Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания
Мир человека начинается с его непосредственного бытия и распространяется до границ вселенной. В этом интервале оформляется объективный фактор жизнедеятельности человека, формируются условия его самореализации, самовыражения, самоутверждения. Личное бытие человека органически включает в себя и бытие общества, и в этом смысле человек одновременно выступает носителем индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание соотносятся не как частное и общее, а как однокорневое целое адаптированное человекам через призму его избирательной способности, специфику его личного бытия, с учетом физического, духовного, родового и социального начала индивида. Структура общественного сознания включает уровни обыденного (общественной психологии) и теоретического (общественной идеологии) освоения мира, а также формы сознания: - политического, - правового, - нравственного, - религиозного, - научного, - эстетического, - философского. Формы общественного сознания – отдельные его виды, каждый из которых характеризуется определенным соотношением ценностей, знаний и норм, которые существуют и на стихийном и на теоретическом уровнях. Вывод: Общественное сознание – это сознание не только индивида, но человека в его связи с обществом – и об обществе. Общественное сознание – это не конгломерат индивидуальных знаний а органическое целое духовное образование, включающее уровни теоретического и обыденного освоения мира, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского знания. Лекция X. Познание. “Только тот, кто носит в себе хаос, в состоянии родить танцующую звезду” Ф. Ницше
План 1. Познание, его сущность и смысл. 2. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм. 3. Виды познания. 4. Соотношение познания, практики и опыта. 5. Проблема истины в познании.
Познание, его сущность и смысл. Познание – процесс целенаправленного, активного отражения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практической деятельностью человечества; – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Познание бывает научное и ненаучное. Научное познание – процесс, направленный на получение системы знаний о сущностных взаимосвязях между явлениями природы, общества и мышления. Научное познание (направлено на исследование объективно-существующего) имеет три уровня: а/ фундаментальные теоретические исследования; б/ эмпирические исследования; в/ прикладные научные исследования. Ненаучное познание (художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое (например, магия), демологическое (народные, обыденные формы постижения бытия) и др.) не имеет четких рациональных критериев истинности, обоснованности. Сущность познания: познание является деятельностью по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Смысл теории познания выражен терминологически: теория познания называется гносеологией (от греч. “гнозис” – познавание, узнавание) или эпистемологией (от греч. “эпистема” – знание, умение, наука). Вывод: Процесс познания является предметом исследования общей теории познания.
Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе, как возможно познание? Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, например, Г.Гегель писал: “У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания…” Скептицизм – философская позиция радикального сомнения в истинности сознательно или бессознательно воспроизводящихся суждений и получаемых знаний. Например, античные софисты рассматривали относительность любой мысли, всегда зависящей от индивида ее мыслящего и обстоятельств; “причины же всех вещей” находятся в непрерывно изменяющейся материи, а люди могут воспринимать лишь некоторые из бесчисленных черт реальности. Агностицизм (от греч. “агностос” – недоступный познанию) – одна из тенденций мировоззренческого характера, а также философское учение, сопряженное с сомнением в возможности человека истинно познавать мир. Существует 2 разновидности агностицизма: – утверждается непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия (объективных законов природы, сущности вещей); – дополняет вышесказанное утверждением непознаваемости феноменов реальности в силу скрытости их от познания индивидом за пеленой иллюзорности, кажимости. Вывод: Многое познано человеком, но познание обнаруживает и бездну нашего невежества. Разум человека, по словам Рабиндраната Тагора, подобен лампе: чем ярче свет, тем гуще тень сомнений.
Виды познания. Процесс познания можно условно разделить на два этапа: а/ информационно-познавательный – исследование свойств реальных предметов, проверка знаний на практике; б/ творческий – формирование образов, моделей предметов, проектирование их желательных свойств. Кроме того, существует два уровня познания: а/ чувственный (включает 3 формы – ощущение, восприятие, представление); б/ рациональный (мышление) (включает 3 формы – понятие, суждение, умозаключение). При абсолютизации чувственного познания есть смысл говорить о сенсуализме, в ситуации пренебрежения этим уровнем познания в пользу мышления – о рационализме. На практике же процесс познания опирается на совокупность чувственных и рациональных форм. Познание многообразно, для примера рассмотрим четыре вида познания: 1/ житейское познание и знание основывается на наблюдении и смекалке, на согласовании с общепринятыми жизненными представлениями; полученные здесь знания имеют определяющее значение в процессе адаптации к природным условиям и быстро меняющимся социальным отношениям; 2/ практическое познание и знание формируется на основе практического, в том числе производственного воплощения принципов, разработанных наукой. Внедрение в производство конкретной идеи требует разработки технологии и учета производственного опыта, которым располагают инженеры и рабочие; 3/ художественное познание – целостное отображение мира и человека в нем; процесс воспроизведения и осмысления реальности в “живых лицах” реальности; 4/ научное познание предполагает не только констатацию фактов, но и их объяснение, осмысление во всей системе понятий данной науки. Вывод: Существует многообразие видов познания, поскольку последнее наряду с логическим мышлением включает в себя интуицию, вымысел, здравый смысл и т.д.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |