Борьба русского народа против польско-шведской интервенции
«Смута» в Московском царстве. Комплекс сложных явлений в начале XVII в. современники и историки назвали Смутой. Объяснение причин и сосредоточение внимания на тех или иных событиях этого периода зависело от идейно-политических позиций историков. Авраамий Палицын (начало XVII в.) в Смуте видел помрачение в умах и Божье наказание за грехи человеческие. Н. М. Карамзин (начало XIX в.) связывал события с пресечением «династии Рюрико-вичей» и с ослаблением самодержавия. Борьбой государства с анархией (в лице казачества) объяснял произошедшее С. М. Соловьев (середина XIX в.). С. Ф. Платонов (конец XIX — начало XX в.) объяснял Смуту переплетением действий разнородных политических и социальных групп, личными амбициями и внешнеполитическим вмешательством. Советские историки основной акцент делали на анализе «первой крестьянской войны», сочетавшейся с внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией. Современные историки определяют Смуту как гражданскую войну, причина которой — ослабление государственности, вызванное экономическими, социальными и политическими факторами. Предпосылки событий начала XVII в.: — династический кризис— после смерти Ивана Грозного царский престол занял Федор Иоаннович (1584—1598),по состоянию здоровья и по характеру неспособный управлять государством. Всеми делами при нем занимался боярин Борис Годунов, шурин царя. В 1590-х гг. были достигнуты некоторые успехи во внутренних и внешних делах: - обозначился хозяйственный подъем; - проведена успешная война 1590—1595 гг. со Швецией, после которой Россия вернула Ям, Копорье, Иван-город и Корелу, получив выход к Балтике; - отражены татарские набеги и заключен мир с Крымским ханством (1598 г.); - в 1600 г. восстановлено перемирие с Польшей; усилена оборона южной и восточной границ: построены города-крепости на юге (Курск, Белгород) и на Волге (Самара, Саратов, Царицын). Со смертью Федора прервалась «династия Рюриковичей» — царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах еще в 1591 г. Земский собор избрал на царство Годунова (1598-1605),которого поддержал Иов— первый Патриарх Русской Православной Церкви, избранный в 1598 г.; — экономическая нестабильность государства— стихийные бедствия (дожди и ранние заморозки) вызвали неурожаи 1601— 1602 гг., распространение голода в центральных и северных районах страны; — рост недовольства холопов, которых феодалы изгоняли из своих усадеб из-за нехватки продуктов. Годунов приказал раздавать хлеб из государственных закромов, но это не спасло ситуацию — холопы скапливались в районе Северской Украины и образовывали дружины «боевых холопов». К ним присоединялись беглые крестьяне — достаточно было искры, чтобы разгорелся социальный взрыв; — недовольство бояр продворянской политикой Годунова — раздача денежного жалованья и земель с крестьянами, освобождение барской запашки от выплаты налогов, облегчение военной службы. Нарастание противоречий внутри правящих сословий привело к непрочности верховной центральной власти; — агрессивные замыслы Польши и Швеции, использовавших внутреннее ослабление Первый этап скрытой интервенции. В октябре 1604 г.на юго-западе России (близ Чернигова) появился отряд самозванца, объявившего себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Личность этого человека до сих пор остается загадкой. По официальной версии им был беглый монах Григорий Отрепьевиз обедневшей дворянской семьи, близкой к боярам Романовым. Одно время он был секретарем Патриарха Иова, хорошо знал порядки при дворе русского царя и детали смерти царевича Дмитрия в Угличе. Все это помогло ему начать свою интригу. Он бежал в Польшу, получил там поддержку польских дворян (шляхты) и магнатов. Самозванец сулил им земельные и денежные вознаграждения, распространение католичества в России. Он обручился с дочерью сандомирского воеводы Мариной Мнишек,обещая после венчания отдать ей в правление Новгород и Псков. Несмотря на поражение от царских войск у Добрыничей в январе 1605 г., Лжедмитрию удалось получить поддержку местного населения. Оно увидело в нем «доброго и истинного» будущего царя, который одарит своих сторонников землями, льготами и привилегиями. Неожиданная смерть царя Бориса в апреле 1605 г. облегчила Лжедмитрию продвиже-ние в центр России, так как на его сторону стали переходить царские войска. Бояре не признали нового царя — сына Бориса Годунова 16-летнего Федора. Вначале июня 1605 г. его свергли, а затем и убили. Восставшие москвичи помогли отрядам самозванца войти в Москву. Он встретился с Марией Нагой, последней женой Ивана Грозного и матерью царевича Дмитрия. Она признала в самозванце своего сына. Договорившись с Боярской думой, в июле 1606 г.он венчался на царство под именем Дмитрий. Новый царь не оправдал надежд поддержавших его казаков, крестьян и холопов. Под давлением бояр Лжедмитрий не дал казакам особых привилегий и приказал вывести их отряды из Москвы. Сохранялись крепостнические порядки, усилились поборы с крестьян. Огромные платежи иностранным наемникам, личные траты и разгульный образ жизни царя опустошили казну. Желая заручиться поддержкой дворян, Лжедмитрий раздавал им земли и деньги, но подготовка к походу на Крым вызвала недовольство многих служилых людей. Боярскую думу раздражала самостоятельность царя в принятии решений, элементы «западничества» в его взглядах и поведении (он окружил себя поляками, не соблюдал православных обрядов, Думу переименовал в Сенат). Лжедмитрий не смог выполнить обещания, данные польскому королю и католической церкви, и поэтому он лишился их поддержки. В мае 1606 г.воспользовавшись новым восстанием москвичей, оскорбленных поведением царя, бояре свергли Лжедмитрия во время его свадьбы с Мариной Мнишек. Тело убитого самозванца был выставлено на Красной площади «всем на посмеяние». Затем труп сожгли, смешали с порохом и выстрелили из пушки в сторону Запада — туда, откуда он пришел. Второй этап скрытой интервенции. В мае 1606 г. на царский трон бояре возвели своего человека — князя Василия Ивановича Шуйского (1606-1610).Новый царь подписал «крестоцеловальную запись» — обещание править в интересах боярства, не казнить без суда и не отнимать имущество у родственников осужденных. Это была первая попытка боярства ограничить царский произвол. Крепостнические порядки оставались прежними. Более того, в мае 1607 г. в разгар антиправительственного восстания был издан указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. Василий Шуйский для укрепления своего положения и прекращения самозванства приказал перенести останки царевича Дмитрия в Архангельский собор в Московском Кремле. «Убиенного отрока» канонизировали, но это не предотвратило распространения слухов, что «истинный царь Дмитрий Иванович» чудесным образом спасся от расправы во время восстания в Москве. Вновь в юго-западных районах страны собирались новые отряды.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |