.е. не Бог ответственен за мировое зло; – несмотря на то, что в средневековой философии различается божественное и человеческое, небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное, она не дуалистична (ду – два), а монистична (моно – один), предполагая одно начало, а не два.
Вывод: Главной особенностью средневековой философии является теоцентризм, что предопределило подчиненное положение философии по отношению к теологии.
1а. Философское значение патристики(от лат. “патрис” – отец) – II – VI вв. Патристика – учение “отцов церкви”, заложивших основы Священного Предания, которое наряду со Священным Писанием (Библией) составляет основу христианской средневековой философии. Патристика включала два этапа: а/ апостольский период (до сер. II в.), связанный с деятельностью ближайших последователей Христа – апостолов (от греч. – посол), посланных проповедовать его учение; б/ апологетический (II-IV вв.), связанный с деятельностью первых христианских мыслителей – защитников христианского учения от античных философов и римского государства, которое преследовало первых христиан; в/ зрелая патристика (IV-VI вв.) – синтез христианских положений и античных философских идей, разработка целостных философских учений.
Вывод: Патристика (Тертуллиан, Ориген, Аврелий Августин и др.) защитила и теоретически обосновала христианство, оформила стандарты христианской мысли.
1б. Общая характеристика западноевропейской схоластики(XI-XIV вв.) (от лат. схола – школа). Три периода в развитии схоластики: ранняя (XI-XII вв.), зрелая (XIII в.), поздняя (XIV-XV вв.). Важнейшие проблемы схоластической философии: – рациональное доказательство бытия Бога; – проблема соотношения веры и разума (Ансельм Кентерберийский (XI в.): “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь”); – свобода воли и теодицея; – соотношение воли и разума в человеке; – креационизм как проблема обоснования божественного творения мира; – провиденциализм как проблема божественного провидения, т.е. предопределенности всего происходящего; – борьба с пантеизмом (пан – все), согласно которому Бог “растворен” в мире и оба они вечны; – проблема универсалий как проблема соотношения общего (универсалий) и единичного (реализм и номинализм). В рамках решения этих и других проблем было создано несколько перспективных теорий: 1. Теория двойственной истины, согласно которой истины Откровения и истины разума не противоречат друг другу; 2. Теория воображаемых допущений – философское предположение может противоречить общепризнанным положениям, поскольку для Бога нет ничего невозможного; 3. Структура схоластической философии оказалась благоприятной для развития логики, поскольку первая разрабатывалась преимущественно в форме комментариев и обоснований.
Вывод: Схоластическая философия (Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др.) была важной формой развития человеческой культуры, поставила ряд значимых философских проблем. Полемика номинализма и реализма сыграла важнейшую роль в дальнейшем развитии науки: реалисты нацеливали человеческий ум на поиск скрытых сущностей, а номиналисты – на анализ опытных фактов – и то, и другое есть важнейшими составляющими науки.
2. Философия Эпохи Возрождения (по фр. Ренессанс) – XIV-XVI вв.
“Эпоха требовала своих титанов и получила их” Ф.Энгельс о Дж. Бруно
Эта эпоха (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, Монтень, Лютер, Бруно, Макиавелли, Мор и др.) осознает себя как возрождение античной культуры (и, в первую очередь, отношения к человеку как “к планете среди иных планет”), но в действительности ренессансная культура существенно отличается от античной: продолжая средневековую традицию, обновляет систему ценностей идеалами античности, детерминируя новое мироощущение и новые духовные процессы.
Основными чертами философии Возрождения являются антропоцентризм и гуманизм. Антропоцентризм Возрождения проявляется в следующем: – философы представляли человека не просто как телесное, природное существо, но в качестве творца самого себя; – человек как творец самого себя может спастись сам – он поставлен в центр мира над всей природой – ослаблен мотив греховности и необходимости божественной благодати; – философия представляет инженера и художника не просто как искусника, а как подражателя божественному творчеству; формируется культ человека – творца, который из области искусства распространяется на другие сферы; – многие понятия науки, каноны живописи и другие переосмысливаются, исходя из антропоцентризма (например, Л. Да Винчи (1452 – 1519) утверждает, что человеческий глаз – творец точных наук, создатель искусств и преобразователь природы); – превыше всего ставится своеобразие и уникальность индивидуума – оригинальность, непохожесть объявляются признаками великой личности. Сущность гуманизма в контексте ее видения мыслителями Возрождения: в творчестве, познании, служении людям и обществу, причем за счет индивидуального совершенствования и приобщения к культуре. Мировоззренческой основой гуманизма выступает идея центрального положения человека в мире, культ человека – творца.
Выводы: 1. Диалектические идеи (и главная – о совпадении противоположностей) Николая Кузанского (1401 – 1464) сыграли революционизирующую роль в науке; 2. Натурфилософия Возрождения (Парацельс (1493 – 1541), Телезио (1509 – 1588), Джордано Бруно (1548 – 1600) и др.), основываясь на пантеизме и органицизме (природа понимается по аналогии с человеческим организмом или обществом и рассматривается как живая и одушевленная), преодолевает аристотелевско-схоластическое учение о природе, прокладывая путь материалистическому пониманию природы; 3. Лидеры церковной реформации (Мартин Лютер (1483 – 1546), Кальвин (1509 – 1564), Мюнцер (1490 – 1525) и др.), четко различив веру и знание, способствовали процессу ликвидации монополии католической церкви в земных делах и, прежде всего, - в идеологии, мировоззрении, философии, инициировали становление новой этики, идеи свободы личности; 4. Мыслители эпохи Возрождения (Никколо Макиавелли (1469 – 1527), Томас Мор (1476 – 1535), Томаззо Кампанелла (1568 – 1639) и др.), исходя из гуманистических идеалов, представили образцы критики реального общества, заложили основы теоретического поиска социально-политических идеалов.
3. Новое время в Европе: развитие культуры и философии (XVII-XVIII вв.)
“Знание - сила” Ф. Бэкон
Европейскую философию Нового времени XVII-XVIII вв. называют классической – были созданы оригинальные философские учения, отразившие существенные изменения в культуре: появляются новые интересы в политике (активно развиваются капиталистические отношения, особенно в протестантских странах; меняется социальная структура общества), в экономике (на смену ремесленному труду приходит мануфактура, способствовавшая внедрению машинного производства и становлению классического этапа инженерной деятельности), развивается опытно-экспериментальное изучение природы и математическое выражение его результатов, что значительно влияет на философию – меняется мировоззрение: культура в целом приобретает светский характер, однако полной независимости от религии нет даже в науке. Особенности философии Нового времени: – критическое отношение к средневековому духовному наследию, в частности, к схоластике; – философия выступает за практическую значимость философских и научных идей; – философия ориентируется на науку как действенное знание о природе; – на первый план выдвигается гносеология (“гносис” – знание) – теория получения знания и методология – теория метода; – продолжается разработка онтологической (“онтос” – бытие) проблематики; – активно разрабатывается социальная философия и философия истории на основах гуманизма, свободы, разума.
Вывод: Классическая философия Нового времени, отражая изменения в культуре, предложила новые проблемы и новые решения, отличалась рационалистической аргументацией, стремлением к научному статусу.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |