Предмет и особенности овощеводства
Б3.В.4. Овощеводство 35.03.04 Агрономия
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине Конспект лекций (на правах рукописи)
Абакан 1. Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины Б3.В.4. Овощеводство по направлению 35.03.04 Агрономия
2. Разработчик (и): Акимова О.И., доцент кафедры агрономии ФИО, должность
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры агрономии 03.09.2015 г. протокол № 1
Зав. кафедрой агрономии Кадычегов А.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………… 1. Значение, история развития и задачи отрасли овощеводства в России. 2. Ботанические и биологические особенности овощных растений. Классификация и происхождение овощных растений. 3. Отношение овощных растений к условиям внешней среды. 4. Технология производства овощей. 5. Устройство, обогрев и эксплуатация сооружений защищенного грунта. 6. Частное овощеводство 1).Капустные овощные растения 2). Луковые культуры Рекомендуемая литература ВВЕДЕНИЕ Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями профессиональных компетенции, предъявляемых ФГОС ВПО. К числу наиболее актуальных проблем относится проблема обеспечения населения овощами. Изучение дисциплины Овощеводство дает студентам знания, умения о морфо-биологических особенностях, закономерностях роста, развития, размножения овощных культур, передовых технологиях возделывания. Применение на практике которых выпускниками будет способствовать увеличению производства овощей. Дисциплина Овощеводство входит в профессиональный цикл учебного плана по направлению 35.03.04 Агрономия. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины: ботаника, земледелие, агрохимия, защита растений, физиология и биохимия растений, растениеводство. При изучении дисциплины Овощеводство, кроме данного конспекта лекций, следует пользоваться рабочей программой дисциплины, разработками практических занятий, рекомендациями по самостоятельному изучению дисциплины (см. УМКД), а также основной и дополнительной литературой, согласно приведенного списка. Тема 1. Значение, история развития и задачи отрасли овощеводства в России План лекции
Предмет и особенности овощеводства Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов. Горох, фасоль, бобы, кукурузу, используемые в овощеводстве для получения недозрелых семян, в полеводстве выращивают для получения сухих семян. Тыкву, морковь, брюкву, капусту в полеводстве используют как кормовые культуры. Землянику относят к ягодным культурам, хотя в XIX и начале XX в. ее считали огородной. В овощных севооборотах часто выращивают и ранний картофель. Во многих странах картофель относят к овощным культурам. Петрушку, капусту, морковь, тыкву, лук и другие овощные растения возделывают также и для получения лекарственных препаратов и эфирных масел. Наряду с травянистыми растениями объектами овощеводства считаются и высшие грибы: шампиньон, вешенка, кольцевик, сиитаке и др. Овощеводство — высокоспециализированная отрасль, в которой выделяют: овощеводство открытого грунта (производство овощей в поле); овощеводство защищенного грунта (выращивание рассады и овощей в теплицах и других культивационных сооружениях); бахчеводство — выращивание арбуза, дыни и тыквы в поле; овощное семеноводство — производство посевного материала. Овощные культуры представлены множеством видов, форм, сортов и большим разнообразием продуктовых органов, употребляемых в пищу в сыром, вареном или консервированном виде, что отличает их от полевых зерновых культур, возделываемых ради семян, употребляемых в основном в переработанном виде. С многообразием овощных культур, нежностью их продуктовых органов связаны трудности в создании унифицированных технологий и механизации возделывания. Овощные культуры относятся к наиболее трудоемким. Затраты труда на их выращивание в расчете на 1 га в 45 раз превышают затраты на возделывание зерновых культур, в 15 раз — на возделывание картофеля. Все овощные культуры относятся к группе пропашных. Защищенный грунт (теплицы, парники, шампиньонницы, укрытия) дает возможность создать оптимальные условия для растений и производить рассаду и овощи во внесезонное время, когда их нельзя вырастить в поле. Применение рассадной культуры, суть которой заключается в выращивании молодых растений (рассады) в специальных сооружениях и последующей пересадке их в поле или в другое сооружение, где они будут расти до уборки урожая, способствует более полному использованию земельной площади, солнечной радиации, лучшей защите молодых растений от неблагоприятных погодных условий, болезней и вредителей, снижению расхода семян на посев, обеспечению оптимальной густоты стояния растений в поле, получению раннего и более высокого урожая, чем при прямом посеве. В овощеводстве применяют такие технологические приемы, как доращивание и выгонка. При доращивании формирование продуктового органа (головки цветной капусты, кочанчиков брюссельской) идет за счет оттока пластических веществ в этот орган. Поздней осенью растения, начавшие формировать продуктовые органы в поле, выкапывают и переносят в теплицы или парники и прикапывают. При выгонке продуктовый орган образуется за счет оттока запасных веществ, накопленных в запасающем органе — луковице, корневище, корнеплоде. Эти органы используют в качестве посадочного материала, плотно высаживая в теплицах, других сооружениях, а иногда и в открытом грунте, что дает возможность в короткий срок обеспечить высокий выход продукции. Для лука-порея, петрушки и сельдерея применяют метод консервации (пристановки), когда поздней осенью выкопанные в поле растения переносят в теплицы, где поддерживают низкую положительную температуру. В овощеводстве защищенного грунта (часто и открытого) практикуются повторные посевы, когда в течение года площадь используют под несколько культур. Кроме того, применяют так называемые уплотненные посевы, когда на одной площади выращивают две культуры, различающиеся по использованию объема почвы и воздушного пространства. Плоды томата и дыни часто снимают недозрелыми. Для обеспечения их созревания (дозревания) в помещениях, где их хранят, поддерживают соответствующий температурный и влажностный режимы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2800)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |