Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восточные славяне в VI—VIII вв



2016-01-02 674 Обсуждений (0)
Восточные славяне в VI—VIII вв 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнейшие предки славян — праславяне — земледельческо-пастушеские племена, известны историкам с середины II тыся­челетия до н. э. Они занимали большую территорию в Централь­ной и Восточной Европе. Поселения этих племен изучены слабо из-за недостатка достоверной информации. Известно только, что своих умерших они сжигали, и этот погребальный обряд стал отличительной чертой праславян.

К середине I тысячелетия н. э. (в ходе Великого переселения народов IV—VII вв.) славянские племена разделились на три вет­ви: западную, южную и восточную. Все они прочно осели на землях от Балтики до Дуная и границ Византийской империи, от Вислы на западе до Волги на востоке.

Само название племен — славяне — появилось не сразу. Рим­ские авторы (писатель Плиний Старший, историк Тацит I в. н. э.) писали о венедах, обитавших в районе Волыни, Полесья и совре­менной Юго-Восточной Польши. Это были, вероятно, предки западных славян.

Византиец Прокопий Кесарийский и готский историк Иордан северных соседей Византии (Прикарпатье, Поднепровье) называли антами, склавинами и славянами.

К VII— VIII вв. слово «славяне» вытеснило все остальные и стало общим собирательным понятием для обозначения восточных славян.

Для восстановления истории восточных славян историки ис­пользуют информацию разныхтипов источников:

— вещественные, материальные остатки — предметы быта, оружие, одежда, украшения и антропологические данные (остан­ки людей);

— устные свидетельства — лингвистические данные — сохра­нившиеся слова;

— топонимические данные — названия рек и местностей;

— письменные сочинения иностранных (византийских, араб­ских) и отечественных авторов (летописец Нестор — Повесть вре­менных лет).

Анализ и обобщение информации источников позволяют су­дить о расселении восточнославянских племен, их хозяйстве, со­циальном устройстве, отношениях с соседями, уровне духовной жизни, верованиях и культуре.

Суровые климатические условия и, главное, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена, со­стоявшие из большого количества родов, создавать крупные объ­единения — племенные союзы. Повесть временных лет содержит географо-этнологические сведения о племенных союзах славян, в названиях которых отразились особенности местности или имена легендарных основателей первоначальных родов. Эта ин­формация подтверждается результатами археологических раско­пок — у разных племен были разной формы и узора женские ви­сочные кольца и погребальные обряды.

Территория каждого союза простиралась, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы:

— ильменские словене — в районе озера Ильмень и от Ладоги до Чудского озера, по реке Волхов до верховий Волги;

— кривичи — от Западной Двины до верховий Днепра и Волги;

— полочане (часть кривичей) — по реке Полота (район совре­менного г. Полоцк) в верховьях Западной Двины;

— дреговичи (от слова «дрягва» — болото) — в болотистой мест­ности Полесья, между реками Припять и Березина и на востоке до верховий Днепра;

— радимичи, названные по имени древнего предводителя Рад-ко, — междуречье Днепра и Десны;

— вятичи, названные по имени древнего предводителя Вятко, брата Радко, — в верховьях Оки и по течению Москвы-реки;

— древляне — в глухих лесах между Припятью, Днепром и вер­ховьями Южного Буга;

— северяне — между левым берегом Днепра и верховьями Оки, по течению рек Десна, Сула и Северский Донец;

— поляне — в среднем течении Днепра, вокруг Киева;

— уличи — от правого берега в нижнем течении Днепра до Южного Буга;

— тиверцы — между Южным Бугом и Днестром;

— белые хорваты — у подножия и по склонам Карпатских гор;

— бужане, или дулебы (с X в. волыняне) — между Бугом и вер­ховьями Вислы.

 

Соседи восточных славян:

— на юге и юго-западе (Причерноморье и Балканы) — Дунай­ская Болгария и Византийская империя;

— на юго-востоке (Нижняя Волга, степи между Каспийским и Азовскими морями) — Хазарский каганат;

— в нижнем течении Днепра — мадьяры (венгры); их после пе­реселения на запад (к озеру Балатон) сменили в конце IX в. ко­чевники печенеги;

— на востоке от Прикамья до Средней Волги — Волжско-Камская Булгария (Болгария) с мусульманским населением — тюрки;

— на северо-востоке — меря, мурома, мещера, мордва и марийцы;

— на севере и северо-западе — лето-литовские и финно-угор­ские племена.

Основа хозяйствавосточных славян долгое время вызывала споры историков:

В. О. Ключевский полагал, что торговля, так как славяне жили на пути «из варяг в греки» [Торговый путь «из варяг в греки», связывавший север и юг Европы, проходил от Балтийского моря по Неве и Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень и реке Ловать; далее волоком лодки тащили до верховий Днепра; по нему купцы спускались в Черное море, волоком преодолев днепровские пороги, и по прибрежным водам за­падной части Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда)].

Н. А. Рожков — охота, рыболовство и собирательство;

— современные историки вслед за С. М. Соловьевым (середи­на XIX в.) и С. Ф. Платоновым (начало XX в.) доказали, что ос­новным занятием восточных славян было земледелие. Эти выводы подтверждаются:

— материалами археологических раскопок (орудия труда, се­мена злаков и огородных культур);

— сведениями письменных источников (в частности, о раннем появлении единицы налогового обложения земледельческого характера: рало — плуг);

— лингвистическими данными (названия месяцев, соответст­вующие циклу земледельческих работ, и зерновых культур: «жито» — жизнь);

— религиозными языческими традициями славян, приносив­ших жертвы богам самым дорогим — хлебом и мясом.

Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, го­рох. Для изготовления тканей сеяли лен и коноплю.

Разница природно-климатических условий обусловливала су­ществование двух систем земледелия у восточных славян:

- в лес­ной полосе — подсечно-огневая,

- в лесостепной — переложная.

По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с желез­ным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространять­ся пашенное земледелие.

Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, сви­ней) и птиц (кур, гусей, уток).

Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение.

Потребности домашнего хозяйства и обороны от врагов вы­зывали необходимость создания ремесленных изделий — пред­метов быта, одежды, орудий труда и оружия. Однако ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество —

в VI-VII вв. еще не отделились от земледелия.

К VIII-IX вв. улучшение техники землепользования и совер­шенствование орудий труда позволяло собирать больший уро­жай. Теперь определенная часть соплеменников могла сосредо­точить свои усилия на изготовлении ремесленных изделий в от­рыве от сельскохозяйственных работ — постепенно ремесло отделялось от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовы­вая городища (погосты) - центры небольших округов. Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продук­ты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новго­род, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск — не менее 24, по подсчетам историков.

Отделение ремесла от сельского хозяйства и выгодное тран­зитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли, несмотря на в целом натуральный характер хозяйства, обусловленный низким уров­нем производительных сил. В качестве эквивалента обмена у славян появились сначала кожаные (куны, резаны), а потом и серебряные деньги (гривны). Археологи находят клады византий­ских и арабских монет — свидетельство торговых связей славян. Торговали в основном продуктами промыслов — мехами, вос­ком, медом, а также осуществляли транзитные торговые опера­ции, соединяя северные народы Балтийского региона с южными на Балканах и в Прикаспии (по волжскому пути).

В основе религии восточных славян лежало язычество — они обожествляли силы природы. Окружающий мир, по их мнению, был населен злыми и добрыми духами — упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п. В поклонении предкам славяне искали защиту, поэтому так распространен был культ Рода и Рожаницы — бога и богини плодородия. Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечав­ших» за само существование славян. У полян:

- бог неба — Сварог;

- бог солнца и животворящих сил природы — Даждьбог

(у других племен — Ярило, Хорос);

- бог ветра — Стрибог;

- бог грозы (грома, молнии) и войны (оружия) — Перун;

- покровитель скота — Велес;

- покровительница женщин и домашнего очага — Макошь.

Язычество — религия многобожия — полностью соответство­вало демократическому состоянию славянского общества.

Основу социального устройства восточных славян в древности составляла родовая община — объединение кровных родственни­ков, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече.

Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появле­ние усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства — все это привело к изменениям в социаль­ной структуре славянского общества.

Новые черты в социальном устройстве:

— формирование соседской (территориальной) общины — мир или вервь — в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков — знамен, обозначавших принадлежность данного участка земли определенной семье;

— возникновение частной (семейной) собственности на пахот­ную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя);

— постепенное складывание имущественного и социального не­равенства — свидетельство разложения родоплеменного строя;

— изменение социальной структуры: из обогатившейся (за­хват земли, военные походы) родоплеменной знати формирова­лось боярство — новый социальный слой, выделившийся из об­щины и владевший вотчинами (отчинами) — наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свобод­ные общинники выбирали военных предводителей — князей, но постепенно их власть из выборной превращалась в наследствен­ную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину — постоянную, професси­ональную военную силу.

Остатки родоплеменного строя:

— личная свобода всех общинников;

— народное ополчение;

— вечевой порядок решения важнейших общественных воп­росов.

Сосуществование новых и старых черт общественного устрой­ства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демокра­тии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. В это время складывались предпосылки для формирования государст­венности:

— успехи хозяйственного развития;

— социальные изменения;

— политические условия — межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению;

— желание установить контроль над торговым путем «из варяг в греки»;

— опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Об объединениях славян на пути к государственности извест­но из разных источников:

— летописи содержат информацию о князе Кие (правил вмес­те с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью частью вос­точных славян, живших в конце V — начале VI в. в среднем тече­нии Днепра) и старейшине Гостомысле (возглавлял объединение славян в районе Новгорода);

— византийские авторы сообщают о державе волынян — союз­нице Византии в конце

VI- начале VII в.;

— арабский путешественник Ибн-Хакуль в X в. писал о трех крупных племенных объединениях: - Куяба — в среднем течении Днепра;

- Славия — около оз. Ильмень с центром в Новгороде;

- Артания — возможно, располагалась в районе Чернигова, Рязани и

Тмутаракани.

Б. А. Рыбаков, историк и археолог XX в., предположил, что в начале IX в. из племенных союзов полян и северян образо­валось сильное политическое объединение Русь. Этим именем в последующие века стало называться государство, созданное в IX—X вв. на территории Восточной Европы.

Выводы:

1) Восточные славяне в VI—VIII вв. представляли собой земледельческие племена.

2) Они находились на стадии разложения родоплеменного строя.

3) В недрах их общественного устройства — военная демократия — постепенно складывались предпосылки для образования государ­ственности, т. е. новой, более высокой формы социально-поли­тического объединения.

 



2016-01-02 674 Обсуждений (0)
Восточные славяне в VI—VIII вв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восточные славяне в VI—VIII вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)